Финал краевого конкурса исследовательских работ учащихся "Отечество"

Секция "Археология"

клуб

карта сайта

страницы:

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12

доклады

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

Рис. 1. Музей 30-й школы.

 

Рис. 2. Декор на черепице.

 

Рис. 3. Иероглиф на черепице.

 

Прорисовка иероглифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Образец тангутского письма.

 

Рис. 6. Образец чжурчжэньского письма.

 

Рис. 7. Отпечатки ткани. Тонкая ткань - черепица с иероглифами, грубая ткань - черепица с Корсаковского храма.

 

Э.В. Шавкунов.

 

А.Л. Ивлиев

 

Алексей Прудников.

клуб юных археологов "Резерв" ЦДТ г.Уссурийск

 

НЕОБЫЧНАЯ ЧЕРЕПИЦА

Введение

Цель работы: изучение надписей на черепице, обнаруженной в окрестностях с.Кроуновка.

Задачи исследования:

- перевести и интерпретировать иероглифы на черепице;

- найти аналоги среди археологического материала в Приморском крае.

Объектом исследования является черепица с надписями.

В ходе исследования использовались аналитические и лингвистические методы.

 

Иероглифы на черепице

В музее боевой славы школы №30 (рис. 1) в экспозиции, посвящённой археологическому материалу, хранится черепица с интересным орнаментом (рис. 2) и иероглифами (рис. 3).

Материал был собран учителем истории Емец А.В. более 20 лет назад в окрестностях села Кроуновка. Сейчас он не работает в школе, но мы нашли его и уточнили место сбора материала. Это оказалось то же самое поле, на котором расположены археологические памятники Корсаковка-2 и Корсаковский храм. Более того, исследования по черепице с Корсаковского храма уже проводились [15, 16, 17].

Данная работа не рассматривает всю черепицу, а лишь является попыткой разобраться в надписях на черепице (рис. 4).

Рис. 4. Надписи на черепице.

Иероглифы размещены на черепице гнездами. В каждом гнезде по два знака, расположенные вертикально. Судя по фрагментам, на каждой черепице размещалось по два гнезда, расположенные горизонтально.

Для перевода использовались русско-китайский словарь [5, 6] и словари из специальной литературы [7, 9].

Большая помощь была оказана преподавателей УГПИ Чжан Фа Мином.

В данном виде работа ещё далека от завершения, поскольку она требует более глубокого исследования специалистами.

Что на себя обращает внимание, что все переведённые иероглифы, так или иначе, связаны с китайской космогонией или устройством и пониманием мира.

火 - Огонь - одна из пяти стихий. 月- Луна - стоит вспомнить лунный календарь китайцев, который перешёл к ряду других народов. Иногда этот иероглиф имеет над собой цифру 6 - 六. В этом случае мы получаем – шестой месяц. 西  - Запад - одна из сторон света. Ещё один иероглиф Утро или Вечность - с которыми можно отождествить восток или вечность то, чего часто желали люда друг другу, а может быть имеется ввиду вечность всего этого мира. А также – Лес, Много, Нож, Обозначать (отмечать), По мере возможности, Большой (могучий) человек.

Известно, что тангутское письмо является самым сложным, изобретённым человечеством видом письменности [12] (рис. 5). В нём нет логограмм с менее, чем четырьмя чертами. На черепице же видим знаки с тремя чертами, что исключает тангутское происхождение данной черепицы.

Артефакты эти, вероятно, не китайского происхождения, поскольку китайцам ряд иероглифов оказались не известны. Не удалось проследить аналогии среди чжурчжэньских знаков [9], с которыми мы могли познакомиться. Но не исключено, что перед нами может быть чжурчжэньское письмо (рис. 6).

В нашем распоряжении не было материалов о корейской черепице. Поэтому не исключено, что для надписей использовалась ханчча - корейская письменность для написания китайских по происхождению слов.

Наличие китайских иероглифов можно объяснить широким распространением китайского письма на всей периферии средневекового Китая. На территории Приморья сегодня известна только средневековая черепица, это позволяет и данные артефакты отнести к этой эпохе, но о точной дате их изготовления ещё рано говорить.

Следует остановиться на ещё одной особенности этой черепицы - текстильном оттиске. Он имеется на вогнутой стороне, выраженный мелкой сеткой, примерно в 2-3 раза мельче, чем подобный оттиск на бохайском Корсаковском храме, расположенном здесь же или на чжурчжэньской черепице с Краснояровского, Шайгинского или Южно-Уссурийского городищ.

С первого взгляда оттиск напоминает следы шёлка или другой тонкой ткани (рис. 7). На различных фрагментах оттиск прослеживается по-разному. На одних он более чёткий и распространён по всей площади, а на других прослеживается лишь под увеличением и не по всей площади фрагмента. 

Изучение приморской черепицы

Коллекции черепицы на территории Приморья были собраны еще в дореволюционный период при освоении края. Начиная с 1954 г., т.е. с началом активного и целенаправленного изучения средневековых памятников, одной из наиболее часто встречающихся категорий находок является керамическая кровельная черепица.

Статья Э.В. Шавкунова под названием «К вопросу о датировке средневековых памятников Приморья» вышла в 1960 г. В ней анализируется черепица, найденная на средневековых памятниках края [13]. Декору, его семантике и истокам посвящена еще одна его статья [17 с. 121-130].

Продолжением изысканий Э.В. Шавкунова можно считать статью Ю.В. Аргудяевой [1 с. 106-113]. Статья посвящена чжурчжэньской черепице, обнаруженной в районе г. Уссурийска, во время археологической разведки 1960 г. Исследование носит описательный характер: представлены основные типы обнаруженной черепицы и ее декор.

Другая работа посвящена анализу черепицы Майского городища, расположенного в Ханкайском районе. Автор исследования А.Л. Ивлиев приводит классификацию, рассматривает орнаменты указанного памятника, а также делает попытку разработать периодизацию чжурчжэньской черепицы [4].

В монографии Н.Г. Артемьевой «Домостроительство чжурчжэней Приморья (ХП-ХШ вв.)» рассматривается и чжурчжэньская черепица. Ею выделено 15 видов орнамента на нижней карнизной черепице и два вида на верхней [2].

Большую группу исследований представляют собой работы, посвященные изучению бохайской кровельной черепицы. На территории Приморья в настоящий момент раскопано четыре буддийских храма (Копытинский, Абрикосовский, Корсаковский, Борисовский) и один храмовый комплекс (Краскинское городище). Объекты датированы в основном благодаря находкам кровельной черепицы. В последнее время черепица этих памятников изучается с самых различных позиций.

О черепице, найденной при раскопках Копытинского и Абрикосовского храмов (Уссурийский район), написано довольно много. В этих публикациях имеются сведения по основным типам найденной кровельной черепицы. Особо разбираются вопросы, касающиеся классификации черепицы и ее декора [14, с. 91].

Главным итогом раскопок, произведенных на Борисовском храме, явилась работа обобщающего характера В.Е. Медведева. Подробно исследователь рассматривает черепицу, обнаруженную на памятнике. Автор проанализировал форму, орнамент, размеры черепицы и вместе с этим обобщил аналогичный материал по ранее известным в Приморье памятникам [8, с. 437].

В 1996 г. Э.В. Шавкуновым была опубликована статья «Декор бохайской кровельной черепицы», где рассматриваются орнаментальные композиции на дисках верхней и торцах нижней карнизной черепицы. Автор разработал общую классификацию декора черепицы для известных памятников Бохая, расположенных на территории Приморья, Кореи и Китая [17, с. 127-144].

Статья Е.В. Асташенковой и В.И. Болдина рассматривает орнаменты на концевых дисках верхней карнизной черепицы Краскинского городища. Авторы описывают изображения на дисках, найденные при раскопках храмового комплекса памятника, выделяют разновидности декора, соотносят их с изображениями, найденными при раскопках Верхней столицы Бохая, расположенной вблизи г. Дунцзинчэна. Важной заслугой исследователей явилось введение в научный оборот данных, касающихся хронологии распространения тех или иных видов орнамента на дисках для различных строительных объектов Краскинского городища [3, с. 128-129, табл. 1].

Отдельно чжурчжэньской черепице Приморья была посвящена диссертация Саранцевой С.Е. [11].

Не смотря на большой объём исследований, черепица, обнаруженная в окрестностях Кроуновки, не имеет аналогов в нашем крае. При том, аналогов нет по декорированию, по надписям и по тонкотекстильному оттиску.  Практически по всем основным характеристикам данная черепица является необычной для Приморья.

Чтобы разобраться в феномене этой черепицы, необходимо проведение обширных полевых исследований на данном памятнике.

 

 

Список литературы: 

1.       Аргудяева Ю.В. Чжурчжэньская черепица (по материалам археологических разведок 1960 г.) // Материалы по истории Сибири. Древняя Сибирь. Археология и этнография Дальнего Востока. Вып. 1. - Новосибирск: АН СССР, 1964. - С. 106-113.

2.       Артемьева Н.Г. Домостроительство чжурчжэней Приморья (XII-XIII вв.). – Владивосток: Дальпресс, 1998. – 302 с.

3.       Аташенкова Е.В., Болдин В.И. Декор концевых дисков Краскинского городища // Россия и АТР, 2004,  № 1. – С.122-129.

4.       Ивлиев А.Л., 1987. Черепица Майского городища // Вопросы археологии Дальнего Востока СССР: сб. науч. тр. Владивосток: ДВО АН СССР. С. 108-119.

5.       Китайско-русский словарь / 3.И. Баранова, В.Е. Гладцков, В.А. Жаворонков, Б.Г. Мудров. - М.: "Русский язык", 1990 – 528 с.

6.       Китайско-русский словарь. / Ред. Дмитриев С.Н. – М.: Вече, 2010. – 608 с.

7.       Кычанов Е.И. «Гимн священным предкам тангутов» // Письменные памятники Востока. Ежегодник 1968. – М.: Издательство восточной литературы, 1970. – С. 217-231.

8.       Медведев В.Е. Бохайская кумирня в Приморье. – Сеул: Ханкъёмунхваса, 1998. – 476 с.

9.       Певнов А.М. Чтение чжурчжэньских письмен: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.20 - Санкт-Петербург, 2004 – 376 с.

10.  Раскопка памятников бохайской культуры Приморья России, 1994 / Институт азиатских исследований, Институт истории ДВО РАН. - Сеул: Газетное издательство Чосон / Телерадиокомпания Мунхва. - 452 с.

11.  Саранцева С.Е. Черепица чжурчжэней Приморья (XII-XIII вв.): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06 - Владивосток, 2006 - 259 с.

12.  Тангутское письмо // Википедия. Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Тангутское_письмо

13.  Шавкунов Э.В. К вопросу о датировке средневековых памятников в Приморье // Труды АН СССР, Сиб. Отд-ние, Бурятский комплексный научно-исследовательский инстиут. Вып. 3. – Улан-Удэ, 1960. – С.174-193.

14.  Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. – Л.: Наука, 1968. – 128 с.

15.  Шавкунов Э.В., Бохайская кровельная черепица с зооморфным мотивом // Советская археология. 1991. № 1. С. 269-271.

16.  Шавкунов Э.В., Предварительные итоги российско-корейских археологических исследований 1993 г. // Вестник  ДВО РАН, 1994. № 2. С. 105-110.

17.  Шавкунов Э.В., Декор бохайской кровельной черепицы и его классификация // Археология Северной Пасифики: материалы междунар. симп. 12-15 апр. 1993 г. - Владивосток: ДВО РАН, ИИАЭ. 1996. - С. 127-144.

 

клуб   карта сайта   доклады

 

Hosted by uCoz