ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
начало темы клуб
Обучение школьников археологии является сложным процессом, насыщенным разнообразием форм и методов работы. Это разнообразие является необходимым условием для организации эффективной познавательной деятельности широкого круга обучающихся детей.
Основной запас базовых теоретических и практических знаний школьники получают на занятиях.
Большая часть учебного времени отводится теоретическим занятиям. Это наименование в известной мере условное, поскольку на этих занятиях, чаще всего происходит комплексный процесс получения знаний, развития умений и навыков с решением практических задач. Фундамент этих занятий – изучение общей археологии, ее методов, изучение истории первобытного общества, археологии первобытного общества на территориальном, региональном и мировом уровнях.
В первый год обучения первые три месяца представляют собой ознакомительный курс введения в науку. На этом этапе я пробуждаю у детей познавательный интерес, а также даю минимально необходимый набор знаний о предмете. Последнее важно потому, что часть детей, начавшаяся заниматься по программе, прекращает занятия по различным причинам. Далее изучается археоло-гия и история Приморья от каменного века до этнографического времени. В последующие годы происходит изучение первобытной археологии как отдельной дисциплины с привлечением данных большого количества смежных наук.
Содержание занятий в течение года имеет следующую общую последовательность: методика, основной курс первобытной археологии, основы полевой жизнедеятельности.
При подборе содержания занятий учитываю следующие требования: новизна содержания, обновление знаний, практическая необходимость в знаниях, показ учащимся современных научных достижений, интеграция знаний, системность.
Среди методов обучения, используемых на занятиях, преобладающая роль принадлежит эвристике. Динамичность частично-поисковой деятельности особенно активно используется на первом-втором годах обучения. В то же время, исходя их возрастных особенностей 13-летних подростков, проявляющих заметную установку на запоминание материала, реализуется объяснительно-иллюстративная практика.
Познание новых явлений обязательно проходит через их образное восприятие. Для этого их необходимо ассоциировать с чем-то привычным и по-нятным, необходимо отталкиваться от реальной жизненной практики ребенка. А поскольку она невелика, а изучаемые явления – остатки «мертвой», дано не существующей культуры, то необходимо очень серьезно подходить к формированию образов. Во-первых, максимально используются все возможные анало-гии с реальной практикой и ретроспективный анализ явлений. Во вторых, обя-зательно эмоциональное описание явлений. А в-третьих, самое главное, изучаемые явления рассматриваются в связи с человеком, причем не только абстрактным человеком из прошлого – явления проецируются на конкретного субъекта познавательного процесса. «Антропный» подход, таким образом, определяет целостность познания.
Применение проблемного изложения и исследовательских методов также практикуется для первого-второго года обучения, однако наибольшее применение эти методы находят в группах третьего-пятого годов обучения, когда их реализация подкреплена и имеющимся багажом знаний по предмету, и возрастными особенностями.
Особенно эффективным является использование интереса детей к собственному мнению и самоанализу. Археология – очень вероятностная наука, отличающаяся многообразием интерпретаций. Мнения и варианты решений предлагаемых проблем бывает трудно верифицировать, что заранее обрекает высказывающихся по проблеме подростков на «ситуацию успеха».
Необходимостью в археологии является иллюстративный компонент. Тем более он важен в данном случае. Особая роль здесь принадлежит наглядности. Использую, первую очередь, коллекции реальных артефактов (кстати, собранные самими детьми), различные технологические, структурные схемы, типолисты культур, фото, видеоматериалы.
Среди отдельных приемов, используемых на занятиях, отметим этимоло-гический разборов терминов, дифференцированные групповые задания, упрощенно-юмористическое объяснение сложных явлений с неожиданными аналогиями, постановку интригующих задач, вопросов, ответ на которые дается в конце занятия или на следующем занятии.
Успешное повторение пройденного материала является одним из условий его усвоения, формирования умений и навыков. В системе курса «Перво-бытная археология и палеоэкология» повторительные занятия проходят после изучения каждого раздела. Какие задачи ставятся на этих занятиях?
1. Закрепить в памяти базовые понятия и проблемы курса.
2. Обобщить, систематизировать полученные знания.
3. Развивать умения и навыки анализа и синтеза.
4. Прививать логику научного мышления.
5. Развивать навыки свободного владения специальной терминологией
Согласно моей позиции, даже если занятие повторительное, оно не должно сводиться к простому воспроизведению ранее известных фактов. Лю-бое занятие должно нести в себе продуктивный элемент. Таким образом, проводя повторение, будь то на специальном занятии, либо в начале или конце комбинированного урока, помимо простых вопросов, типа «что такое артефакт?» необходимо стараться с помощью вопросов получить новое знание о рассмотренном предмете.
В системе повторения большую роль играет работа по развитию навыков владения терминологией. Успешное усвоение археологической терминологии – залог правильного и быстрого понимания текущей темы, важный шаг на пути формирования научного мышления. Здесь используется такая форма, как проведение игры «Алфавит» в трех вариантах:
1. Школьники получают задание вспомнить и записать на листе бу-маги все археологические термины, названия, т.е. любые слова, связанные с археологией, начинающиеся на три предложенные буквы.
2. Подобная работа производится устно – перечисляются буквы по алфавиту, а дети вспоминают по несколько терминов (здесь именно терминов).
3. Педагог использует археологический словарь. Зачитывается определение термина, а дети должны этот термин назвать.
Правильное использование терминологии может закрепляться и в другом виде: задания на создание логической связи нескольких случайно отобран-ных терминов, веселая игра «Сплетни» (последовательный пересказ двумя соревнующимися группами текста).
«Запоминательная» ориентация 13-ти летних подростков, максимально используется, таким образом, для усвоения наибольшего количества терминов и понятий именно в этот период.
Большую роль в повторении играет решение проблемных задач. Самым простым из вариантов является объяснение какого-либо факта, полученного в процессе полевых работ. Например, на известном бохайском поселении случайно были обнаружены несколько каменных грузил для сетей. Задача – объяснить эту находку, т.е., могут ли грузила относиться к бохайскому времени, если да, то с какой вероятностью, если нет, то необходимо доказать двухслойность памятника. Более сложными задачами могут быть такие: объяснить смысл на-несения на керамический сосуд узора в виде имитации рыболовной сети и спирального орнамента, на основании стратиграфии двух – трех памятников, используя стратиграфический метод датировки, определить примерный возраст одного из слоев.
Обязательным элементом повторения выступает работа с коллекциями или отдельными артефактами. Здесь можно ставить самые разные и многочисленные задания, варьирующие по степени сложности от самых простых (например, определить название изделия, прием его изготовления) до более сложных (определить дату, дать описание, определить тип изделия). Наиболее сложными будут задачи по сравнению разновременных и разнокультурных артефактов или их групп, классификации, выявлению в преднамеренно смешанной коллекции подобных групп находок.

Разнообразны лабораторные работы. Основная их задача - дать необходимые практические навыки, которые являются опорным стимулом развития интереса, в сочетании с новизной содержания и многообразием форм самостоятельной работы.
Если в процессе изучения теоретического материала различные артефакты привлекаются в качестве наглядных пособий, отражающих основные признаки археологической культуры, то лабораторные занятия позволяют школь-нику работать с массовым материалом на уровне анализа и синтеза.
Во время лабораторных занятий закрепляются знания по основным при-знакам археологических культур, рассматриваются на массовом материале ха-рактерные и нехарактерные черты. Предоставляется практическая возможность научиться отличать артефакты одной культуры от других, хотя на качественное закрепление этого умения требуется не одно занятие. Существуют отдельные лабораторные занятия с керамикой, как наиболее массовой категорией артефак-тов на приморских памятниках. Здесь из массы черепков школьники выделяют гончарные и лепные фрагменты, особенности теста и отощителей, рассматриваются различные типы венчиков и способы их изготовления, та же самая работа проводится с доньями, рассматриваются различные приёмы нанесения орнамента, особенности ручек и т.д.
Часть лабораторного занятия может быть посвящена рисованию артефактов. Овладение методами научной графики важная задача, требующая целенаправленной длительной работы.
В конце учебного года проходят лабораторные работы, посвященные обучению работы с различным оборудованием - нивелиром, теодолитом, бус-солью и обычным компасом. Освоение специальных приборов дает детям определенные профессиональные знания, стимулирует их дальнейшую актив-ность.
Ещё одна лабораторная работа, которая проводится в конце учебного года - обучение разметке раскопа. Для этого во дворе школьниками проводится весь объем необходимых работ: ориентирование по сторонам света, построение прямых углов по теореме Пифагора, метровая разметка, натяжка сетки. Овладение этими умениями экономит время работы в экспедициях. Рассказываются основные правила ведения раскопочной документации, но поскольку это пер-сональная работа начальника раскопа, то ей обучаются в полном объеме лишь школьники, участвующие в краевых соревнованиях.

На камеральных занятиях отрабатываются навыки обычной будничной работы археолога, требующей большой усидчивости и внимания. В данном случае, только первое занятие является обучающим, остальные, как правило, будут сугубо практическими.
Поскольку 7-8 класс – возраст, когда изменяется характер активности, когда детей начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства, то использование камеральных занятий считаю вполне оправданным.
Принесенный с памятника артефакт нуждается в промывке или иной очистке, шифровке (маркировке) и упаковке. Эти операции, при овладении опреде-ленными умениями, выполняются детьми в полном объеме.
Еще одна форма камеральных работ - реконструкция изделий. Обычно это работа по реконструкции сосудов, которые склеиваются из кусочков, иногда собранных не в одном, а в ряде походов на какой-то памятник. В этом случае срабатывает принцип головоломки, когда по ряду признаков, многие из которых очень незначительны, приходится определять в каком месте сосуда находился тот или иной черепок. Увлечённые школьники могут очень долгое время заниматься этой работой. Привлекает маленькое чудо, когда из груды черепков из-под твоих рук входит ваза, кувшин или горшок, конкретное изделие древних людей, разрушенное природой и восстановленное твоими руками.
Стимул интереса в данной работе содержится в понимании её необходимости, ибо без этого невозможно дальнейшее использование артефактов ни в музейной экспозиции, ни в качестве наглядного пособия, ни при дальнейшей научной обработке. Эта работа позволяет детям ощутить маленький, но собственный вклад в поиски научной информации в длительной череде обработки артефактов.

Одним из результатов камеральной обработки коллекций является их экспонирование в музее. Создание и функционирование учебного музея – одна из важнейших задач в системе моей работы. Музейные занятия направлены на освоение теоретических основ музееведения, на подготовку витрин, отбор и составление экспозиций. Важным моментом здесь выступает реализация линии: находка ребенком артефакта – камеральная обработка – экспонирование. Образовательная ценность музея состоит в возможности использования экспозиций для иллюстраций теоретических занятий. В процессе музейных занятий дети реализуют и закрепляют не только специальные знания, но и разнообразные навыки прикладной деятельности.

Полевые занятия представляют собой одно- или многодневный поход или экскурсию. На них решаются самые разнообразные задачи.
Полевые занятия имеют большие педагогические возможности: конкретизация понятия; содействие созданию ярких, образных представлений; при-влечение разнообразных источников знания; воспроизведение изучаемых явле-ний и событий, реконструирование прошлого.
Этот тип занятия способствует развитию мышления и воображения уча-щихся; активизирует и обогащает познавательную деятельность; возбуждает и развивает интерес к далёкому прошлому; формирует мировоззрение; расширяет кругозор; повышает культуру; решает воспитательные задачи.
Важнейшая задача полевого занятия - научить детей видеть в объекте его прошлое. Эмоционально-насыщенный образный рассказ, в данном случае, по-могает как бы перенестись школьникам в ту эпоху, стать современниками определённых событий.
Экскурсии проводятся в наиболее известные музеи с археологическими коллекциями Приморья - краевой музей им. В.К. Арсеньева, музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, музей археологии и этнологии ДВГУ) и в с. Сергеевка Партизанского района (школьный музей, частный музей С.Н. Гарпенко). При посещении владивостокских музеев в делаю упор на знакомство детей с артефактами, на основе которых написана древняя история края. Увидеть вещи более впечатлительно, чем их рисунки или фотографии. Кроме того, появляется возможность увидеть учёных, о которых столько рассказывали или читали.
Поход - основной тип полевых занятий. При этом походы подразделяются на учебные, исследовательские и мониторинговые. Учебные походы прово-дятся для школьников первого-второго годов обучения. Их основная задача - научить ребёнка ориентироваться в особенностях микрорельефа, определять искусственные изменения ландшафта, отличать археологические памятники от иных объектов.
Самый первый поход проводится на Краснояровское городище (с. Утёс-ное Уссурийского района). Городище существовало в XII-XIII вв. Открыто в 1868 году. Исследования велись до революции, в 60-х годах, немного в 80-х годах и продолжены с 1995 г. Сегодня памятник отождествляется с г. Кайюань, столицей государства Восточное Ся. Поход полностью пеший (13 км). Развёрнутая история этого памятника рассказывается по пути на городище. На месте, перед подъемом на городище, выясняются причины поселения людей на от-дельной труднодоступной сопке, затем осматриваются валы, рвы, следы жилищ, раскопы последних лет. Основная цель этого похода - научить определять на местности крупный город и следы сооружений в нём. После знакомства с памятником дети обедают, затем проводится игровая программа, и пеший переход домой завершает поход.
Учебные походы проводятся и на другие археологические памятники, они связаны с изучением определённой теоретической темы. Изучение теории сопровождается посещением памятников изучаемой эпохи. Эти походы могут быть как вводными, так и итоговыми или обзорными. В окрестностях Уссурийска имеются археологические памятники, которые являются опорными при изучении всех эпох.
Туристские навыки передвижения в тех или иных условиях отрабатываются в каждом походе, они необходимы для будущих исследовательских работ. Кроме того, на Барановском вулкане имеются три скалодрома, на которых спелеологи и скалолазы отрабатывают подъёмы со спусками (вертикальное движение) и траверс (горизонтальное движение). Если для вертикали требуется спе-циальная страховка, то на траверсе дети ползают с огромным удовольствием, но это делается в тёплое время года. Чем разнообразнее учебный поход, тем он более интересен для школьников. Узко археологические походы интересны для старших школьников, но это, как правило, походы второго и третьего типов. Для проведения этих походов необходим Открытый лист – документ, дающий право проведения археологических исследований.
Помимо всего, походы являются прекрасным средством укрепления здоровья и развития физической подготовки.
Практика показывает, что в клубе имеется группа детей, для которых более интересны не теоретические занятия, а походы. К ним используется инди-видуальный подход для развития интереса к науке. Эти дети с большим удовольствием занимаются какими-то практическими делами, что им обычно и предлагается.
Помимо решения учебных задач походы позволяют лучше узнать детей, составить более полный их психологический портрет. Необходимо отметить, что в походах возникают как физические, так и психологические проблемы, самостоятельное решение которых ребёнком в гораздо большей степени раскрывает его потенциал, инициативу, качества. Да и сами дети в таких ситуациях оценивают своих товарищей и педагогов. Зачастую, именно благодаря походам складывается наиболее активное ядро клуба.

Краевые слеты юных археологов проводятся в период летней полевой практики в июле. Программа слета, разработанная при моем непосредственном участии (смотри Приложение) подразделяется на основные (профилирующие) и дополнительные виды соревнований и предусматривает групповые и индиви-дуальные конкурсы.
Основные виды конкурсов:
- археологический раскоп;
- археологическая викторина;
- археологическая конференция;
-; первичное обследование археологического памятника;
- анализ артефактов.
Дополнительные виды:
- представление команды
- художественная самодеятельность
- эмблема слета
- газета
- полевой быт
Викторина является устным экзаменом по билетной системе и направлена на выявление глубины теоретических знаний. Конференция - защита школьни-ками написанных докладов, результатов исследовательской работы - здесь оценивается умение обрабатывать материал, анализировать и т.п. При первичном обследовании памятника школьники должны определить его тип, составить описание и план, датировать и т.д. Раскоп - основной конкурс, оценивается правильность выбора методики разборки культурного слоя, правильность про-ведения работ и ведения полевой документации.
Каждый конкурс несёт огромное моральное напряжение и его главный интерес - победа.
Необходимо учитывать, что ребёнок, как правило, некомфортно чувствует себя перед любым экзаменом, в том числе и перед слётом (слет – это своеобразный экзамен, итог годовой работы), особенно если он впервые едет на соревнования. Дети с опытом участия в слёте обычно менее напряжены. Для того, чтобы частично снять это напряжение, в течение учебного года для команды проводятся учебно-тренировочные сборы. Одной из задач, решаемых на учебно-тренировочных сборах, является теоретическая и практическая подготовка команды к участию в соревнованиях. Сборы являются выездными и проводятся в период весенних каникул или майских праздников.
На сборах моделируются конкурсы слетов, проверяется уровень подготовленности команд, диагностируются моменты, требующие коррекции и дополнительной работы. Здесь же отрабатывается одно из важнейших умений - умение задавать вопросы. Знать свою тему и отвечать на вопросы судей или соперников может любой зубрилка, но лишь думающий, вникающий в суть, ориентирующийся в теме излагаемого, может сам задавать вопросы. Заданный вопрос - это, прежде всего, выявленная ошибка или неточность выступающего. В таких случаях проявляется интерес к глубине собственных знаний - «сколько знаю я, а сколько он?»
Обязательной составляющей частью программы сбора является социально-педагогическая работа, что будет отражено в соответствующем разделе.
Заинтересованность в победе - основной стимул для школьников в до-полнительных занятиях, своеобразной домашней работе, которой в клубе нет. В последние годы этот стимул усиливает моральная ответственность за имидж клуба. С 1991 г. резервовцы бессменно являются чемпионами края и никому из ныне занимающихся в клубе, не хочется быть тем, из-за кого команда может потерять свой титул. Здесь уже, действительно, ребята работают не за страх, а за совесть, как гласит народная мудрость. Перечитывая массу литературы, школьники не раз удивляли повышением уровня своих знаний. В течение полугодия, когда начинается интенсивная подготовка к слёту, познавательный инте-рес школьников эволюционирует, как говорится, на глазах.

Краеведческие конференции также являются итогом образовательной и исследовательской деятельности школьников. Подготовленные и прочитанные доклады наглядно и объективно демонстрируют уровень обученности детей. Другим важным умением является умение слушать других, разбираться в излагаемой теме и задавать по ней вопросы. Во время подготовки к конференциям актуализируется большой объем знаний по теме работы, приобретаются дополнительные специальные знания, причем большая часть из них – в процессе самостоятельной работы с литературой. Конференции проводятся не реже одного раза в год на разных уровнях: клубном, городском, краевом.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Hosted by uCoz