Финал краевого конкурса исследовательских работ учащихся "Отечество" Секция "Археология" |
|||||||||||||
страницы:
Рис. 1. Место расположения памятника.
Рис. 2. План памятника.
Рис. 4. Культурные слои.
Рис. 9. Лепные сосуды.
Рис. 10. Утесное-4 (2008 г.): 1 – монета; 2,7,8,14-17 – керамические бусины; 3 – фрагмент чугуна; 4 – железная скобка; 5 – панцирная пластина; 6 – керамическое кольцо; 9,24 – керамические стержни; 10 –керамическая фишка; 11,12 – костяные пуговицы; 13 – фр. костяной иглы; 18 – стеклянная бусина; 19-21 – стеклянный бисер; 22,23 – зуб (человека?); 25 – абразив/терочник.
Рис. 11. Утесное-4 (2009 г.): 1 - рыболовный крючок; 2,8 - бронзовое кольцо; 3 – железное кольцо; 4 – сверло; 5 – железная шайба (кольцо); 6 – фрагмент каменной палочки для еды; 7 – нож; 9 – костяной конус; 10,11,13 – фрагменты изделий из металла; 12 – пробой; 14 – гвоздь; 15 – наконечник стрелы (двурогий срезень).
|
Рахимова Вероника. клуб юных археологов "Резерв" ЦДТ г.Уссурийск
РЕЗУЛЬТАТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОСЕЛЕНИЯ УТЁСНОЕ-4 Введение Целью работы является систематизация и классификация археологических коллекций полученных в результате раскопок археологического памятника Утесное-4 в период 2008 и 2009 годов. Задачей данной работы будет попытка разделения археологической коллекции по эпохам и их датировка. Объектом моего исследования является обработка археологической коллекции памятника Утесное-4. Содержание работы
Археологическая коллекция памятника Утесное-4 была разделена мной на группы: изделия из металла, изделия из глины, изделия из камня, изделия из стекла и органика. Внутри каждой группы мною выделялись артефакты, относящиеся к разным историческим эпохам. Критерием к их выделению выступал способ изготовления. Археологический памятник Утёсное-4 был обнаружен в ноябре 1996 г в результате разведочных работ клуба юных археологов «Резерв» в окрестностях села Утесное на берегу реки Раздольная. Обследование заброшенного поля на поверхности террасы позволило определить площадь памятника по распространению подъёмного материала, равную 0,3 га. Археологический памятник Утёсное-4 расположен на четырехметровой пойменной террасе правого берега р. Раздольная, в 1,45 км юго-восточнее южных ворот Краснояровского городища, в 2,55 км юго-юго-восточнее моста через р. Раздольная и в 2,1 км юго-юго-западнее железнодорожной платформы 9183 км (Рис.1). Дневная поверхность памятника покрыта травой по краю обрыва проходит полевая дорога. Раскопы были заложены на южной части обрыва, их площадь составила около 40 кв.м (Рис.2, 3).
Рис. 3. Вид на памятник. В результате анализа стратиграфических чертежей 2008 года, было выявлено 4 строительных горизонта: 1. нижний котлован относится к кроуновскому времени; 2. остатки подпрямоугольного очага относятся к каркасно-столбовой полуземлянке мохэского времени (4 - 7 вв.) полностью разрушенного в результате перестройки связанной хронологически со временем сгоревшего деревянного ящика; 3. уровень двухканального кана, забитого мелкой речной галькой, который можно датировать концом 7 – началом 8 вв. (Рис.4).; 4. уровень двухканального кана перекрытого каменным сводом, который может датироваться бохайско-чжурчжэньским временем 8 – первой третью 13 вв. (Рис. 5). а) б) Рис. 5. Двухканальный кан: а) северный сектор, вид с С-В; б) южный сектор, вид сверху В результате анализа стратиграфических чертежей 2009 года, было выявлено 2 строительных горизонта: 1. нижний котлован относится к каркасно-столбовой полуземлянке мохэского времени (4 - 7 вв.) уничтоженного пожаром; 2. уровень трехканального канна частично разрушенного пахотой, может датироваться бохайско-чжурчжэньским временем (8 – первой третью 13 вв.). Керамическая коллекция памятника представлена 2097 фрагментами сосудов, которые можно разделить на четыре группы: 1. корейская; 2. бохайская; 3. мохэская; 4. кроуновская. К первой группе можно отнести четыре фрагмента фарфора, относящегося ко времени корейского освоения конца XIX – начала XX вв, найденных в пахотном слое (Рис.6: 6,15,18).
Характеристика керамики Кроуновской культуры (представлена 15 фрагментами): изготавливалась без помощи гончарного круга способом ленточного-кольцевого налепа, толщина стенок 1 см., в качестве отощителя использован речной песок и измельченные зерна кварца, внешняя сторона имеет следы лощения, цвет поверхности и излома коричневый ( Рис.6: 10,12,16) [3,168]. Характеристика керамики Мохэской культуры (представлена 948 фрагментами) [2,17]: изготавливалась без помощи гончарного круга способом ленточного-кольцевого налепа, в качестве отощителя использован речной песок, поверхности черепков коричневая, коричнево-черная, охристая. На изломе некоторых черепков фиксируется полоса недожога, венчики отогнуты наружу. Обжиг сосудов производился в окислительной и восстановительной среде. В качестве декора использовался налепной рассеченный валик, в качестве декора использовались наколы, прочерчивания, следы выбивки (Рис.7). Характеристика керамики Бохайской культуры (представлена 279 фрагментами) [1, 108; 4, 371]: к этой группе относятся фрагменты сосудов изготовленные на гончарном круге, цвет поверхности и излома серый, в керамическом тесте фиксируется примесь мелкого речного песка. На памятнике можно выделить венчики 3 типов прямые, слегка отогнутые наружу и сильно отогнутые наружу. Один фрагмент венчика орнаментирован по краю наколами и на одном орнамент в виде сходящихся под углом прочерчиваний (Рис.8). Так же в коллекции есть несколько фрагментов черепков с глазурированной поверхностью и фарфор (Рис.6: 3,19,20). 855 фрагментов керамики не поддаются датировке из-за плохой сохранности поверхности и мелкого размера. В результате раскопок были обнаружены несколько археологически целых керамических сосудов относящихся к мохэской культуре (Рис.9): 1. изготовлен из одной глиняной лепешки, серого цвета, в виде отощителя добавлен речной песок (яма по материку кв. 4-5-В); 2. изготовлен ленточно-кольцевым налепом, цвет черно-коричневый, в виде отощителя добавлен речной песок, край налепа рассечен мелкими насечками; 3. склеен из фрагментов изготовленный ленточно-кольцевым налепом, цвет серо-черный, в виде отощителя добавлен речной песок, край налепа рассечен крупными насечками. Керамические грузила изготавливались из глины без отощителя, прямоугольной формы, с двумя параллельными каналами для привязывания к сети (Рис.6: 4, 5). Керамическая фишка – изготовлена из стенки станкового керамического сосуда серого цвета, овальной формы – длина 4 см, ширина 3, 5 см, толщина 8 мм (Рис.10: 10). Керамическое кольцо – керамическое тесто с добавлением речного песка, диаметр 4,5 см, диаметр внутреннего отверстия 2 см, толщина 8 мм (Рис.10: 6). Считается, что такие кольца использовали как подставки при обжиге сосудов. Черепица (найдена при разборе бортов верхнего канна) серого цвета, на внутренней стороне отпечатки ткани, может относиться к бохайско-чжурчжэньскому времени. Керамические бусы (в тесте отощитель отсутствует) (Рис.10: 2,7,8,14,17): 1. круглой формы со сквозным отверстием по середине диаметр 4 – 7 мм– 5 экземпляров; 2. овальной формы со сквозным отверстием по середине диаметр 8 мм – 1 экземпляр; 3. ромбовидные со сквозным отверстием по середине – 1 экземпляр (длина 13 мм , ширина 7 мм), 1 экземпляр (длина 12 мм , ширина 9 мм). Керамические стержни: представлены 2 фрагментами, в тесте отсутствует отощитель, в центре сквозное отверстие (Рис.10: 9). Фрагмент керамической ручки изготовленной на гончарном круге, серого цвета. Фрагмент керамического пряслица (таблетка) охристого цвета, в виде отощителя использован песок и мелкие камушки относится к кроуновской археологической культуре (Рис.6: 2). Изделия из металла представлены небольшим количеством артефактов: обломок коррозированного железного стержня (2 экземпляра) (Рис.11: 11); обломок лезвия железного ножа; целое железное кольцо и его фрагмент (Рис.11: 4); сильно коррозированные изделия из железа (Рис.11: 10,13); железная скобка (Рис.10: 4); фрагмент сильно коррозированной панцирной пластины (Рис.10: 7); фрагмент чугунной пластины (Рис.10: 3), бронзовая монета с квадратным отверстием по середине - Цзин дэ юань бао чеканилась в Китае 1004 – 1008 гг. (Рис.10: 1); фрагмент бронзового кольца; железное кольцо (шайба) (Рис.9:5), бронзовые кольца (7 экземпляров) (Рис.10: 2,8); железный крючок (Рис.11: 1); нож (Рис.11: 7); гвоздь (Рис.11: 14); сверло (Рис.11: 4); наконечник стрелы (Рис.11: 15); пробой (рис.11: 12). Изделия из стекла представлены фрагментом стеклянной бусины (Рис.10: 18) диаметр 6 мм, толщина менее 1 мм, цвет бело-синий, двумя зелеными (диаметр 4 мм) и одной цилиндрической красной (диаметр 1,5 мм, длина 2 мм) бисеринами (Рис.10: 19-21) (получены при разборе тяжелой фракции в камеральных условиях). Изделия из органики представлены фрагментом жженой костяной пластинки с пропилами (Рис.6: 11); рогом косули (использовался для плетения сетей) (Рис.6: 8); костяной пуговицей (диаметр 1,5 см по центру просверлено отверстие) (Рис.10: 11); фрагментом костяной пуговицы диаметр 10 мм по центру просверлено отверстие (Рис.10: 12); фрагмент костяной иглы (Рис.10: 13) (получены при разборе тяжелой фракции в камеральных условиях); костяной конус (Рис.11: 9) (назначение которого не ясно). Изделия из камня представлены двумя образцами обломком образива/терочника (Рис.10: 25), фрагментами оселка, терочной плитой из гальки, фрагмент каменного стержня (Рис.11: 6)(возможно фрагмент палочки для еды), фрагментом плоского галечного грузила с 2 выемками (Рис.6: 1) (относится к Кроуновской археологической культуре).
Выводы
В результате проделанной работы археологическая коллекция памятника Утесное-4 была разделена на 4 группы: 1. корейская; 2. бохайская; 3. мохэская; 4. кроуновская. Мною впервые были выявлены артефакты относящиеся к Кроуновской культуре, их небольшое количество можно объяснить тем, что слой содержащий их был полностью уничтожен хозяйственной деятельностью носителями мохэской культуры. Так же мне удалось выявить закономерность увеличения количества мохэской лепной керамики в нижних слоях памятника. Совместное залегание артефактов мохэской и бохайской культурной традиции в не переотложенном виде наводит на мысль о параллельном существовании двух культур. Доказательством этого могут служить фрагменты типично мохэских сосудов обожженных в печи без доступа кислорода. Толщина культурного слоя памятника составляет около 2 метров, что говорит о его длительном существовании. Верхний горизонт относится ко времени существования Краснояровского городища, но при этом в коллекции отсутствуют артефакты чжурчженьского облика. Этот факт еще требует своего осмысления и понимания.
Список литературы. 1. Болдин В.И., Никитин Ю.Г., Чжун Сык-Бэ, Лещенко Н.В. Бохайские памятники в Приморье и Константиновское 1 селище.: ДВО РАН, Корейский гос. ун. культурного наследия. 2010, в 4 томах 2. Жущиховская И.С. Очерки истории древнего гончарства Дальнего Востока России.- Владивосток: ДВО РАН. 2004.- 312 с. 3. Никитин Ю.Г., Чжун Сык-Бэ, Пискарева Я.Е. Археологические исследования на могильнике Чернятино 5 в Приморье в 2006 году: ДВО РАН, Корейский гос. ун. культурного наследия. 2007, в 3 томах
|