ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРХЕОЛОГИИ |
клуб | список литературы |
И.В. Фролов
учитель истории МОУ ср. шк. №56 150064, г. Ярославль, ул. Моторостроителей, 10. р.т. (0852) 56-11-70; д.т. (0852) 54-04-76 (к вопросу использования археологического материала на уроках истории) «Если посмотреть на мир вещей с этой точки зрения (археологии - Прим. авт.), то вещи отступят в сторону, и мы увидим и, может быть, сумеем понять мир людей» Ю.Л. Щапова Археология - это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Специфический объект археологии - вещь, предмет - требует особенных методов изучения, отличающихся от общеисторических. Так археология заимствовала у физики спектральный анализ, у химии - качественный, у математики - статистику и аналитические приемы обработки информации, у биологии - приемы классификации видов и так далее. Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 40 - 50-е годы школьникам под руководством своего учителя В.Ф. Шаманского довелось принять участие в работах археологической экспедиции А.П.Окладникова, известного советского археолога. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования. Таким образом, мы отмечаем, что педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашел свое отражение в термине «педагогическая археология». Впервые он был введен А.М. Буровским в 1990 году. Д.В. Бровко в своей статье «Феномен педагогической археологии», определяет это понятие как «интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность». Автор статьи выделяет следующие, важные для нас, признаки «педагогической археологии» (далее - ПА): «1. Объект ПА - особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании. 2. Предмет ПА - взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии. 3. Метод ПА - деятельностный подход к развитию личности, системный характер как антропологического явления». Термин «педагогическая археология» применим только для системы дополнительного образования. Целью своей работы мы видим в использовании педагогического потенциала археологической науки в учебном процессе на уроках истории общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» мы понимаем способность предмета (в нашем случае - археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии, как, например, летчиков, моряков и космонавтов. Всем знакомо чувство, когда случайно находишь старую монету или незнакомую старинную вещь. Это чувство открытия. Всех людей притягивают музейные вещи своей неподдельной реальностью. Человек испытывает неописуемое чувство приобщения к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Особенно остро это чувство испытывают дети. Взяв в руки археологическую находку, ребенок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого на уроках истории. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов на уроках истории может не только украсить урок, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Образовательный компонент использования археологического материала на школьных уроках предполагает знакомство учащихся с дополнительными историческими знаниями, что расширит их кругозор и дополнит сведения учебника. Например, большой период истории человечества - каменный век - изучается на основе данных археологии и этнографии, по причине отсутствия других категорий источников. Нам представляется неправильным «умалчивание» первобытной истории в отечественных учебниках. Во-первых, это обедняет наши знания о своем прошлом. Во-вторых, формирует ложное представление о первобытности как о примитивном этапе развития человека. В-третьих, именно этот период истории больше других привлекает внимание учеников и формирует у них устойчивый интерес к последующему изучению предмета. Не менее важны археологические данные при изучении истории древних славян и других народов, обойденных вниманием авторов письменных источников. В процессе изучения истории с привлечением археологических материалов, формируется полная, объемная картина прошлого, которая более понятна учащимся и легче ими усваивается. В ходе работы с археологическими материалами на уроке истории, у учащихся разовьется логика мышления, умения индивидуальной познавательной работы, сенсорная и двигательная сферы, выработаются навыки самостоятельного получения знаний и так далее. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям. Естественно, далеко не каждый учитель может принести на урок музейный раритет. Но этого и не требуется. Вполне можно обойтись репродукциями, копиями и макетами. Причем помощь в их создании могут оказать сами школьники прямо на уроке (педагогическая мастерская). Под использованием археологического материала на уроке истории мы понимаем не только наглядное его оформление. Важно использовать археологические методы исследования и познания предмета. Вещи тоже могут говорить, часто не хуже, чем письмена. Научить детей «слушать» язык вещей означает развить их внимание, ассоциативное и абстрактное мышление, а, главное, научить детей логически мыслить. Учитель вполне способен разработать задания с привлечением археологического материала по изучаемой теме. Примером этого может служить сборник задач и заданий по истории древнего мира Г.И. Годера, где автор предлагает решить логические задачи, построенные им на данных археологии. Нам кажется интересным предложить учащимся собрать «развал сосуда». При этом не обязательно бить посуду. Можно нарисовать и расстричь бумажную модель. Главное, чтобы, собирая импровизированные пазлы, учащиеся, решали конкретную историческую задачу. Например, что послужило причиной использования хрупкой и тяжелой керамики вместо легких и эластичных кожаных мешков? Дети рассуждают над тем, когда появляется первая керамика, какие еще изменения происходят в жизни людей и как они связаны с изобретением глиняной посуды? Отвечая на эти вопросы, школьники постепенно сами приходят к выводу: «Переход к оседлому образу жизни и земледелию послужили причиной замены кожаных мешков керамикой!» Другой вопрос, какие изменения в быту человека произошли с изобретением глиняной посуды? Здесь другой алгоритм решения. Вначале учащиеся рассуждают, зачем вообще нужна посуда? Возможные ответы: чтобы что-то хранить, переносить или готовить. Что из этого не подходит для посуды, сделанной из кожи? Вариант один «в кожаной посуде нельзя готовить пищу. Ответ на главный вопрос становится очевиден: с появлением керамики изменился рацион вареная пища - стал разнообразнее домашний инвентарь, новая отрасль ремесленного производства и т.д. Для слабых учеников, правильный ответ можно заранее написать на модели сосуда, собрав которую, ребенок сможет просто его прочитать и, наверняка, запомнит. Другой пример. Детям показывают археологическую реконструкцию погребения знатного воина. На основании этих данных, учащимся предлагается воссоздать погребальный обряд и религиозные представления исчезнувшего народа. Рассуждая над тем, какие вещи сопровождают человека в загробный мир, учащиеся могут определить род занятий и социальный статус погребенного. Это, в свою очередь, будет способствовать усвоению материала, посвященного социальному устройству древнего общества и существовавших в нем отношений. Можно предложить учащимся сравнить инвентарь земледельцев и кочевников одной эпохи, с целью выявить сходство и различие, аргументировать, в чем их причина. Здесь дети выполняют сложную комплексную работу. Они должны внимательно рассмотреть предложенные учителем репродукции, сравнить их, выявить сходства и различия, подобрать аргументы для обоснования ответа. Это задание может быть положено в основу мозгового штурма. Главный вывод при этом: образ жизни людей определяет их материальную культуру. Любой урок представляет собой сложную систему, состоящую из основных компонентов: организационный момент, вводная часть урока, изучение нового материала, его закрепление и контроля усвоения изученного. Рассмотрим более подробно место археологического материала на уроке истории. Организационный момент урока занимает не так много учебного времени, но играет важную роль в решении поставленных педагогических задач. Археологические находки или их репродукции, безусловно, привлекут внимание учащихся, вызвав их интерес. Это ускорит подготовку детей к занятию и сэкономит время учителю, обычно затрачиваемое на дисциплину. Вводная часть урока предполагает постановку цели и задач занятия, алгоритм их достижения. Хорошо, когда тема урока формулируется в виде вопроса, ответ на который является конечной целью занятия. Например, урок на тему «Первые земледельцы» может начаться с вопроса, рассмотренного нами выше: «Почему люди начинают использовать хрупкую и тяжелую керамику вместо легких и эластичных кожаных мешков?» Изучение нового материала с привлечением археологических данных оживит урок и дополнит материал учебника. Подбор археологического материала напрямую зависит от цели урока и методов обучения, выбранных педагогом для конкретного занятия. В зависимости от этого, археологический материал на уроке истории выполняет основную роль в решении поставленных учителем задач или иллюстрирует и дополняет текст учебника. Например, урок на тему «Древний Египет» уместно начать с краткой истории изучения этой страны, с расшифровки Розетского камня Шампольоном или с открытия гробницы Тутанхамона и его сокровищ, где археологические данные выступают в роли наглядных пособий. Урок, посвященный устройству египетского общества, можно полностью выстроить на археологических данных с привязкой к тексту учебника. Археологический материал с места строительства пирамид и древних погребений поможет понять учащимся, как жили различные слои древнего общества, как быт людей зависел от их социального положения и образа жизни. После изучения нового материала идет его закрепление в сознании детей. Здесь важно дать ребенку обдумать услышанное и увиденное на уроке, осознать и углубить полученные знания. Лучше всего дать учащимся задание, выполняя которое, будут реализованы все выше перечисленные условия успешного усвоения новых знаний. Например, такое. Школьникам раздаются репродукции облика людей разных слоев древнего общества, выполненные по археологическим данным. Задача учащихся заключается в том, чтобы разложить иллюстрации согласно их иерархии: представители высших слоев - вверху, низших - внизу, соответственно, и объяснить свой выбор. Или другое. Изображения домов нужно соотнести с теми, кто в них жил: фараон во дворце, ремесленник в хижине и так далее. Контроль усвоения знаний важный элемент урока. Он может осуществляться в устной, письменной или комбинированной форме. Археологический материал может привлекаться и на этом этапе урока. Детям может быть предложена иллюстрация, где заведомо допущена ошибка. Задача учащихся найти ошибку и обосновать свой выбор. Другой вариант – с карточками. Учитель показывает изображение предмета, а ученик пишет, что это такое и так далее. Использование археологических методов на уроках истории в школе отвечает главным дидактическим принципам научности и наглядности. Важно, чтобы их использование учителем в обучении носило системный характер, а задания усложнялись по мере повышения образовательного уровня учащихся. Здесь уместно вспомнить известную учительскую пословицу: «Скажи - и я забуду, покажи - и я запомню, заставь сделать - и я научусь». Использование археологических данных на уроках истории нам представляется важным и необходимым, на протяжении всего школьного курса начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом. |