Финал краевого конкурса исследовательских работ учащихся "Отечество"

Секция "Археология"

клуб

карта сайта

страницы:

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12

доклады

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тырский утёс

 

Король Сечжо 1455-1468 гг.

 

Олений остров

 

Памятник Ли Сун Сину в Сеуле.

 

Самхенчжедо в 1968 г.

 

Версия корейских исследователей.

 

Округи в Приморье.

 

Нурхаци

 

Поздняя Цзинь

 

Маньчжурский воин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Река Борисовка на французской карте.

 

Река Борисовка на маньчжурской карте.

 

Перевод слова "шуфань"

 

Суйфун на французской карте.

 

Суйфун на маньчжурской карте.

 

Перевод слова "суйфунь"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синеловские сопки на французской карте

 

Синеловские сопки на маньчжурской карте

 

Перевод слова "хахи".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богопольский склеп

 

Наконечник стрелы из Константиновского селища

 

Возможное устье Тумангана в XVI в.

 

Возможная современная территория Оленньего острова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятники позднего средневековья в Приморье

София Мезенцева.

клуб юных археологов "Резерв" ЦДТ г.Уссурийск

 

ПРИМОРЬЕ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Введение

Цель работы – рассмотреть состояние изученности позднего средневековья в Приморье.

Задачи работы:

- определить хронологические рамки позднего средневековья в Приморье;

- собрать опубликованную информацию об истории края после краха средневековой государственности;

- исследовать докитайскую топонимику в бассейне р. Раздольной;

- собрать информацию об археологическом изучении позднесредневекого периода;

Объект исследования – период позднего средневековья на территории Приморского края.

Методика исследования. В ходе исследования для работы с текстами и картами использовались аналитический, хронологический и лингвистический методы.

Не смотря на хронологическую близость позднесредневекового периода, в настоящее время это одна из наименее изученных страниц истории нашего края. Это определяет актуальность исследования.

 Хронологические рамки периода

Монгольское нашествие подорвало развитие тунгусской цивилизации. Но пока чжурчжэни были в орбите монгольского государства, происходил упадок чжурчжэньской культуры, всё ещё сохранявшей свои черты. После падения монгольской династии Юань (1368 г.) в Китае, чжурчжэни оказались предоставленными самим себе. Утрата централизованного управления изменила жизнь чжурчжэней. Вместо единого государства появляются мелкие княжества и вождества, на территориях которых регулярно возникали междоусобные войны [История… 1987, с. 44].

Жизнь в подобных условиях должна была внести свои коррективы в материальную культуру. Изменения в материальной культуре рассматриваются, как правило, как вариант культуры, либо как новая археологическая культура. На данный момент такие изменения в приморской археологии остаются не изученными.

Таким образом,  в качестве нижней границы нам видится вторая половина XIV в. – время после распада монгольской империи.

Верхняя граница периода имеет более чёткие контуры. В начале XVII в. маньчжурские отряды совершают серию военных рейдов на территорию Приморья, в ходе которых в Позднюю Цзинь уводилось местное население. Население края, не желавшее подчиняться, уходило в труднодоступные местности. А вместе с этим исчезали крупные поселения, появляются мелкие поселения глубоко в тайге, забрасываются некоторые ремёсла, происходит отказ от производящего хозяйства. Занявшись покорением Китая, маньчжуры оставили в запустении собственные земли [История… 1987, с. 126], а уж до восточных окраин – Приморья – им вовсе не было дела. Эти изменения имеют чёткие маркеры, которые оформляются к середине XVII в. Таким образом, именно середину XVII в. следует считать концом позднесредневекового периода.

Позднее средневековье в Приморье чётко коррелируется с минской эпохой в Китае. Именно с созданием династии Мин в Приморье возникают процессы, повлёкшие формирование нового образа жизни чжурчжэньского населения. После того, как маньчжуры в 1644 г. установили в Китае свою династию Цин, всё их внимание теперь занимали новые земли. А в Приморье снова изменился образ жизни, повлёкший изменение материальной культуры.

 

 Информация о Приморском крае в позднее средневековье

Приморье является восточной частью Маньчжурии и история края во все времена, до середины XIX в., была тесно переплетена с этой областью.

В Китае после монголов к власти приходит династия Мин. В китайских хрониках минского времени есть упоминания о чжурчжэнях. Самые ранние из них относятся к концу XIV в.

В 1387 г. был создан караул Саньвэй (в районе Кайюаня) и одновременно с ним военно-административный приказ, ведавший делами по управлению племенами учжэ, ежэнь, нюйчжи и цилеми [История… 1968, с.404]; причем если с большинством перечисленных выше племен поддерживался прямой контакт, то с племенами цилеми в XIV в. минцы могли иметь связь лишь через чжурчжэньские племена.

Создание караула Нургань связано с именем чжурчжэньского старшины Баладата из Хулавэнь. После его визита во втором месяце 1404 г. было объявлено об учреждении сторожевого поста Нургань, ведавшего северо-восточными землями. Четверо чжурчжэньских старшин, в том числе Баладата и Аласунь, были назначены командирами-управляющими в ранге чжихуй-тунчжи. Старшину Гуляйя и ряд других старшин определили тысячниками и сотниками. Всем подчинившимся чжурчжэньским старшинам минские власти пожаловали предписания, печати, шапки, пояса, одежды, бумажные деньги и соответствующие их положению среди местных племен ранги.

В 1405 г. были открыты рынки для торговли с чжурчжэнями [История… 1968, с.404]. Затем проводятся экспедиции на Амур под руководством Ишиха, известного чиновника чжурчжэньского происхождения. С 1411 по 1435 годы им было совершено 9 экспедиций к нургальским чжурчжэням на нижний Амур [История… 1968, с.405]. На Тырском утёсе им дважды отстраивался буддийский храм.

В 1409 г. Нургань был преобразован в пограничное военно-административное управление. Главой управления был назначен Кан Ван, бывший начальник караула Дуннин. Ему выдали охранную печать и выделили в его распоряжение 200 солдат. От управления Нургань должна была поступать в казну ежегодная взимаемая с местных племен дань, состоящая из соколов и собольих мехов. Дань привозилась на собаках, и для обеспечения регулярного движения были учреждены станции [История… 1968, с.405].

В летописях «Сечжосиллок» сообщается, что в 1455 г., в первый год своего правления, правитель государства Чосон Сечжо дал указания защищать от нападений чжурчженей корейских крестьян, занимавшихся на острове сельским хозяйством. Тогда впервые появилось название острова – Ноктундо (Олений). На японских картах и в документах остров также был обозначен под этим названием.

Интересная информация имеется в корейских хрониках.

В 22-й год Ченцзуна (1491) дикий народец нимаче разграбил крепостицу Цзаошань (между Сесуро и Ноктундо, на правом берегу Тумангана), людей пленил и скот, из Цинсин-фу (большой уездной крепости) послали догонять, а он не догнал, а принял смерть от стрелы, все были нюйчжэни-удиха, пять семейств. Из них самые крутые нимаче, которые сами с реки Суйпин-цзян, от наших границ пять дней хода [Алеутский, блог].

В 1514 г. корейский чиновник Ан Юн Док сообщал королю Чунчжону о необходимости обороны Оленьего острова, а в 1542 г. военные из чосанского гарнизона просили установить на острове военный пост.

На Оленьем острове располагалось военное поселение, гарнизон которого охранял границы государства и одновременно занимался обработкой сельскохозяйственных угодий. Подтверждение этому корейские ученые видят в летописях, где отмечено, что в 1586 г. от королевского двора на Олений остров был направлен чиновник для того, чтобы основать военное поселение тунчжонкван, с передачей военным и крестьянам сельскохозяйственных орудия труда и рабочего скота.

Корейские ученые считают, что остров Ноктундо тесно связан с жизнедеятельностью корейского флотоводца Ли Сун Сина. В документах отмечено, что в 1587 г. в результате нападения чжурженей было убито 11 корейских солдат, включая начальника военного поселения на острове Ноктундо Ли Гён Бона, а 160 мирных жителей было пленено. На следующий год Ли Сун Син, взявший на себя ответственность за этот инцидент и лишенный должности начальника гарнизона, дислоцировавшегося в Чосане, принял участие в сражениях с чжурчженями в районе острова Ноктундо в составе отряда численностью в 2500 солдат под руководством И Иля. Проявив доблесть в этом сражении, в результате которого было уничтожено более 400 человек противника, Ли Сун Син был восстановлен в своей должности, и в течение трех лет отвечал за оборону острова. 

Сегодня в Корее поднимают вопрос об изъятии территории бывшего острова в её пользу. Где же этот остров располагался? В устье реки мы видим намытые песчаные острова Самхенчжедо, принадлежащие Корее, которые на карте 1968 г. выглядит иначе, чем ныне.

Корейские исследователи предложили территорию на излучине старицы реки. Но космические снимки этой местности чётко позиционируют её как низкую пойму и бывшее русло реки. Размещение сооружений здесь было бы бессмысленным.

Когда в 1592 г. огромная японская армия, вторгшаяся в Корею, перешла на левый берег Тумангана, чжурчжэньские племена, обитавшие к северу от Тумангана, выступили уже как самостоятельная политическая сила. Территория, которую занимали чжурчжэни в конце XV в., была известна тогда под названием Урянхай (японское Оранкай). В связи с нависшей угрозой, корейцы, как это явствует из японских письменных источников, призвали на помощь чжурчжэньские племена (оранкайцев), которые оказали японской армии упорное сопротивление.

Источники приводят сведения, характеризующие некоторые стороны политической и военной организации чжурчжэней в XVI в. Чжурчжэни (оранкайцы) были "искусные наездники и стрелки из лука", у них имелись укреплённые поселения. Об одном из них сообщается: "Город был на склоне горы; с тыла он защищался крутизною, а с фаса - высокой каменною стеною и глубоким рвом, так что оказался неприступным". На стенах этого укрепления были расставлены стреломётные машины. Упоминается и "столица" оранкайцев, которая "была гораздо обширнее древней японской столицы, и в ней стояло несколько десятков тысяч войска". В "столице" жил оранкайский король Макиду со своими приближёнными. Впоследствии эта столица была захвачена японскими войсками и полностью сожжена  [История… 1968, с.407-408].

В XVI в. в центральных областях Маньчжурии происходил процес централизации местных племён и усиления их военной мощи под главенством одного из племён цзяньчжоуских чжурчжэней - маньчжоу.

К XVII в. маньчжоу усилились, подчинив себе ряд чжурчжэньских племён. В это время совершались походы не только по Маньчжурии, но и в Приморье, где проживали племена варка, воцзи и хурха. Маньчжуры переселяли на свои земли родственные племена со всех окрестностей, из которых готовилась армия для похода на Китай.

В 1607 г. по распоряжению Нурхаци князь Баяла, высокопоставленный начальник Эйду и адъютант Хурхань с тысячным отрядом выступили против воцзи.

В 1609 г. Хурхань с отрядом в тысячу человек вторгся в округ Хуэ (бассейн р. Арсеньевки) и угнал 2 тыс. семей в Маньчжурию [История… 1987, с.48].

В декабре 1610 г. тысячный маньчжурский отряд под командованием Эйду пришёл в местность Суйфэнь (долина р. Раздольной) и Нимача,  прошёл по другим приморским землям. На р. Раздольной проживало племя воцзи. Вождям воцзи было предложено добровольно перейти на сторону маньчжоу. В округе Ялань (бассейн р. Партизанской), расположенный на территории воцзи, захватил более 10 тыс. человек.

В 1612 г. проводится поход в земли хурха.

В 1614 г. из округов Ялань и Силинь (восточный берег Уссурийского залива) было уведено в Маньчжурию 200 сдавшихся и 1000 плененных семей. В 1615 г. восьмизнаменные маньчжурские войска пошли в поход по двум дорогам на восточные племена. В сражениях было убито 800 чел., пленено 10 тыс. чел. и захвачено 500 семей.

Из захваченных аборигенов были сформированы пять особых рот (нюру), в две из них вошли жители бассейна р. Раздольная, а в три – обитатели бассейна р. Большая Уссурка [История… 1987, с.48].

К 1613 г. Нурхаци подчинил себе почти всех чжурчжэней. Он создаёт мощную армию, которую разделил на восемь крупных подразделений – знамёна. Маньчжурская восьмизнамённая армия наводила ужас и страх на многих соседей.

В 1616 году Нурхаци, хорошо знавший историю, объявил себя ханом государства Поздняя Цзинь. В столице китайской империи Мин всерьез встревожились. Их сосед становился все сильнее в военном отношении, и к тому же он строил сильную централизованную власть. В Китае хорошо помнили завоевательные походы Чингисхана и его потомков.

При Нурхаци территория соседнего с Маньчжурским государством Приморья несколько раз подвергалась опустошительным набегам. Во время этих набегов с территории Приморья «было выведено одних пленных свыше 14000 душ и сверх того около 2500 семейств, т. е. в общем не менее 25 000 душ, не считая истребленных. После того весь край этот окончательно запустел на долгий период».

8 февраля 1635 г. отряды Убахая и Цзингурдая выступили против племени варка, напали на местность Нимань.

 На Большой Уссурке было приказано занять городок местного князя Фэньдала и взять там проводников для обхода других поселений. Осенью был предоставлен отчёт об этом походе, в результате которого были захвачены более 560 мужчин, 566 женщин, 90 детей, 60 лошадей, 100 коров, более 660 пушных шкурок и 38 меховых шуб. 15 ноября того же года они напали на Южное Приморье. Они шли четырьмя колоннами. Первая, под командованием, Убахая, двигалась на Эхэй-кулунь и Элоюсо; вторая, возглавляемая Доцзили, - на Ялань, Лилинь и Хуэ; третья, во главе с Чжафуни - на Акули и Нимань (Малиновка и Большая Уссурка); четвёртая, под командованием Ушита, - на Нолэй и Авань [Мелихов 1974, с.56].

Помимо исторических фактов, существует версия о связи с минским временем знаменитой легенды о Куань Юне [Мезенцев 2004, с.32], отражающей большую войну между двумя царствами в Южном Приморье.

Таким образом, сегодня можно однозначно утверждать, что в позднем средневековье Приморье не было пустынным и было относительно густо заселено.

 

 Докитайская топонимика в Приморье

Географические названия хранят в себе массу информации, отражая как исторические события, так и этническую принадлежность оставившего эти названия населения.

Мы все привыкли, что в Приморье существуют двойные названия – русские и китайские. В 1972 г. все названия были заменены на русские. Между тем, сами китайские названия появились практически одновременно с русским заселением. Вместе с тем, ещё первые русские исследователи края фиксировали местные тунгусские названия. Эти же названия мы встречаем на карте Восточной Тартарии, изданной Ж.-Б. ДАнвилем во Франции в 1734 г.

ДАнвиль в своей работе использовал так называемую Карту Канси. Карта была составлена французским миссионерами Режи, Джартоксом и Фриделли в ходе экспедиции в Маньчжурию в 1709-1710 гг. и затем отослана во Францию, где издана при помощи ДАнвиля в 1734 г. Режи составил комментарии к Восточной Маньчжурии.  [Ж.-Б. Режи, Вики-сайт].

Учитывая, что карта была издана во Франции, для прочтения названий воспользовались правилами чтения именно этого языка [Французский… сайт] На территории Приморья в бассейне реки Раздольной мы встречаем такие названия как Милань, Фаху (Фахоу), Кутафу, Яха (Ёха), Муча (Мутха), Чукча, Амба, Мухио, Курха (Курча), Суйфун, Суфань (Шуфань), Хоента (Хоэнта), Фурдань хотунь, Чжулге хотунь и Чакири мудунь.

Для перевода названий воспользовались словарём И.И. Захарова [Захаров 1875]. Были получены следующие результаты: 

Французское написание

Русское прочтение

Перевод с маньчжурского

Современное название

Milan

Милань

Нет перевода

Оленёвка (?)

Ивановка (?)

Fahou

Фаху

Нет перевода

Кедровка (?)

Фахоу

Нет перевода

Фау

Нет перевода

Coutafou

Кутафу

Нет перевода

Клёпочная (?)

Yaha

Яха

Уголь

Первая речка (?)

Вторая речка (?)

Ёха

Вместился, вмещённый

Иаха

Нет перевода

Иаа

Нет перевода

Moutcha

Муча

Без перевода, название реки

Нежинка

Мутша

Нет перевода

Мутка

Нет перевода

Tchoucthca

Чукча

Возможно, выступающий вперёд

Малая Ананьевка

Чуктка

Нет перевода

Amba

Амба

Большая, Великая, Огромная

Ананьевка

Mouhio

Мухио

Нет перевода

Грязная

Муио

Нет перевода

Courcha

Курша

Нет перевода

Славянка (?)

Крестьянка (?)

Курча

Закопченный

Suifond, Suifong

Суйфон (Суйфун)

Нет перевода

Раздольная

Суйфунь

Шило

Суйпинь

Нет перевода

Soufan

Шуфань

Морщины

Борисовка

Суфань

Слон

Hoenta

Хента

Нет перевода

 

Хоэнта

Нет перевода

Ента

Нет перевода

Fourdan hotun

Фурдань

Застава, таможня, преграда

Южно- и Западно-Уссурийское городища

Fourdan Pira

Фурдань

Застава, таможня, преграда

Комаровка

Бира

Река

 

Hakhi Alin

Хахи

Скоро, быстро, крутой

 

Хакхи

Нет перевода

Аки

Нет перевода

Алинь

Гора, горный хребет

Tchoulgué hotun на Суйфуне

Чжулге хотунь

Чжулге - древний

Хотонь – укреплённый город

Старореченское или Зареченское городище

Tchakiri moudon

Чакири мудунь

Чакири – проседь, седая (светлая) полоса

Мудунь - предгорье

 

Таблица 1. Названия топонимов на карте ДАнвиля 1734 г.

 Отсутствие перевода для более, чем половины названий заставляет задуматься о языке этих названий. Действительно ли это маньчжурский язык?

Однако, если обратимся к исходному варианту карты Канси, то заметим разночтение между картами изданной во Франции и изданной в Китае. В Китае было издано два варианта карты – китайский и маньчжурский. Одна выполнена в классическом китайском стиле, отличается большим схематизмом и меньшим количеством топонимов. Все надписи сделаны на китайском языке. Другой вариант изготовлен по европейским канонам и надписи сделаны на маньчжурском языке. При этом количество надписей больше, чем на французской и китайской картах. Поэтому маньчжурскую карту следует считать более подробной. Так, например, река Борисовка на французской карте пописана как Soufan (Суфань), а на маньчжурской карте обозначена как Шуфань. Современное народное название этой реки – Шуфан. Данное название связывают с китайским языком. Исследователь китайских топонимов в Приморье В.Ф. Соловьёв указывает, что на китайских картах название записано разными иероглифами: шу – книга; фань – чужеземцы, варвары; шу – вытягивать, спокойный, фань – изгородь, окраина, вассальные земли. В этих вариантах Шуфань означает Культурные варвары или Спокойные вассальные земли. Возможно гидроним тунгусо-маньчжурского происхождения, этимология которого не ясна [Соловьёв 1975, с.145]. Между тем, наше исследование показывает, что это действительно маньчжурское слово, означающее морщины. Достаточно вспомнить сильно извилистое русло этой реки, чтобы его легко можно было сопоставить с морщинами.

Слово Суйфун не имеет китайского перевода, что однозначно указывает на его более древнее происхождение. Название этой реки  в виде Суйпин встречаем ещё в чжурчжэньское время.

Сомнения вызывают названия с буквой h. Известно, что в современном французском языке эта буква не читается. Тогда как в слове хотунь (hotun – укрепление) мы видим эту букву читаемой. Это позволяет допускать возможность использования этой буквы для звука «х».

Между Уссурийском и морем справа в Раздольную сегодня впадают девять рек: Оленёвка, Ивановка, Кедровка, Клёпочная, Первая речка, Вторая речка, Неженка, Ананьевка и Грязная. На карте же Канси мы видим семь рек.

Для того, чтобы соотнести реки, нанесённые на карту Канси с современными, рассмотрим их от устья Раздольной вверх по течению.

Рядом с устьем расположена река Mouhio, у которой нарисован правый приток, текущий с юга, а в верхнем течение с запада. Сегодня у устья расположена р. Грязная. Но, самое примечательное, что Грязная имеет правый приток – ключ Солдатский, который практически полностью совпадает с притоком Mouhio. Таким образом можно чётко соотнести эти реки друг с другом: Mouhio – это Грязная.

Затем мы видим реку Tchoucthca, которая недалеко от своего устья принимает крупный правый приток Amba, а чуть выше ещё один правый приток. В наши дни севернее долины р. Грязной расположена долина р. Ананьевка. Ананьевка действительно несколько выше своего сливается из двух практически равнозначных рек – Ананьевки и Малой Ананьевки. Очертания этих рек весьма близки к очертаниям  Tchoucthca и  Amba. Севернее течёт Малая Ананьевка, вероятно она и является рекой Tchoucthca, воспринимаемой в XVIII в. как основная река. Тогда как сама Ананьевка тогда была обозначена как Amba. Не следует путать эту реку с современной р. Амба, долина которой находится южнее долины р. Грязной, а устье в Амурском заливе напротив полуострова Муравьёва-Амурского. Именно на этом месте на карте Канси мы видим реку Amin. А вот второй правый приток Tchoucthca ставит вопросы. У Малой Ананьевки имеются правые притоки – ключи Большевистский и Прямой, но они не расположены так близко к слиянию малой Ананьевки и Ананьевки, как это видим на карте XVIII в. Тем не менее, большинство фактов позволяют отождествить реки Tchoucthca и Amba с Малой Ананьевкой и Ананьевкой.

Севернее долины Ананьевки мы видим долину р. Нежинка. Нежинка короче Ананьевки, что и видим на карте 1734 г. Видимо реку Moutcha можно соотнести с р. Нежинка.

Ещё севернее нанесена река Yaha, которая имеет левый приток. Севернее долины р. Нежинка располагается долина р. Вторая речка. У Второй речки есть левые притоки, но они располагаются далеко от выхода в долину Раздольной. С другой стороны похожий по конфигурации левый приток имеется на Первой речке, расположенной ещё севернее. На данный момент нельзя однозначно отождествить Yaha со Второй или Первой речками.

Севернее Yaha на французской карте видим реку Coutafou. Учитывая неоднозначное определение реки Yaha под Coutafou следует понимать Первую речку или р. Клепочную.

Возможно, Fahou является р. Кедровкой, а Milan р.Ивановкой или р.Оленёвкой.

Кроме этих рек, на Раздольной, в пределах Приморья, мы видим левые притоки. Непосредственно у города Fourdan протекает одноимённая река. Поэтому реку Fourdan можно легко соотнести с Комаровкой. У данной реки в XVIII в. был обозначен правый приток, который мы сегодня называем Раковка.

Courcha впадает в Раздольную западнее и выше Fourdan hotun, а её устье выше устья Борисовки и юго-восточнее гор Хахи Алинь. Сегодня в этой местности мы видим две соседние, почти параллельно текущие, реки Славянка и Крестьянка. Ещё западнее имеется река Синеловка, но она уже вытекает из гор, поэтому данную реку сложно соотнести с Courcha. Скорее всего, именем Courcha обозначена Славянка или Крестьянка.

Западнее Хахи Алиня протекает река Hoenta, вытекающая из одноимённых гор. Вероятнее всего, под рекой Hoenta следует понимать р. Таловка.

Под горами Hakhi Alin (Хахи Алинь) хорошо угадываются Синеловские сопки с высотами до 300 м над поймой реки и крутыми склонами, резко обрывающиеся к р. Раздольной. Сами сопки занимают пространство от с. Синельниково до западных окрестностей с.Чернятино. Хахи в переводе с маньчжурского означает «быстро», «круто». Внешний вид этих сопок вполне заслуживает названия Крутых гор.

Таким образом, мы можем говорить, что часть названий в бассейне р. Раздольной имеют тунгусоязычное происхождение.

Представляют интерес искусственные объекты на этой карте. В частности на месте Уссурийска видим город, обозначенный как Фурдань хотун. Предпринятая попытка найти значение слов Fourdan Hotun и Furdan во французском и других европейских языках результата не дали. За исключением того, что Fourdan является достаточно распространённой во Франции фамилией. После этого внимание было обращено на маньчжурский язык. Прочтение маньчжурской карты позволяет предполагать, что Режи переписал латиницей маньчжурские названия для ДАнвиля.

Слово «фурдан» в переводе означает – крепость, укрепление, застава. А «хотон» - обитаемое место, обнесённое стеной. В таком случае, перед нами не название города, а обозначение укреплённого населённого пункта [Захаров, 1875, с.248, 1093-1094]. Возникает лишь вопрос к самому городу, обитаемым ли он был в момент составления карты? Поскольку, как будет показано ниже, древние необитаемые города обозначены совсем иначе на карте. Но то, что Фурдань хотунь на Суйфуне связан с уссурийскими городищами – это бесспорно.

Ещё один Фурдань хотунь можно увидеть на карте в районе современной Славянки в Хасанском районе. Сегодня здесь не известны городища. На карте хорошо вырисована бухта Экспедиции, на западном побережье которой сегодня располагается Краскинское городище, но его нет на карте Канси. Не исключено, что второй Фурдань хотунь, это неверно нанесённое Краскинское городище.

Обращает на себя внимание ещё ряд значков городов и все подписаны одинаково – Чжулге хотунь. Чжулге в переводе с маньчжурского обозначает «древний» [Захаров 1875, с.1008]. Чжулге хотунь мы можем перевести как древний город, или, используя археологическую терминологию – городище. На карте видим несколько городищ, но на территории Приморья обозначены только три. Первое размещено на правом берегу Суйфуна, выше устья р. Борисовки. Сегодня под эту характеристику подходят два городища. Первое из них Старореченское, расположенное непосредственно на правом берегу реки в 21 км северо-западнее устья Борисовки. Второе – Зареченское, расположенное на правом борту долины р. Раздольной в 18,6  км северо-западнее устья Борисовки. Сами городища удалены друг от друга на 2,8 км. Отсутствие чётких ориентиров не позволяет с данным Чжулге хотунем соотнести конкретный памятник. Это может быть любое из указанных городищ. И даже более того, в 3,7 км северо-западнее Старореченского городища располагается Покровское городище, но на левом берегу р. Раздольной, что уменьшает его шансы на связь с данным топонимом.

Два других Чжулге хотуня располагаются на реке Уссури между Павловкой и Арсеньевкой. Одно из них располагается на левом берегу крупной реки Nentou, правого притока Уссури, на некотором удалении от устья. Данные характеристики чётко подходят под Плахотнюкинское городище, расположенное на левом берегу р.Журавлёвки. Другое городище расположено на левом берегу реки Ousoury (Уссури) напротив впадения в неё реки Noucami, вытекающей из гор между Журавлёвкой и Арсеньевкой. Единственным относительно крупным правым притоком Уссури на данном участке является р. Охотничья. Напротив устья Охотничьей сегодня городища не известны. Ближайшими к этому месту городищами являются Орловское, расположенное в 18 км западно-северо-западнее, и Калиновское, расположенное в 10 км восточно-юго-восточнее. Но оба эти городища располагаются на правом берегу Уссури. Не исключено, что старинная карта имеет информацию о ещё не обследованном археологами городище. Это не удивительно, поскольку труднодоступная северная часть Чугуевского района сегодня является одной из наименее изученных археологами территорий.

Обращает на себя внимание, что на карте, нарисованной в 1709-10 гг. на территории Приморья нет действующих поселений, которые в большом количестве обозначены на современных территориях Китая и Кореи. Возможно, что по истечению 70 лет после последних маньчжурских походов крупные поселения действительно исчезают, а маленькие хуторки на карте не обозначались.

 Есть ещё одно интересное место, обозначенное как Tchakiri moudon (Чакири мудунь), которое сопровождается пояснительным текстом Levce de terre naturelleстена из натуральной земли. Исследователи ещё в XIX в. обнаружили следы этого укрепления на водоразделе Артёмовки и Илистой. И на карте это сооружение указано более протяжённым, чем нам известно сегодня. Возможно, следует активизировать поисковые работы на водоразделе Раздольной и Илистой.

Старинные карты не только сохранили тунгусоязычные названия нашего края, которые существовали задолго до появления китайских названий, но и предоставляют информацию для поиска городищ.

Археологические источники о позднесредневековом периоде

Не смотря на то, что этот исторический период является наименее изученным, тем не менее, разрозненная информация в публикациях имеется.

Сегодня мы можем говорить лишь о нескольких публикациях, связанных с изучением позднесредневековых памятников. В частности, исследовалась гончарная печь, датированная позднесредневековым временем в Шкотовском районе [Дьяков, Дьякова, Сакмаров 2002]. Раскапывался камены склеп у с.Богополь в Кавалеровском районе [Дьякова 2005], который очень осторожно можно отнести к верхней границе позднего средневековья. Близкий по форме склеп имеется в Октябрьском районе на окраине с.Фадеевка.

Встречались отдельные позднесредневековые артефакты на раскопках средневековых памятников. В частности, поздний топор был найден при раскопках башни № 10 на Марьяновском городище. При раскопках Константиновского селища найден листовидный наконечник стрелы, датированный XVI-XIX вв. [Болдин, Шавкунов 1997, с.80].

На одном из кладоискательских форумов обсуждается сабля с р.Журавлёвки, которая датируется ХV-XVII вв. [Сабля…].

Известно, что одна из первых резиденций Нурхаци – Фэйала -  представляла круглую крепость. Интересна существующая гипотеза археологов Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН о том, что Вострецовское городище, имеющее круглую форму, могло существовать в то же время.

Сегодня не наработаны индикаторы, позволяющие отделять поздние артефакты от цзиньских. Возможно, часть поселений, которые сегодня к чжурчжэньскому времени, могли существовать и в позднем средневековье.

Для решения этой проблемы нужен чётко датированный памятник. Таким опорным памятником в Приморском крае может стать поселение на бывшем Оленьем острове. Вероятной территорией острова является участок в 8 км южнее п. Хасан. Это участок пойменной террасы, не затапливаемый во время паводков, на котором виды валообразные структуры. Условно мы их назвали валами. Северный вал имеет длину 150 м.  Центральный вал вытянулся поперёк острова на 250 м. Рядом с ним есть ещё структура, похожая на вал, протяжённостью 220 м. На южном краю террасы есть валообразная структура, длиной 230 м. Эта гипотеза построена на основании спутниковой съёмки. Для её подтверждения необходимо проведение полевых исследований.

 Выводы

Настолько скромные материалы об изучении позднего средневековья ещё раз подчёркивают слабое изучение данного периода. С другой стороны, сегодня не наработаны чёткие индикаторы, позволяющие отделять позднесредневековые артефакты от средневековых. Не исключено, что часть поселений, которые сегодня в бассейне р. Раздольной относят к чжурчжэньскому времени, могли существовать и в позднем средневековье.

Сегодня в Приморском крае есть несколько находок позднесредневекового времени. Территория Приморья отражена в письменных источниках и, возможно, в легендах. Топонимика сохранила крупицы тунгусоязычных названий. Всё это позволяет говорить, что наш край стоит на пороге выделения позднесредневековой археологической культуры.

 Список литературы

Болдин В.И., Шавкунов Э.В. Предметы вооружения с селища Константиновское-1 // Вестник ДВО РАН, 1997, № 1. – с.71-81

Алеутский. Оленный остров. Состояние на 25.12.11; режим доступа http://aleutsky.livejournal.com/60526.html(по состоянию на 10.01.2013 г. блог не доступен)

Дьяков В.И., Дьякова О.В., Сакмаров С.А. Позднесредневековая гончарная печь памятника Петровка - 5 в Приморье // Традиционная культура Востока Азии: К 60-летию акад. Ан. П. Деревянко. Вып. 4. - Благовещенск: Изд-во АмГУ. 2002. С. 193-204.

Дьякова О.В. Каменный склеп у села Богополь в Приморье в контексте истории Дальнего Востока // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2005. - N 2. - С.77-85.

Жан-Батист Режи - Вики-энциклопедия, состояние на 04.09.2011; режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste_Régis

Захаров И.И. Полный маньчжурско-русский словарь. – СПб, 1875. – 1233 с.

История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн.1. Маньчжурия в эпоху феодализма (XVII – начало XX в). – Владивосток: дальневосточное книжное издательство, 1987. – 424 с.

История Сибири. Т.1. Древняя Сибирь. – Л.: Наука, 1968. – 458 с.

Мезенцев А.Л. Куань Юн – легендарная реальность? // Уссурийский краеведческий вестник. Вып.3. – Уссурийск, 2004. – с.10-33.

Мелихов  Г.В. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.) – М., 1974. – 215 с.

Соловьёв В.Ф. Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока. – Владивосток, 1975. – 223 с.

Сабля чжурчжэньская или маньчжурская? // Новый Геродот. - Состояние на 28.01.2012 режим доступа: http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=66&t=13994

Французский язык. Правила чтения. Состояние на 26.12.2001;  режим доступа: http://kun-anton.narod.ru/grammaire/graphie_sons.html

 

 

клуб   карта сайта   доклады

 

Hosted by uCoz