СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
начало темы | клуб |
Важнейшей задачей деятельности клуба является активное включение детей как в особую внутриклубную среду, так и в социально значимую деятельность вообще.
В процессе всей учебно-исследовательской деятельности школьниками открывается большое количество памятников археологии, проводятся мероприятия по их сохранению. Эта работа, связанная с выявлением и постановкой на государственную охрану памятников археологии является наиболее ощутимым социально значимым результатом. Ребенок, включаясь в охрану памятников родной земли, получает богатый опыт деятельности, стимулированной, главным образом, лишь фактором собственной самореализации. Другим направлением, сходным с вышеописанным, является создание и функционирование музея клуба. Здесь деятельность ребенка получает оценку большого количества людей, особенно сверстников, посещающих музей. Только представте себе, что чувствует ребенок, когда вещь, найденная им в земле превращается благодаря его же работе в экспонат, привлекающий внимание посетителей. Создание и функционирование учебно-воспитательной среды внутри клуба является обязательным и важнейшим направлением работы педагога и его воспитанников. Исходным принципом является совместный характер деятельности, обусловленный единой целью – создание комфортных условий для протекания всех процессов. Включение ребенка в особую клубную среду начинается со знакомства с традициями и законами клуба. Традиция, если она полезная и добрая, а еще и веселая, имеет большое психологическое воздействие. Стать сопричастным традициям, быть посвященным в них – важный момент на пути включения детей в среду клуба. Коротко остановимся на некоторых традициях и символике. Клуб имеет свой флаг – разделенное по диагонали полотнище синего цвета в правой верхней части и зеленого – в левой нижней. Синий цвет символизирует чистый цвет неба, зеленый – чистый цвет земли. Это означает, что те, кто собрался по этим флагом, имеют чистые помыслы. Девиз клуба: «Мы – резерв науки». Эмблема клуба включает в себя изображения важнейших для приморской археологии находок, сделанных «резервовцами» - чжурчженьского шлема и концевого диска корсаковского храма бохайского времени, а также надпись на латинском языке «Через тернии к звездам». Одним из необычных для детей законов, исполнение которых требуется в клубе, является высокая культура общения, в которой запрещены любые оскорбления (например, дурак) и многие другие слова ставшие ныне обыденной речью. Практика показывает, что год активных занятий в клубе вполне позволяет корректировать этот процесс. Более того, старшие дети начинают корректировать младших. Важнейшей является традиция подведений. Совместное подведение итогов любого мероприятия, дня, проведенного в «поле», приучает детей умению говорить от своего имени, высказывать свою точку зрения, быть соучастником всех событий. Хорошей ежегодной традицией является система посвящений – каждый ребенок, занимающийся в клубе, проходит определенные стадии роста, выражающиеся в соответствующих титулах. Традиция может быть и очень полезной для здоровья, например, традиция утреннего обливания холодной водой для мальчиков. С этого начинается каждое утро в полевых условиях – и летом и зимой. Сильнее всяких педагогических методик воспитывает среда, в которой находятся дети. Поэтому важной составляющей моей социально-педагогической работы является конструирование и коррекция психологического климата в коллективе, создание такой среды, которая бы формировала нужные личностные качества. С этой целью проводится цикл психологических тренингов, игровых мероприятий, наибольшая часть которых реализуется в период деятельности полевых лагерей (как отдельные формы работы) и на учебно-тренировочных сборах. Последние названную цель имеют как приоритетную. Сборы являются выездными (в зимовье или палатках) и проводятся в период весенних каникул или майских праздников. Все три-четыре дня сбора проходят как одно большое тренинговое мероприятие. Я использую адаптированные к возрасту и ситуации методики Н. Козлова и В. Петрусинского. Результаты видны очень контрастно. Группа, участвовавшая в сборе, заметно отличается от других одноклубников коммуникативной стратегией. Ощущение принадлежности к особой среде складывается и за счет клуб-ных праздников, отмечать которые совместно стало доброй традицией. Есть у нас собственные праздники – День рождения клуба (11 ноября), День «Резерва» (19 марта), День археологов (15 августа). Заметьте, как важно – дети отмечают профессиональный праздник! Среди других праздников всегда отмечаются дни рождения детей, Новый год, День защитников отечества, Международный женский день. Особо, специально подготовленным военным парадом с элементами маскарада, отмечается День независимости России. Специфика последнего праздника в том, что он отмечается во время работы летнего лагеря, где полевые условия и тема никогда не позволяют быть одному параду похожим на другой. Традиционным и важнейшим праздничным мероприятием является подведение итогов полевого сезона, совпадающее с Днем рождения клуба. Именно в этот день собираются вместе все члены клуба и его выпускники – «ветераны». Один из основных стимулов, привлекающих школьников в клуб – участие в работе летних полевых лагерей. Деятельность лагеря носит научно-исследовательский характер (что было описано выше), а также оздоро-вительный. Научный поиск, вместе с романтикой путешествий, создаёт хоро-шие условия для учебной и воспитательной работы. Обширна и программа лагеря, при этом экспедиции каждого месяца имеют свои особенности. Общим является работа на раскопах, обследование окрестностей археологических памятников, поиск новых археологических памятников, овладение комплексными методами изучения археологических памятни-ков, камеральной обработкой материала в полевых условиях, экскурсии на ин-тересные объекты в окрестностях (монастырь, курорт, монументы и т.п.). В июньской экспедиции (1 смена лагеря) большая часть свободного времени уде-ляется подготовке к краевому слёту юных археологов. В ходе июльской экспедиции (2 смена) школьники участвуют в слёте. Августовская экспедиция (3 смена) более плотно насыщена досуговыми мероприятиями, что является весьма полезным перед началом учебного года. Лагерь работает на принципах самоуправления. Все хозяйственные работы выполняются самими учащимися, а жизнь лагеря строится на принципе са-мообслуживания: обеспечение лагеря дровами, водой, приготовление пищи и т.п. Перед началом полевого сезона в «Резерве» клубным собранием избирается Великий Вождь, на котором в лагере лежит основной груз комендантских проблем. Я стараюсь не вмешиваться в деятельность Великого Вождя, если он не допускает явных нарушений своих обязанностей. Великий Вождь самостоя-тельно разрабатывает график дежурства по кухне и столовой, организует работы по благоустройству лагеря, наведению порядка, проводит подведение итогов дня и прочее. Ежедневно вечером проводится подведение итогов дня, на котором коллективно анализируется прожитый день, планируется грядущий день, анализируются действия каждого подростка и педагогов, корректируются планы на будущее. Кроме организационных моментов подведение несёт огромную воспитательную нагрузку. Экспедиция длится 20-25 дней и проводится в различных уголках Примо-рья. Кроме всего вышеперечисленного, это прекрасная возможность для самореализации школьника, возможность самостоятельно определять основное русло своей деятельности на эти три недели, что очень важно для подростка. Всё это делает лагерь настолько интересным, что он даёт эмоциональный заряд на целый год. Для того чтобы описать все, что происходит в археологических лагерях, проводимых клубом юных археологов «Резерв» потребуется не один десяток страниц. Поэтому остановимся лишь на двух моментах, не нашедших пока отражение в настоящей работе. Есть в «Резерве» такая шутка. Для чего мы едем в экспедицию? Конечно же, чтобы поесть! Шутка шуткой, но смысл в ней глубокий. Поскольку в лю-бых поездках мы всегда готовим сами, т.е. дежурят по кухне дети, процесс приготвления пищи и все, что с ним связано, приобретает для детей очень близкое личностное значение. Подавляющее большинство первокурсников, приходя в клуб, не имеют никакого представления о кухне, в том числе и девочки. Это конечно прискорбно, но все поправимо. Выезжая в поход или экспедицию, ребенок сознательно берет на себя обязанность обеспечивать свои потребности в здоровой еде. Иначе нельзя, поскольку дежурство происходит по очереди и достается всем без исключения. Очень важно, однако, не просто доверить Вождю назначение дежурных и удалиться. Здесь необходим постоянный контроль, советы, обучение, вплоть до полного участия в приготовлении блюда. Особенно это важно во время первой в году экспедиции, когда больше половины ее состава – новички. Как правило, большую часть времени приходится отдавать кухне. Зато в августе можно будет расслабиться и положится на подготовленные кадры. Как показывает опыт, дети легко и с энтузиазмом воспринимают идею приготовить какое-нибудь необычное для полевого лагеря блюдо. Так, напри-мер, мы всем лагерем можем делать вареники. Последние годы, после длительной подготовки, традицией стало приготовление на вечерний чай пирожков или булочек из дрожжевого теста. И делают это мальчишки, только закончившие 7-й класс! Ребята постарше могут создать и более сложное произведение, например, пирог ко дню рождения друга. Само по себе дежурство, а вернее отношение к нему ребенка, в течение всего дня может очень многое раскрыть в нем. Некоторые дети вдруг обнару-живают, что готовить пищу – интересное дело, начинают применять творческий подход, экспериментировать. Другие просто «отбывают» дежурство, но безразличия нет никогда. Можно с уверенностью сказать, что дежурство по кухне в археологической экспедиции играет большую воспитательную, дисциплинирующую роль. Поэтому я не боюсь потратить на обучение дежурству слишком много времени. Так уж сложилось в полевой жизни, что гитара и песни под нее являются обязательным атрибутом. Без них не обходится ни один вечер в экспедиции, ни одна дальняя поездка. В течение многих лет мне приходилось самому играть и петь в наших экспедициях, готовить художественную самодеятельность на слеты. А три года назад такое положение дел просто перестало устраивать и, поскольку в экспедициях всегда остается какое-то свободное время, его было решено пускать на обучение игре на гитаре (вот уж где пришлось потрудиться). В результате 70 % мальчишек заиграли и запели. Более того, они сами стали, как могли, обучать младших – «Ура, заработало!». «Резерв» с самого начала своего существования был поющей командой. Причем не только поющей, но и пишущей песни. Песни пишутся к слетам, праздникам, даже к дням рождения. Какие-то из них живут недолго, и их хватает только на одно исполнение, другие же приживаются и становятся частью традиции. Несколько таких песен предлагаются в Приложении. Они написаны на музыку известных авторов и поется в них о самом важном – о друзьях, экспедициях, лете, а нашем непростом и важном деле. Песня «Оглянись вокруг» стала чем-то вроде гимна клуба. Среди других песен можно отметить несколько известных и популярных у нас – «Милая моя», «Вот это для мужчин». «Серега Санин» Юрия Визбора, «Время колокольчиков» А. Башлачева, и другие. Не остаются в стороне и популярные эстрадные песни разных исполнителей и стилей. Любим петь и веселые шуточные песни, с удовольствием сочиняем их вместе. |