ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
начало темы клуб
Знакомство с археологией и ее методами - первый шаг в развитии интереса школьников к миру древностей. Второй шаг - приобщение школьников к исследовательской работе, это уже иной уровень – продуктивный, творческий в сочетании с открытием нового или расширением представлений об известном. Эта форма работы начинает практиковаться со второго года обучения, расширяется на третьем и становится основной на четвёртом-пятом годах обучения в клубе, что объясняется постепенным сдвигом теоретической мыслительной активности и тягой к самостоятельным решениям к 15-ти-летнему возрасту. Иногда элементы этой работы применяются в группах первого года обучения в конце учебного года, если какая-то группа имеет соответствующую для этого подготовку. В процессе данной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи.
Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Здесь учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками креативного процесса.
Специфика ученических исследований - малоизученные краеведческие объекты, это создаёт большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учителя и учащихся. Пробуждение глубокого интереса к исследовательской работе во многом зависит от выбора тем, включаю-щих элементы исследования. Самая перспективная в археологии тема, которую успешно разрабатывают школьники - «Выявление новых археологических памятников». Вообще одним из важных условий осуществления исследовательской работы является ее перспективное планирование и доведение поставленных целей до всего коллектива.
Исследовательская работа, проводимая школьниками, условно может быть разделена на три составляющих части: полевую (археологические разведки и раскопки), кабинетную и научно-практическую.

Археологическая разведка – поиск новых памятников археологии. Разведки проводятся обычно осенью и весной, хотя и апробирована практика зимних разведок. К настоящему времени резервовцами открыто около 350 памятников, из них около 320 - в Уссурийском районе. Данная работа обычно ведётся коллективно и ей посвящаются отдельные походы. В этих походах школьники определяют перспективные территории, на которых могут располагаться памятники, составляют описание и план памятника.
Поскольку обследуемые территории велики, большая часть работы по их изучению проводится именно детьми. Мне чаще приходится лишь направлять исследовательские группы и констатировать результаты.
В отдельных случаях школьники самостоятельно проводят эту работу, отдыхая с родителями на природе, в гостях у бабушки и т.п.

Археологические раскопки - коллективная работа по исследованию археологического памятника, проводимая только под руководством специалиста-археолога. Здесь школьниками осваиваются азы различных раскопочных методик. Они принимают непосредственное участие в разборке культурных слоёв, первичной обработке материала. Во время раскопок дети в полной мере могут применить полученные на занятиях знания и умения. Если юным археологам первого года обучения поручаются наиболее простые виды работ, то ребята постарше могут успешно справляться с расчистками объектов, проявляя вполне профессиональные качества.
Еще раз отметим важность того, что весь процесс полевых исследований посвящен определенным, всем известным целям и является органической частю всего образовательного процесса.

Кабинетные археологические исследования имеют цель анализа археологических источников и получения новой научной информации. Этим они отличаются от простой камеральной обработки, но последняя является их необходимой предпосылкой. Часто исследования проводятся и на камеральных занятиях. Еще с первых занятий дети узнают о том, что любая находка в археологии важна, прежде всего, той информацией, которую можно из нее получить.
В кабинетном исследовании есть возможность показать в полной мере объем интеграционных связей археологии с точными науками. Особенно эффективным является проведение лабораторных исследований технологии производства керамической посуды, планиграфических реконструкций.
Здесь есть возможность также применить все полученные детьми знания по анализу предметов, их интерпретации, описанию, классификации, типологии, зарисовке.

Основными результатами кабинетного исследования будут ежегодные научные отчеты, предоставляемые в Отдел полевых исследований Института археологии РАН (г. Москва) и научные доклады и статьи, подготовленные для печати и для обсуждения на научно-практических конференциях.
Подготовка школьниками научных докладов для выступления с ними на различных конференциях является одной из важнейших составляющих частей в процессе подготовки юных археологов. Именно здесь ребенок может применить на практике все полученные знания и провести самостоятельное научное исследование. Как показывает опыт, большинство детей с удовольствием занимается подготовкой докладов, а, учитывая, что кроме написания работы будет необходима ее защита (т.е. идет подготовка к соревнованию), школьники получают дополнительное стимулирование творческой активности.
При подготовке докладов к любому мероприятию, прежде всего, важен психологический настрой ребенка и осознание им всего смысла предстоящей работы. Обязательно объясняется цель работы, ученик должен представлять, какое значение будет играть проделанные им труд в науке. В данном случае, конечно же, на первом месте остается задача развития ребенка, его мышления, умений и навыков, но авторская позиция такова, что любая работа должна быть продуктивной и в научном плане. Когда дети приходят в клуб первый раз, я говорю им о том, что археология – это такая наука, где открытия, в том числе и очень важные, могут делать такие школьники как они. Поэтому научная важность, новизна каждой исследовательской работы – непременное условие, причем, оценивать эту новизну будут судьи, слушатели, читатели, т.е., оценка будет объективной.
В авторской практике школьники готовят работы четырех уровней сложности:
1. Компилятивное исследование. На этом начальном уровне основное содержание работы состоит в изучении опубликованных материалов (библиографическая часть) и архивных материалов (научные полевые отчеты). Дети учатся проводить письменного источника, отбор необходимых материалов. При работе с архивными данными (чаще всего используются полевые отчеты руководителя) происходит отбор и анализ фактов, делаются определенные обобщения, выводы. Обязательной частью является знакомство с самой коллекцией, описанной в полевом отчете – ученики прослеживают описание находок, примеры их анализа. Примером работы компилятивного уровня является приведенный в приложении доклад на краевой конференции Марченко Сергея (13 лет, второй год обучения).
2. Компиляция с элементами самостоятельного исследования. Здесь используются все выше названные виды работ, но какая-то часть обяза-тельно носит самостоятельные характер – ребенок сам проводит описание археологических источников (находок). Работа с источниками происходит при помощи методических рекомендаций (смотри в приложении). Примером работы второго уровня сложности является доклад Гриенко Виталия (12 лет, второй год обучения). В работах первых двух уровней допускается большая роль педагога в написании самого текста – прежде чем дети научаться делать это самостоятельно, необходимо на практике показать, как это делается, как выглядит структура исследования, где необходимо использовать сноски, как строить логику изложения. Подобные подход можно считать вполне допустимым, так как, в любом случае ученики будут самостоятельно защищать написанную работу.
3. Самостоятельное исследование. На этом уровне полностью выполняется весь объем работ, связанных с докладом – отбор источников, их обработка (используя методические рекомендации), зарисовка, анализ, работа с литературой, построение выводов. Роль педагога, как участника исследования, уменьшается. Примером работы такого плана является доклад Бурачинской Елены (15 лет, четвертый год обучения).
4. Научная статья. Это наивысший уровень исследовательской работы школьников. Непременным его условием является предварительная подготовка работы третьего уровня, на основании чего и пишется статья. Поскольку данная работа уже выходит за рамки обучения, относится к профессиональной деятельности и предназначается для публикации в научном издании, здесь действуют иные принципы подготовки. Во-первых, чаще всего, статья будет совместной, т.е. в числе авторов будет научный руководитель. Весь объем работы может быть поделен между авторами. Обязательным является совместная подготовка выводов и корректировка текста. Примером такого сотрудничества является статья, подготовленная для второго выпуска «Уссурийского краеведческого вестника» при участии Гриценко Яны (16 лет, третий год обучения) и Бурачинской Елены.
Работы над докладами является очень трудоемкой. Для учащихся 4-5-го годов обучения данная работа является обязательной, входящей в учебную программу. С некоторыми учениками 1-го года обучения работы первого уровня подготавливаются к краевым слетам. Учащиеся второго года обучения также готовят такие работы к слетам и конференциям. При этом, поскольку данная работа считается в клубе престижной, происходит специальный отбор участников соревнований. Темами работ становятся результаты полевых исследований клуба.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Hosted by uCoz