ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ |
начало темы | клуб |
Проблема самовыражения часто рождает самые разнообразные интересы. Одной из актуальных она является и для подростков. Важность осознания собственных достижений неоднократно оговорена психологами. Особенно внешний оценочный стимул важен для детей 12-13 лет. Своеобразный практицизм возраста позволяет решать через него широкий комплекс задач. Осознание достижений происходит в свете сравнительной информации по отношению к другим членам коллектива, коллегам и т.п. Источником клубной информации о достижениях каждого является еженедельный бюллетень «Тарчилуччи» (смотри Приложение). Он включает двенадцать параметров, по которым оценивается каждый «резервовец». К ним относятся:
* «титул» - показатель пройденных этапов посвящений (своеобразный стаж ребёнка в клубе); * «звание» - показатель, фиксирующий уровень успеваемости и определяющий степень льгот; * «плюсы» - суммарная оценка успеваемости (плюсы «зарабатываются» на занятиях и являются, прежде всего, отражением количества вложенного ,в добычу знаний труда, а не результат самого процесса) - меняют звания через 250 (1-2 год обучения), 200 (3 год обучения) и 150 (4-5 года обучения); * «краевые мероприятия» - показатель количества краевых мероприятий, в которых принял участие ребенок; * «открытия» - показатель количества сделанных открытий (например, обнаруженных археологических памятников (рекорд клуба – 24, Карелин Саша); * «экспедиции» - показатель количества экспедиций, в которых участвовал школьник (рекорд клуба - 16, Каневский Антон) * «походы» - показатель количества походов (рекорд клуба – 65 Бочарников Игорь) * «полевые дни» - показатель количества дней проведённых в походах или экспедициях (рекорд клуба - 372, Галигабаров Петя); * «километраж» - показатель суммарного количества километров, пройденных в походах или экспедициях (рекорд клуба – 1571, Бочарников Игорь); * «льготы» - индекс льгот, связанный с успеваемостью и влияющий на степень наказания за нарушение законов клуба; * «баллы» - индекс проступков или нарушения клубных законов, выражается в цифровом обозначении со знаком «-» (минус), которые следует исправлять при отсутствии льгот или индекс добрых дел, выражаемый цифрами со знаком «+» (плюс). «Плюс баллы» могут компенсировать «минус баллы». * «прогулы» - количество прогулов в течение учебного года, если набрано критическое количество (на каждый учебный год по-разному, обычно 8-12) появляется шанс не поехать в экспедицию. Учитываются лишь прогулы без веской причины. Статистические показатели – лишь внешнее, важное детям проявление результативности образовательного процесса. Диагностировать его состояние и результативность необходимо большим количеством других методов. На занятиях применяются методы наблюдения, беседа, тестирование, анкетирование. Результаты исследовательской работы оцениваются исходя из выбранного уровня сложности работы, и умениями самостоятельно использовать поисковые навыки. Вообще, метод педагогического наблюдения, особенно лонгитюдные исследования при условии хорошего владения им дает массу интересной информации. Особенно результативен он в походах, многодневных поездках и экспедициях. В полевом лагере, имеющем небольшие размеры и ограниченный состав, использование наблюдения позволяет приходить, порой к важнейшим выводам и коррекции педагогического процесса. Практика показывает, что за одну смену лагеря можно, при желании, достаточно полно изучить новых детей, обстановку в коллективе. В этом – один из залогов дальнейшей успешной работы с этими детьми. Большой эффект имеют методы моделирования трудной ситуации (например, в походе сознательно «заблудиться» или «выбрать» не самый легкий путь) или ситуации успеха (назначить исполняющим обязанности Вождя или просто старшим, поручить престижное дело). Выводы бывают поразительными. По итогам летних экспедиций в клубе проводится анкетирование (смотри Приложение). |