клуб
Краевая конференция юных археологов 2001 г.

Петлик Сергей

Освоение Уссурийска и его окрестностей в средневековую эпоху

Территория современного Уссурийска – одна из самых насыщенных средневековыми памятниками местностей в Приморье.
Тунгусоязычные мохэские племена появляются в Приморье в III-V вв. в бассейне Суйфуна - в V-VI вв. Приморье входило в зону расселения союза хэйшуй-мохэ, а берега Суйфуна были заселены племенем шуайбинь (Никитин, 2000, с.151).
Поисковые работы позволили выявить около 40 мохэских археологических памятников в окрестностях г. Уссурийска. Большинство памятников размещены на бортах долин, в единичных случаях - на высокой пойме или вершинах сопок. Они известны в долинах рек Раздольной, Борисовки и Кроуновки, в бассейне Раковки. По количеству жилищ памятники различны. Малые, имеющие до 10 западин. Средние - с 14-15 западинами, крупные - с 23-26 западинами и один сверхкрупный – Михайловка-2 - имевший более 47 западин.
На местности памятники распространены не равномерно. Выделяются группы памятников: михайловская, песчанинская, раковская, борисовская и кроуновская. Центрами групп являются крупные и сверхкрупные поселения или городище. Возможно Михайловка-2 могла быть центром всех мохэских памятников на Раковке или в окрестностях Уссурийска. Здесь нет видимых укреплений, как и у остальных центров групп в бассейне Раковки.
Иная ситуация в бассейне р. Борисовки. Помимо Борисовского и Алексей-Никольского городищ, короткие и низкие валы имеются на поселениях Борисовка-3 и Корсаковка-16. Поселение Каменный Ключ расположено на высокой отдельной сопке, плоская вершина которой ограничена со всех сторон скалами и крутыми склонами высотою 3-20 м.
Под Борисовским городищем и на Корсаковке-16 обнаружены дороги.
Для реконструкции эпохи необходимы масштабные исследования. Датированы лишь Михайловка-2, Раковка-6 (V-VI вв.) (Дьякова, 1998, с.19-20) и Раковка-10 (VI-VII вв.). Это показывает что, накануне образования Бохая окрестности Уссурийска уже были освоены мохэсцами.
Расширение владений за счёт хэйшуй начал второй король Бохая Да Уи. Южно-Уссурийское городище, расположенное между улицами Агеева, Раздольной, Ватутина и Солдатским озером, возникает после 713 г., но до 742 г. (Ким, 1992, с.169). Поскольку данное городище отождествляется с летописным городом Шуайбинь, предполагается, что в это время Суйфун вошёл в состав Бохая. На Суйфуне была образована область Шуайбинь, состоящая из округов Хуачжоу, Ичжоу и Цзяньчжоу (Никитин, 2000, с.151).
Бохайцы тщательно подходили к выбору места под центр области. Построенный город должен был контролировать мохэское население на покорённой местности. Они построили город на равном удалении от михайловской и борисовской групп памятников, вблизи устий рек Раковка и Борисовка – их основных коммуникационных артерий. Место оказалось удачным и Шуайбинь вырос в крупнейший город на территории современного Приморья и, мог быть центром для всего региона (Крадин, Никитин, 1992, с.179).
К настоящему времени внешние следы этого города почти не сохранились. Сильно разрушенный вал местами прослеживается по огородам между улицами Нечаева и Раздольной, фрагмент почти целого вала ещё можно увидеть в Валовом переулке. Наиболее ранний культурный слой на этом памятнике лежит на глубине 2-3,3 м от современной поверхности.
Постепенно вокруг города, появляются бохайские селища размером от 0,05 до 8 га. К наиболее крупным относятся Золотой Колос-2, Новоникольск-8, Доброполье-1, Загородное-14, Красный Яр-1, Корсаковка-4, 25, Кроуновка-10, Павлиновка-5, Абрикосовское селище. Все поселения занимают пойменные или первые надпойменные террасы и сильно разрушены пахотой, ряд поселений размывается реками. Бохайские поселения обнаружены во всех местностях района, в которых производились поисковые исследования.
Анализ расположения поселений, показывает, что мелкие, обычно, сгруппированы вокруг крупных и образуют несколько скоплений памятников. К настоящему времени удалось выявить 29 таких групп в долинах Суйфуна и притоков в Уссурийском районе. Здесь открыто менее половины фактически имеющихся бохайских поселений
Уникальными памятниками являются останки буддийских храмов. Из пяти обнаруженных в крае, четыре расположены в Уссурийском районе. В окрестностях Кроуновки были раскопаны Копытинский, Абрикосовкий, Корсаковский храмы и одноимённый у с. Борисовки. В те времена Суйфун отличался высокой веротерпимостью. Помимо буддизма, часть населения придерживалась традиционных верований, основу которых составлял шаманизм. Шаманские атрибуты обнаружены археологами в окрестностях города (Шавкунов, 1994а, с.50), и под с. Алексей-Никольск (Шавкунов, Шумкова, 2000). Не исключено, что проживавшие здесь бохайцы были знакомы с разновидностью христианства – несторианством. Несторианский крестик обнаружен при раскопках Абрикосовского храма.
Хозяйственная деятельность бохайцев была разнообразной. Основой сельского хозяйства было земледелие. Все обнаруженные в районе селища расположены рядом с полями. Большое значение на Суйфуне придавалось животноводству, особенно коневодству. Шуайбиньские лошади высоко ценились в Бохае (Ивлиев, 1996: с.32). Садоводству в те времена также уделяли немалое внимание. Одичавшие вишни, абрикосы и груши часто встречаются у бохайских селищ.
Ярко фиксируются охота и рыболовство. Встречаются костяные наконечники стрел. Керамические рыболовные грузила обнаружены на многих селищах, расположенных по берегам рек. Только на Заречном-2, Утёсном-4 и 8 их найдено почти по три десятка, при этом на последнем памятнике это преобладающий вид находок. На Утёсном-4 найден крупный рыболовный крючок.
Бохайцами были освоены многие ремёсла: обработка металлов, гончарство, черепичное производство, ткачество и кожеобработка, камне- и деревообработка, косторезное дело. Продукция всех ремёсел найдена в Уссурийском районе. Гончарные печи раскопаны на поселениях Корсаковка-1 (Болдин, 2000) и Корсаковка-2 (Шавкунов, 1994б, с.108). Пряслица обнаружены на ряде бохайских селищ.
После разгрома государства бохайцы продолжали жить на Суйфуне. Постбохайская черепица с коротким отливом обнаружена на селище Загородное-14 и Южно-Уссурийском городище в конце ул. Лермонтова. На этой улице жители находили концевые диски черепицы с изображением докшитов-охранителей. Подобные диски характерны для XI-XII вв. (Ивлиев, 1987, с.115). Аналогичные диски обнаружены на Западно-Уссурийском городище, которое также полностью разрушено, лишь небольшой фрагмент вала можно увидеть на ул. Батарейной. В это же время современный облик приобретает Борисовское городище.
Долина Суйфуна тесно связанна с историей чжурчжэней. После длительной войны с Ляо и Китаем вся территория Золотой империи была разделена на 19 губерний. Суйфунские земли вошли в состав губернии Суйпин, её центром стал одноимённый город, бывший бохайский Шуайбинь. На Южно-Уссурийском и Западно-Уссурийском городищах чжурчжэньские вещи располагаются под ногами, их можно обнаружить без раскопок.
Во время Золотой империи основным суйфунским населением, судя по археологическим материалам, остаются бохайцы. Летописные материалы утверждают, что в 1124 г. в район Уссурийска из Елани переселяются еланьские ваньянь (Артемьева, Ивлиев, 2000, с.171), вождь которых известный чжурчжэньский полководец Ваньянь Чжун (Эсыкуй) был погребён на территории современного города в 1148 г. (Ларичев, 1966, с.227). Останки его мавзолейного комплекса, возведённого в 1193 г., были разрушены в XIX в., а черепаха в 1895 г. вывезена в Хабаровск, где до сих пор и находится. Чтобы переселившиеся на Суйфун из Елани не забывали своих корней, за ними в 1171 г. было закреплено название «Еланьский мэнъань». Печать этого мэнъаня, датированная началом 1222 г., найдена на Краснояровском городище (Артемьева, Ивлиев, 2000, с.170, 172).
Расположение мавзолейного комплекса Эсыкуя вызывает немало споров. Наличие черепахи говорит о погребении лица, имевшего титул 1 ранга. Согласно правилам, в погребальный комплекс такого лица входили храм для жертвоприношений, аллея каменных изваяний, колонны, торжественные ворота с четырьмя проходами, стена из камня или земли, окружавшая прямоугольником гробницу и ров, наполненный водой (Ларичев, 1966, с.20).
К середине XIX в. останки этого комплекса могли ещё сохраниться. Памятник, имеющий вал и ров, называют городищем. Небольшое городище, рядом с крупным, обычно рассматривается как редут. На картах первых русских исследователей видим прямоугольные редуты рядом с уссурийскими городищами. Один из них расположен в районе улиц Агеева – Пархоменко – Хмельницкого – Карбышева, а другой располагался в районе мелькомбината. Последний мог являться погребальным комплексом Эсыкуя. Дореволюционные исследователи отмечают на своих планах скульптуры черепах на территории мелькомбината и в районе перекрёстка улиц Советской и Володарского.
В.Е. Ларичев перечисляет ряд животных и человеческие фигуры, запечатлённые в камне (Ларичев, 1966, с.22). Первые исследователи нанесли эти скульптуры на план и располагались они в районе перекрёстка улиц Советской и Комарова. Первопоселенцы часть скульптур разбили и заложили в фундаменты, где они могут находиться до сих пор.
Памятники чжурчжэньского времени определяются сложно. Если принимать во внимание, что в чжурчжэньское время на Суйфуне продолжали жить бохайцы, решается вопрос о сочетании чжурчжэньского и бохайского материалов на ряде памятников. Крупное обнажение на селище Утёсное-4 не отражает двух этапов существования, при этом наряду с бохайской керамикой встречаем чжурчжэньские артефакты почти у материка. Подъёмный материал, включающий чжурчжэньские и бохайские артефакты, собран на ряде памятников, расположенных на пойменных или первых надпойменных террасах.
Несколько памятников содержат только чжурчжэньский материал, но вопрос об однозначном их отнесении ко времени существования Золотой империи требует тщательного изучения. В начале XIII в., во время войны с монголами, на востоке империи возникает новое государство Восточное Ся (Дунчжэнь), существовавшее независимым с 1215 по 1233 гг., и в вассальной зависимости до 1294 г. Верхняя столица этого государства – г. Кайюань (Краснояровское городище) располагалась на окраине Уссурийска.
Большое переселение в Восточное Ся в начале XIII в. внесло определённые коррективы в материальную культуру на Суйфуне и должно было найти отражение в ряде памятников. По-видимому, дунчжэньскими следует считать памятники, содержащие только чжурчжэньский материал и расположенные в иных топографических условиях, чем аналогичные памятники предыдущих эпох. К таковым следует отнести два памятника занимающие террасовидные площадки в верхней половине Хениной сопки, один из них расположен на территории школы милиции. Селища у с. Баневурово, Кугуки, Васильевка и Корсаковка, расположенные на пологих подножиях сопок. Из более двух сотен выявленных средневековых селищ в окрестностях Уссурийска, лишь единицы расположены на подножиях сопок.
Необычное для Суйфуна расположение селищ может быть объяснено дефицитом участков, поскольку удобные места уже были заняты. Тем не менее, и на пойменных террасах у к/х «Золотой колос», в районе Доброполья и на северной окраине города встречаются памятники, содержащие только чжурчжэньский материал. На пойме был обнаружен дунчжэньский бронзовый диск у с. Пуциловка, аналогичный найденному на Южно-Уссурийском городище (Ивлиев, 1990).
Не исключено, что Краснояровское городище продолжало существовать и после 1233 г. В песчаном карьере (глинище) в с. Утёсном были обнаружены три железных цельнокупольных шлема, изготовленные во второй половине XIII – первой половине XIV вв. (Мезенцев 2001, с. 29). Не исключена их связь с монголами, которые в конце XIII в. в долине Суйфуна учреждают военно-земледельческие поселения (История Сибири, 1968, с.40).
Период с XIV до XVII вв. остаётся «тёмным временем», без летописных и археологических материалов. Для Приморья и Маньчжурии это время многочисленных междоусобиц мелких княжеств, племён и других объединений. В декабре 1610 г. тысячное маньчжурское войско совершило рейд по территории племени воцзи, в том числе приходило в местность Суйфэнь. Местных правителей призывали перейти на сторону маньчжуров (Мелихов, 1974, С.38-39). Но XVII в. – это уже новое время для Уссурийска.


ЛИТЕРАТУРА
Артемьева Н.Г., Ивлиев А.Л. 2000. Новые эпиграфические находки из Уссурийска. // Российская археология. № 2. С. 165-172.
Болдин В.И. 2000. Бохайские гончарные печи (по материалам Корсаковского селища). // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э.В. Шавкунова. Владивосток: Изд-во ДВГУ. С. 124-127.
Дьякова О.В. 1998. Мохэские памятники Приморья. Владивосток, Дальнаука.- 318 с.
Ивлиев А.Л. 1987. Черепица Майского городища. // Вопросы археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток. С. 107-119.
Ивлиев А.Л. 1990. Новые материалы о средневековых бронзовых дисках из Приморья. // Проблемы средневековой археологии Дальнего Востока: происхождение, периодизация, датировка культур. Владивосток. С. 5-18.
История Сибири. 1968. Т.1. Древняя Сибирь. Л: Наука.
Ким А.А. 1992. Характеристика средневекового комплекса г. Уссурийска. // Арсеньевские чтения. Тез. докл. Уссурийск. С.168-170.
Крадин Н.Н., Никитин Ю.Г. 1992. Опыт пространственного анализа бохайских памятников Приморья. // Арсеньевские чтения. Тез. докл. Уссурийск. С. 178-180.
Ларичев В.Е. 1966. Загадка каменной черепахи. Новосибирск.
Мезенцев А.Л. 2001. Уссурийск и Уссурийский район в средневековую эпоху. // Уссурийский краеведческий вестник. Вып.1. Уссурийск. с.19-32.
Мелихов Г.В. 1974. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.). М: Наука.
Никитин Ю.Г. 2000. Население долины р. Суйфун в предгосударственный период. // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э.В. Шавкунова. Владивосток: Изд-во ДВГУ. С. 147-153.
Шавкунов Э.В. 1994а. О шаманстве бохайцев. // Медиевистские исследования на Дальнем Востоке России. Владивосток: Дальнаука. С. 48-56.
Шавкунов Э.В. 1994б. Предварительные итоги российско-корейских археологических исследований 1993 года. // Вестник ДВО РАН. № 2. С. 105-110.
Шавкунов Э.В., Шумкова А.Л. 2000. Ритуальный камень из окрестностей с. Алексей-Никольска. // Россия и АТР. № 1. С. 93-96.



Hosted by uCoz