Мезенцев А.Л.

Центр детского творчества

г. Уссурийск

 

клуб   карта сайта

[Доклад на краевой конференции по проблемам детского туризма, посвященной 85-летию дополнительного образования. Январь 2004 г., г. Находка]

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛУБЕ ЮНЫХ АРХЕОЛОГОВ «РЕЗЕРВ»

 

Клуб юных археологов «Резерв» был создан в ноябре 1988 г. в Доме пионеров и школьников (ныне Центр детского творчества) г. Уссурийск. Деятельность клуба базируется на следующих принципах:

·        целостный системный характер работы

·        перспективность

·        использование передовых достижений науки

Исходя из принципов выделяются главные цели:

·        предоставление школьникам среднего и старшего звена широкого спектра образовательных услуг для формирования основных общекультурных и методологических компетентностей

·        организация комфортной среды для наиболее полной реализации творческого потенциала, социальной активности детей

Направления и виды деятельности клуба:

 

Направления деятельности

Виды деятельности

Образовательное

1. Занятия

  • теоретические
  • лабораторные
  • камеральные
  • музейные
  • полевые

2. Слёты юных археологов

3. Краеведческие конференции

Исследовательское

1. Археологическая разведка

2. Археологические раскопки

3. Кабинетное исследование

4. Научно-практические конференции

Социально-педагогическое

1. Выявление и постановка на учёт памятников археологии

2. Создание музея

3. Создание и функционирование учебно-воспитательной среды

4. Учебно-тренировочные сборы

5. Клубные праздники

6. Летние полевые лагеря

 

Развитие личности ребёнка и включение её в активную познавательную, преобразовательную и коммуникативную деятельность происходит в несколько этапов:

Первый этап

1 – 3 месяца

Пробуждение познавательного интереса, ознакомление с клубом

Ребёнок получает минимальный базовый набор знаний по предмету, необходимую информацию для реализации возможности сделать самостоятельный, обусловленный выбор участия в деятельности объединения

Второй этап

1 – 1,5 года

Формирование устойчивого познавательного интереса, активная интеграция ребёнка во внутриклубную среду, актуализация возможностей активного включения в широкую социальную среду

Ребёнок получает широкий спектр знаний и умений, осваивается в коллективе, получает опору для широкой социальной активности

Третий этап

2 – 3 года

Закрепление устойчивого интереса, активное взаимодействие во внутриклубной среде, интеграция в широкую социальную среду

Ребёнок имеет широкий спектр знаний, умений и навыков, мотивацию деятельности, систему ценностных ориентаций, получает готовность к активному включению в широкую социальную среду

 

Результатом работы клуба на данный момент является бессменное лидерство «Резерва» в краевых слётах юных археологов с 1991 г. В 1993 и 1995 годах резервовцы становились серебренными призёрами Всероссийских туристско-краеведческих фестивалей. Программа клуба в 1997 г. стала лауреатом III Всероссийского конкурса авторских программ в системе дополнительного образования (9 место из 627 программ) (Об итогах … 1998), методические разработки стали лауреатами выставок «Образование – 2000» и «Образование – 2002». Руководитель клуба Бровко Д.В. в 2002 г. стал победителем городского и краевого конкурсов «Учитель года», лауреатом аналогичного Всероссийского конкурса, лауреатом премии Президента Российской Федерации. В 2003 г. в клуб пришёл 1500-й резервовец.

На данный момент наши дети участвовали в 45 археологических экспедициях, в том числе в 9 международных. Провели более 560 походов. Выявили более 400 новых археологических памятников. Сделали ряд уникальных открытий.

 

С самого начала появления ребёнка в клубе большое внимание уделяется развитию навыков самоуправления. В первую очередь внимание обращается на коллективное самоуправление и только затем на индивидуальное. Нововведения в педагогике, ориентированные на приоритеты западных педагогов (личность выше коллектива) не всегда приемлемы в отечественной практике.

«Удар, который был нанесен по педагогике коллективного творчества, деятельности с позиций индивидуализма и гуманизма до сих пор еще не осмыслен. Сколько бы мы ни умилялись детству, но надо признать: детство – это период, который надо прожить, чтобы стать взрослым, оттого, что заполняет твое детство и как оно идет, зависит скорость взросления и богатство человеческой субъективности. Нельзя детство определять как самодостаточный и полноценный период жизни, так как это может оставить человека в этом периоде навсегда. Мы можем получить “общество детей”, то есть недоразвитых взрослых, с которыми очень страшно иметь дело в реальной жизни. Педагогика коллективно-творческих дел, формирование коллективов – это путь адаптации человека в мире, это его взросление, его становление, определенный путь к себе.

Иерархичность и демократичность – лишь способы структурирования общественной жизни, причем говорить, что второе лучше первого однозначно не следует. Демократия на фоне современной техногенной цивилизации есть механизм превращения человеческих групп в толпы, массы. Массовизация нас захлестывает, теперь она стала реальностью и в школе. Мы постоянно имеем дело с толпой. Толпа правит бал. Осознание, что это явление эпохальное не утешает.

Сегодняшняя ситуация – есть ситуация, рожденная лозунгом: “Всеобщая демократизация” - она утверждает приоритет личностного начала над группой, коллективом, она разрушает иерархичность. Личность, которая не может уже ничего противопоставить тем новым хватким “волчатам”, которые уже идут и за которыми уже просматриваются “шакалята”.

Школа больна всеми болезнями общества. Под лозунгом “гуманизации” четко просматривается затягивание времени детства, позднее взросление. Результат – инфантилизация школы и общества. Сегодня мы можем фиксировать ослабление ответственного отношения к реальности, которую формирует каждый для себя и своих близких (но самое печальное, что идет и ослабление ответственного отношения к своему будущему)» [сайт Епифановой Ольги Анатольевны].

 

Развитие самоуправления – один из механизмов должного взросления ребёнка.

В системе детских объединений (в частности в клубе юных археологов «Резерв») самоуправление, по сути, является механизмом с двумя доминантами. Первой доминантой является обучение детей основам самоорганизации в цивилизованную структуру. Вторая доминанта – помощь руководителю в организации деятельности объединения. В нашем случае наиболее качественно этот механизм начинает действовать через научно-исследовательскую работу, базирующуюся на трёх компонентах: полевые раскопочные работы (экспедиции), полевые разведочные работы (походы) и лабораторная (кабинетная) работа.

Развитие самоуправления влечёт развитие креативности, через которую активизируются творчество, инициатива, познавательный интерес, самостоятельность.

В силу своих социальных особенностей человек только в одиночестве пребывает вне системы. Два человека выстраивают систему взаимоотношений, правил, требований и т.п. С увеличением количества членов коллектива возрастает сложность системы. Особенностью самоорганизации системы является её иерархичность. Для человека, как системообразующей единицы, первично не стремление решить реальную, бытийную задачу, которую проще решить сообща – а стремление получить посредством системообразования больше положительных и отрицательных ощущений: т.е. жить активнее на уровне чувств (Веллер 2002, с.52). Без должного внешнего контроля образуется негуманная система с жестким лидером, его окружением, нейтральной пассивной группой и изгоями (например: дедовщина в армии, пахан на зоне, главарь в дворовой ватаге). Близкие системы наблюдаются в школьных классах.

Создавая детский коллектив, ни один педагог дополнительного образования не уходит от проблемы возникновения системы. Вопрос лишь, в каком качестве он окажется в рамках этой системы. Худший вариант – сторонний наблюдатель. Один из лучших вариантов – незримый лидер. В этом случае педагог фактически управляет основным потоком событий, но дети считают себя творцами коллективного бытия. Идеальный вариант – дети всё делают правильно сами, но это уже фантастика, а не педагогика.

Самоуправление приобретает целесообразность лишь в случае реальной необходимости. Его не следует превращать в игрушку. Клуб «Резерв» создавался автором после демобилизации из армии и часто интуитивно или с позиций взгляда на подростков как на будущих призывников выстраивалась модель внутренней организации клуба. В армии, в первую очередь, оказывались унижаемыми безынициативные, слабохарактерные юноши без навыков элементарного самообслуживания. Уберечь от этого своих учеников стало первым основным желанием.

В процессе работы с детьми начали вырисовываться базовые, опорные моменты. Первой базовой опорой явилось развитие самообслуживания. В походах – помой за собой посуду. В экспедициях – назначены дежурные, которые готовят пищу и моют посуду. Общий и личный контроль школьников за внешним видом своим и лагеря. На этих элементах стали выделяться лидеры, из числа которых был назначен первый вождь клуба. В полевых условиях клуб рассматривается как первобытное племя, отсюда происхождение многих внутриклубных наименований. Летом 1989 г. мы готовились к своему первому краевому слёту юных археологов, поэтому роль вождя первоначально была скорее номинальной – у команды должен быть капитан. С течением времени обозначились полномочия Вождя, затем Великого Вождя.

Если первый вождь Николай I выделялся возрастом и умениями и более двух лет являлся единоличным лидером, то после его ухода выросли инициативные подростки, которым одной должности оказалось мало. К этому времени клуб вырос количественно, внутри которого возникали аморфные микрогруппы. В течение одного лета на подведениях были выдвинуты Шаман и Дегустатер.

Подведение – вторая базовая опора. Подведение итогов дня проводится обязательно. Это племенной совет, на котором каждый вечер обсуждаются итоги дня, а в заключительный день экспедиции или лета проводится Большое подведение. Первоначальной идеей подведения являлась компенсация авторитарности педагога демократичностью коллектива. Здесь важно не допустить перекоса в какую-либо сторону. Незаметно в клубе демократичность утратила свои позиции и в 1997 г. мы столкнулись с новым явлением: после подведения дети проводили собственное подведение без руководителей и не по законам клуба, а по законам улицы. Одно дело – осознать педагогам свои ошибки, другое – перестроить системные отношения. Мы потратили на это более года.

Третья базовая опора - законы клуба, разделяемые на «смертные» и «обычные грехи». За «смертные грехи» следует исключение из клуба или закрытие лета, если подросток к этому времени имеет определённые «заслуги» перед клубом. Под «заслугами» подразумевается чемпионский титул ребёнка, действия, благоприятствующие развитию клуба, наличие важных открытий и т.п. «Закрытие лета» - понятие, означающее запрет на выезд в экспедиции текущего или следующего года. К смертным грехам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков, драка, подрыв авторитета клуба, нарушение закона честности, воровство, частое использование нецензурных слов. К «обычным грехам» относятся единичные нецензурные выражения, оскорбления, неуважение к одноклубникам и преподавателям, использование некультурных выражений (сквернословие). Спектр воздействия при этих нарушениях широк: от закрытия походов до дежурства по кабинетам. Различные проступки оцениваются штрафными баллами, которые можно компенсировать различными добрыми делами. При этом личная инициатива в поиске добрых дел дополнительно поощряется. Не приветствуется неджентльменское поведение парней по отношению к девушкам (нарушение клубного закона о матриархате), так же как и привнесение в клуб элементов уличного поведения. Решение о наказании выносится руководителями клуба, наказания по «обычным грехам» может налагаться Великим Вождём и дежурными по лагерю. Наказания по «смертным грехам» выносится только руководителями и проводится через клубное собрание. Если исключённый из клуба желает вернуться в клуб, он предлагает комплекс каких-то крупных добрых дел, по исполнению которых общим собранием тайным голосованием принимается вопрос о его возвращении в клуб. Под «добрыми делами» подразумеваются действия, принёсшие пользу клубу. За историю клуба из «Резерва» было исключено 25 школьников, пятеро из них пожелали вернуться обратно в клуб. Лето или экспедиции закрывались шести школьникам. Каждый учебный год подносит какие-то нюансы заставляющие расширять и модернизировать воспитательные методики. Данная работа ни когда не является однообразной и даже схожие ситуации требуют различной реакции руководителей клуба.

Информированность – четвёртая базовая опора. С 1990 г. стал выпускаться клубный бюллетень «Тарчилуччи». Первоначально школьники оценивались по одному параметру – успеваемость. Сегодня ребёнок оценивается по 12 параметрам. Наглядность достижений породила негласное соревнование среди детей. Многим захотелось быть в каком-то параметре лучшим или максимально приблизиться к рекорду группы, рекорду года или рекорду клуба. С другой стороны, это один из стимулов активизации не только практической деятельности, но и познавательного интереса (Щукина 1971, с.130-145).

«Тарчилуччи» имеет следующие параметры:

·        «титул» - показатель пройденных этапов посвящения (своеобразный стаж ребёнка в клубе);

·        «звание» - показатель, фиксирующий уровень успеваемости и определяющий степень льгот;

·        «плюсы» - суммарная оценка успеваемости, меняет звания через 250 (1-2 год обучения), 200 (3 год обучения) и 150 (4-5 года обучения) плюсов;

·        «звезда» - показатель количества краевых и выше мероприятий, в которых ребёнок принимал участие (рекорд клуба – 4, его имеют пять человек);

·        «открытие» - показатель количества открытий, сделанных ребёнком (рекорд клуба – 24, Карелин Саша, 11 поток);

·        «экспедиции» - показатель количества экспедиций, в которых участвовал школьник (рекорд клуба - 16, Каневский Антон, 4 поток);

·        «походы» - показатель количества походов (рекорд клуба - 65, Бочарников Игорь, 9 поток);

·        «полевые дни» - показатель количества дней проведённых в походах или экспедициях (рекорд клуба - 372, Галигабаров Петя, 4 поток);

·        «километраж» - показатель суммарного количества километров, пройденных в походах или экспедициях (рекорд клуба - 1571, Бочарников Игорь, 9 поток);

·        «льготы» - индекс льгот, связанный с успеваемостью и влияющий на степень наказания при проступках или совершении обычных грехов;

·        «баллы» - индекс проступков или нарушения клубных законов, выражается в цифровом обозначении со знаком « (минус), которые следует исправлять при отсутствии льгот или индекс добрых дел, выражаемый цифрами со знаком «+» (плюс). «Плюс баллы» могут компенсировать «минус баллы». Если к концу учебного года остаются свободные «плюс баллы», то они пересчитываются к «плюсам» (оценкам), повышая тем самым уровень льгот на лето;

·        «прогулы» - количество прогулов в течение учебного года, если набрано критическое количество (на каждый учебный год по-разному, обычно 8-12) появляется шанс не поехать в экспедицию. Учитываются лишь прогулы без веской причины.

Вероятно, наиболее удачной моделью самоуправления является взаимовстречная, при которой часть идей вносится старшими, а другая часть – школьниками. Навязываемое сверху самоуправление может существовать и даже приносить определённые внешние результаты, но пока дети не начнут творить сами от самоуправления будет мало пользы.

К настоящему времени в клубе востребованы две выборные должности: Великий Вождь и Великий Шаман. Предпринимались попытки ввести должности вождей в учебных группах в учебном году, но реальной потребности в этом не было, и вожди стали номинальными, а затем упразднились. Возможно, не все ресурсы этого аспекта были использованы. В прошлом, когда финансирование позволяло организовывать двухотрядные лагеря, во главе одного отряда стоял Великий Вождь, во главе второго – Вождь. В последние годы почти во всех экспедициях вводилась должность Кондитера.

Уже после означенной над заголовком конференции, в первой (старшей) группе возникли проблемы, для решения которых дети предложили избирать в группах Вождей, которые будут заниматься регулированием внутригрупповых вопросов.

По итогам летних экспедиций проводится анонимное анкетирование «Бумажное вече», в котором, среди прочих, содержатся вопросы «Как нам расширить самоуправление? Что резервовцы могут делать сами, без контроля со стороны пап?» Папы – клубное наименование руководителей. Пункт «На мой взгляд Великий Вождь должен предполагает перечень полномочий, которые может выполнять это выборное лицо. Здесь же принимаются кандидатуры на должность Великого Вождя.

Самоуправление наиболее актуально в летних экспедициях, в остальное время его потенциал задействован гораздо слабее.

Сегодня круг полномочий Великого Вождя выражен следующим. На нём лежат комендантские проблемы: порядок в лагере, наличие воды и дров, график дежурства. Вождь занимается организацией наведения порядка в жилых палатках и на территории лагеря. На эту деятельность отводится полчаса после завтрака перед выходом на раскоп. После наведения порядка папы с вождём и любыми желающими осматривают палатки и территорию лагеря. Практикуется коллективная ответственность жильцов палатки за свою палатку и всех за территорию лагеря. Вождь самостоятельно определяет способ обеспечения кухни дровами и водой (при необходимости). Составляется график очерёдности, либо определяется время коллективной работы. Существует ряд вариаций, которые вождь определяет единолично или иначе. Были вожди, которые эти вопросы обсуждали коллективно, некоторые – только со своим потоком (школьниками, пришедшими в клуб в один год), третьи варьировали. Вождь самостоятельно разрабатывает график дежурства по кухне. Эта практика реализуется с 1995 г. Первоначально составлявшиеся графики устраивали не всех, некоторые пытали апеллировать к папам, но за одно лето эти проблемы удалось снять. Вожди научились учитывать интересы товарищей. Непреложным правилом стало назначение дежурного, впервые выехавшего в экспедицию, только в паре с опытным резервовцем. С 1999 г. дежурных утром стали поднимать вожди. До этого пытались будильник передавать дежурным, но те нередко просыпали. Затем руководители сами поднимали дежурных. Утренняя побудка заставила снять вождя с дежурства. Ежедневный подъём до шести утра утомляет психологически, особенно в начале лета. Неожиданный эффект нововведение получило в глазах детей. Должность резко выросла в своей значимости. Возможно, менталитетная формула – «Чем выше начальник, тем меньше он работает», получила своё наглядное подтверждение. Вождь обязательно присутствует при передачи дежурства, являясь гарантом должного прохождения процедуры, решая спорные вопросы между дежурными. Руководители могут изменять решения вождя лишь в случаях угрозы здоровью или психологической травмы.

Великий Вождь избирается на итоговом годовом собрании клуба, которое проводится 31 мая или 1 июня. Примерно за две недели кандидаты начинают разворачивать свои кампании. Круг кандидатов определяется Командой на Зимовье. Команда – ядро активистов, как правило, интеллектуальная элита клуба, участники краевых слётов. В первую очередь рассматриваются представители первой команды, выступающих на соревнованиях как «Резерв-I». Зимовьё – пятидневный учебно-тренировочный сбор обоих команд во время весенних каникул с вывозом группы в лесной домик. Здесь проходит серия психологических тренингов на формирование команды, личностный рост и т.д., а также полностью отрабатывается программа слёта, за исключением раскопочных работ. На собрании кандидаты озвучивают свои программы, которые обычно обсуждаются ещё до собрания, и тайным голосованием производятся выборы. Действующий вождь может повторно выставлять свою кандидатуру. Но более трёх раз один человек на должность не избирался в силу окончания школы и перехода в категорию Ветеранов.

Обязанности Великого Шамана проще. Он заместитель вождя. По сути, его функция, обычно, не продуктивна, но именно он обеспечивает полноту чувств. Шаман устраивает камлания на погоду, на победу Команды, на интересные находки и т.д., чего только душа желает. По большому счёту – клуб – это разновидность игры с элементами реальности. Шаман подчёркивает колорит археологии. Мы – первобытное племя и у нас не так, как у других сверстников (авиамоделистов, танцоров и т.д.). Шаман обеспечивает остроту эмоций, на сколько позволяет фантазия. Конечно, участие руководителя здесь более значимо, по сравнению с вождём. Шаман избирается только уходящим из племени шаманом (Передача Силы) и остаётся в этой должности до окончания школы, либо избрания Великим Вождём. На последнем большом племенном совете шаману было вменено в обязанности ведение летописи, поскольку лето 2003 года осталось без дневников.

Кондитер – работа ежедневная. В традиции клуба обязательная выпечка пирожков, булочек или пирогов к вечернему чаю. Обычно этим занимались завтрашние дежурные, но стали возникать осложнения с передачей дежурства. В 1999 г. было решено избрать кондитера, который ежедневно готовил бы тесто и после ужина выпекал разные вкусности. Данный человек освобождался от дежурства. Эта абсолютно детская инициатива получила всестороннюю поддержку.

Остальные соплеменники не отстранены от самоуправления. Возможность реализуется через подведение. Подведение проводится в конце дня в папце (специально оборудованное общественное место) или на кухне. Традиционно его начинает Великий Вождь. Он анализирует день и объявляет дежурных на послезавтра. Затем выступает Шаман. После него говорит сосед слева и далее по часовой стрелке. Главный принцип подведения – понравилось, не понравилось, предложения. Каждый говорит о том, что ему понравилось в течение дня, что не понравилось и свои предложения – это обязательная часть. Остальное высказывается по желанию. Ответы типа «Согласен с предыдущим» - отвергаются, важна личная оценка. Наряду с одноклубниками могут обсуждаться и руководители. Последними анализируют день папы. Если в течение дня возникали спорные ситуации, они обсуждаются после выступления старших. Заключением подведения является «торжественная часть» - разбор штрафников. Ироническое название закрепилось и воспринимается как естественное. Каждый ребёнок по кругу называет число заработанных штрафных баллов. Когда их больше «0», учитываются льготы. Если после вычета льгот баллы ещё остаются, коллективно определяется способ их исправления. Чаще всего, это благоустройство лагеря. Проявленная штрафником инициатива по исправлению баллов премируется.

Стандартный день в экспедициях складывается следующим образом. В 6 часов встаёт вождь и поднимает дежурных. До 8 часов готовится завтрак. В 7.45 поднимается лагерь. После подъёма пробежка к водоёму (инициатива детей после учебно-тренировочного сбора). Умывание с голым торсом. Для парней это является обязательным условием с первого полевого сезона клуба, а девушки в 2003 г. затребовали равноправия и стали обтираться в купальниках. После завтрака наведение порядка и выход на раскоп. С 9 до 13 часов – раскоп. В 14.00 – обед. Затем отдых, игры на воде. В 17 часов полдник, после которого игровая программа. 20.00 – ужин. Затем досуговые мероприятия, спортивные игры. В 23.00 – подведение, вечерний чай, отбой.

Всё свободное время планируется до экспедиции, но дети вносят существенные коррективы.

Раз в один-два года проводится игра «Остров». Игра – дни самоуправления. Предварительно, два-три вечера проводятся тренинги в игровой форме, в которых моделируются разные элементы автономного существования. Далее, в неизвестное детям время, объявляется о произошедшем крушении и высадке на необитаемый остров без старших. Руководители попали на другой остров, заблаговременно приготовив набор продуктов на три дня и необходимую посуду. Всё остальное в лагере находится в распоряжении детей. Островам запрещено взаимодействовать друг с другом за исключением работы на раскопе. Руководители могут наблюдать со стороны и в случае угрозы здоровью и психологической травмы – остановить игру. После игры проводится основательное подведение. Неожиданность начала игры вносит свой колорит. У нас игра начиналась днём после раскопа, на ночь после подведения, в 4 часа утра с подъёмом по тревоге, в досуговое время.

Дежурство на кухне – процедура не самая беззаботная, но здесь имеется большое поле для самовыражения. Меню определяется дежурными, а по истечению недели коллективно определяются лучшие дежурные, которые получают вкусный приз.

Учебно-тренировочные сборы – мероприятия, на которых самоуправление оказывается востребованным в течение учебного года. Мартовский УТС проводится в лесном домике, майские – в палатках. Здесь жизнь протекает по экспедиционному порядку. Исключением является лишь кухня, на которую на каждый приём пищи назначаются новые дежурные.

В остальной части учебного года элементы самоуправления находят применение при подготовке к походу, камеральной обработке материала и в работе над докладами.

Практика самоуправления должна быть оправдана реальной необходимостью. Данная необходимость может возникнуть как по инициативе детей, так и наставников. Это огромное поле для  педагогического поиска и возможности направления энергии учеников в созидательное русло.

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Веллер М. Кассандра. СПб. 2002.

2.      Об итогах III Всероссийского конкурса авторских программ в системе дополнительного образования. // Вестник образования. 1998. №7.

3.      Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. «Педагогика». 1971. - 352 с.

 



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

клуб   карта сайта

 

Hosted by uCoz