Слёт юных археологов

 

конференции

 

 

походы

Слёт – это своеобразный экзамен, который команда держат по своей работе за год.

 

семинары

А ещё – это здорово, интересно и весело. И все хотят на слёт!

 

слёты

Предлагаем вниманию проект Положения 19-го краевого слёта юных археологов.

 

УТС

(с корректировкой, принятой на методсовете 16.12.2008 г.)

 

клуб

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края»

 

 

 

Ю.Н. Рогонов

СОГЛАСОВАНО

Глава администрации Шкотовского муниципального района

 

 

 

В.И.Михайлов

СОГЛАСОВАНО

Директор департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края

 

 

 

О.Л. Щека

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора департамента образования

и науки Приморского края

 

 

Н.А. Виткалова

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Портал "Археология России" - крупнейшая тематическая электронная библиотека, каталог ресурсов, форумы

Счётчик тИЦ PR

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о 19-м краевом слете юных археологов Приморского края

 

 

1.         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Краевой слет юных археологов проводится с целью привлечения школьников края к активной работе по изучению, выявлению и охране археологических памятников, обучению методам археологических исследований и развития, ранее полученных навыков, обмена опытом работы коллективов юных археологов края, выявлению лучших команд юных археологов.

2.         ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Место проведения слета: п. Новонежино, Шкотовский муниципальный район.

Время проведения слета: 10-22 июля 2009 г.

3.         РУКОВОДСТВО СЛЕТОМ

Общее руководство организацией и проведением слёта осуществляется оргкомитетом, утвержденным ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края» совместно с администрацией Шкотовского муниципального района.

Непосредственное проведение слета возлагается на руководителя слета совместно с главным судьей слета и судейской коллегией.

4.         УЧАСТНИКИ СЛЕТА

К участию в слете допускаются команды юных археологов и краеведов школ, учреждений дополнительного образования и других организаций. Состав команды – 10 человек участников (6-10 классы) и 2 руководителя (число команд от территории неограниченно).

Во время работы слёта для команд, желающих приобрести и повысить теоретическую базу и практические навыки археологических исследований, оргкомитетом и судейской коллегией организуются занятия по всей программе слета.

Команда должна иметь парадную и рабочую форму, эмблему или вымпел, личное и групповое снаряжение (обязательно наличие инструмента для работы на раскопе).

5.         ПРОГРАММА СЛЕТА

Программа слета подразделяется на основные (профилирующие) и дополнительные виды и предусматривает групповые и индивидуальные конкурсы.

Основные виды:

-          археологический раскоп;

-          археологическая викторина;

-          археологическая конференция;

-          археологическая разведка (первичное обследование археологического памятника);

-          анализ артефактов.

Дополнительные виды:

-                     представление команды;

-          отчет о работе за год;

-          экспериментальная работа (по видам: сооружения, макеты, изделия из камня, изделия из керамики, изделия из металла, изделия из стекла и органики, изделия из комбинированных материалов);

-          художественная самодеятельность;

-          эмблема слета;

-          газета;

-          конкурс поваров;

-          полевой быт.

Оцениваются как отдельные номинации. Полученные за них баллы не влияют на суммарное количество баллов.

6.         ВЫЯВЛЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Победителем является команда, набравшее наибольшее суммарное количество баллов. При равенстве баллов преимущество получает команда, показавшая лучший результат в конкурсе раскопов.

Команда–победительница награждается дипломом, призами, а также получает право на участие во Всероссийском слете юных археологов.

Команды, занявшие 2-3 места в общем зачете, а также занявшие призовые места в основных видах награждаются дипломами и призами. Команды, занявшие призовые места в дополнительных видах награждаются грамотами.

По усмотрению главного судьи, представлению команды или иным образом школьникам, наиболее проявившим себя на слете и внесшим весомый вклад в общий результат своей команды, присваивается звание «Лучший юный археолог Приморья», что подтверждается соответствующим дипломом. На звание «Лучший юный археолог Приморья» может номинироваться от команды-победительницы 3 человека, от команды, занявшей 2-е место – 2 человека, от команды, занявшей 3-е место – 1 человек. В особых случаях, при единодушном мнении главного судьи и судейской коллегии, на данное звание может номинироваться школьник из команды не ставшей призовой.

За подготовку детей руководители награждаются грамотами департамента образования и науки Приморского края.

7.         ФИНАНСИРОВАНИЕ

Расходы по организации и проведению слета, проезд судей и комвзвода к месту слета и обратно, их питание на слете, награждение, транспортные и хозяйственные расходы – за счет средств Детско-юношеского центра Приморского края.

Расходы на проезд участников к месту слета и обратно, питание их в пути и на слете, обеспечение снаряжением и т.д. – за счет средств командирующих организаций.

8.         ДОКУМЕНТАЦИЯ

По прибытию на слет руководитель команды должен сдать следующие документы:

-          именную заявку на участие команды в слете;

-          командировочное удостоверение на руководителей;

-          выписку из приказа о направлении команды на слет со списочным составом участников;

-          справки о прививках против клещевого энцефалита на каждого участника;

-          копии паспортов или свидетельств о рождении участников слета.

9.         УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И СУДЕЙСТВА КОНКУРСОВ

Конкурсы проводятся по ниже оговоренным условиям и оцениваются баллами. Максимальное количество баллов, получаемое за отдельные конкурсы, различно определяется важностью конкурса в соответствии с целями слета. Судейство основных видов конкурсов осуществляет Главный судья при помощи судей по видам. Судейство дополнительных конкурсов осуществляет судейская коллегия.

 

ОСНОВНЫЕ КОНКУРСЫ

 

Археологический раскоп (100 баллов).

Конкурс археологического раскопа является главным профилирующим конкурсом и проходит в два этапа.

1-й этап: в течение всего времени слета команда в полном составе выполняет плановую работу на раскопе (соблюдение методик, трудовая дисциплина).

По окончании работ на раскопе главный судья совместно с судейской коллегией оценивает работу каждой команды на раскопе.

2-й этап: Команда или ее часть без руководителя на специально отведенном месте в течение одного часа производит разметку раскопа площадью 20 кв. м и нивелировку дневной поверхности. По окончании конкурса планы раскопа сдаются главному судье.

В конкурсе, оцениваемом до 100 баллов, учитываются:

-          соблюдение методики разборки слоя, зачисток – 48 баллов;

-          тщательность проверки слоя –                                  5 баллов;

-          точность фиксации стратиграфии –                        10 баллов;

-          точность разметки раскопа –                                   15 баллов;

-          точность нивелировки –                                           10 баллов;

-          оформление планов находок, дневной поверхности раскопа и стратиграфии – 12 баллов (4 балла – горизонты; 2 балла – описание; 6 баллов – масштаб, дата, названия и.т.д.);

Возможны вариации в проведении конкурса, зависящие от конкретных условий работы на памятнике, которые оговариваются Главным судьей до начала соревнований.

 

Археологическая викторина (80 баллов + 20 баллов за дополнительные вопросы).

Участвуют представители команд. Каждая команда предложенные задания викторины должна выполнить за установленное время.

Викторина состоит из двух видов – письменного (60 баллов) и устного
(20 баллов).

Письменный вид – команда в течение одного часа на бумаге, выданной судейской коллегией отвечает на 4 вопроса по следующей тематике:

1. Вопрос на знание терминологии (дать определение одному из основных археологических терминов – археология, культурный слой, археологический памятник, артефакт, археологическая культура, типы памятников т.д. – до 2-х терминов);

2. Вопрос из общей археологии (общая периодизация, рассказ об одной из археологических эпох (ашель, верхний палеолит и т.п., об орудиях труда человека и материалах для их изготовления);

3. Вопрос из первобытной археологии Приморья (рассказ об археологической эпохе или культуре (культурах));

4. Вопрос из средневековой археологии Приморья (рассказ об истории одного средневековых государств и народов  на территории Приморья, об их археологических памятниках и материальной культуре);

Все команды получают одинаковые вопросы. Каждый вопрос оценивается по
15-ти бальной шкале по следующим критериям:

-          точность в изложении фактов – 7 баллов;

-          полнота изложения – 7 баллов;

-          системность изложения – 1 балл.

Устный вид проводится по билетной системе. Представители команд выбирают по одному билету, содержащему один конкретный вопрос по тематике археологи Приморья (смотри приложение 3). Команда готовит ответ в течении 15 минут, после чего один из представителей команды отвечает на вопрос. Затем участники команд-соперниц могут дополнять выступление отвечающей команды по теме билета
(за дополнительные баллы).

Очередность ответов определяется жеребьевкой.

Каждый ответ оценивается по 20-ти бальной шкале, исходя из следующих критериев:

-          точность изложения фактов -                     10 баллов;

-          полнота изложения –                                  5 баллов;

-          системность изложения –               1 балл;

-          ориентация в излагаемой теме –    4 балла.

При выполнении заданий викторины команды могут штрафоваться за следующие действия:

-          списывание у других команд (даже если команды одноклубные) – 30 баллов;

-          подсказки (словами, жестами) -                                        30 баллов;

-          создание помех соперникам –                                           20 баллов;

-          некорректное поведение во время ответов команд –      10 баллов.

 

Археологическая конференция (80 баллов).

На конференцию команда представляет подготовленные ее членами доклады. Доклады, выставлявшиеся командами на другие конференции, в данном конкурсе не оцениваются.

Тематика докладов должна соответствовать следующим направлениям:

-          отдельные археологические находки, сделанные кружковцами;

-          анализ археологических памятников и их материалов;

-          разработка отдельных вопросов древней и средневековой истории и археологии Приморья;

-          тема посвящения слёта (юбилейное событие и т.п.).

Доклады оцениваются по трём номинациям: научно-практические работы, научно-познавательные и тематические работы. Научно-практические работы пишутся на основе полевых и камеральных работ. Научно-познавательные работы пишутся на основе изучения опубликованных материалов.

До начала конференции один экземпляр доклада вместе с рисунками (если таковые необходимы) сдаются в судейскую коллегию. На экземпляре должна стоять фамилия, имя автора (или авторов), название команды и территории, название доклада. В конце дается список использованных источников и литературы. Сданный экземпляр докладчику не возвращается.

Количество выставляемых командой докладов определяется самой командой. К началу слета команды сообщают в судейскую коллегию количество выставляемых докладов.

Очередность выступления команд определяется жребием. По окончании выступления для уточнения изложенной информации и определения уровня ориентации докладчика в теме доклада, судейская коллегия может задавать вопросы. Количество вопросов докладчику оговаривается на совещании руководителей. Каждая команда может задать докладчику один вопрос по теме выступления. Регламент конференции устанавливается Главным судьей и сообщается при открытии слета.

Тематические доклады определяются темой (посвящением персоналии, событию) слёта.

За доклад команда получает до 80 баллов. Критерий оценки доклада:

-          содержание доклада (раскрытие темы, новизна) -          30 баллов;

-         ориентация докладчика в предлагаемой теме –                30 баллов;

-          грамотность построения текста доклада (определяется главным судьей по сданным текстам) –      5 баллов;

-          презентация доклада (качество устного изложения, оформление и использование иллюстраций) –        15 баллов.

При проведении конференции команды могут штрафоваться до 10 баллов за некорректное поведение в отношении соперников.

Зачётным является доклад, набравший максимальное количество баллов.

 

Первичное обследование археологического памятника (80 баллов).

Команды или их части в количестве, определенном самой командой без руководителя выходят на обследование археологического памятника или части археологического памятника. При этом команды в течение 4-х часов производят:

-          глазомерную топографическую съемку памятника или его части, привязку на местности;

-          сбор подъемного материала (при его наличии);

-          письменное описание памятника или его части (полевой дневник).

Чистовое оформление результатов работы участники команд могут производить в месте, выбранном Главным судьей. По истечении времени все полевые материалы сдаются в судейскую коллегию, после чего команды приглашаются на защиту своих работ индивидуально, где отвечают на вопросы главного судьи по методике проведения исследования.

Памятник или его часть для участия в конкурсе выбирается главным судьей и чем сообщается командам в начале конкурса.

Критерии оценки конкурса (максимальное количество – 80 баллов):

1.         Глазомерная съемка –                                  70 баллов;

-          в т.ч. правильность в изображении топографических компонентов – 50 баллов;

-          соблюдение масштаба –                  10 баллов;

-          общее оформление –                                    10 баллов;

2.         Описание памятника –                               10 баллов;

-          в т.ч. полнота описания –               6 баллов;

-          грамотность описания –                  2 балла;

-          определение типа памятника –      2 балла.

 

Анализ артефактов (40 баллов).

Конкурс является командным. Задача – дать характеристику предложенным артефактам (5 экземпляров). Характеристика включает в себя три уровня.

1 уровень – дать название артефакту (например: отщеп, венчик, донышки, черепица, наконечник стрелы, грузило и т.п.) – оценка до 2 баллов

2 уровень – дать характеристику артефакта (по материалу, форме, технологии, например: трубчатый венчик сосуда, изготовленного на гончарном круге, обсидиановый наконечник стрелы с двусторонней ретушью, грузило на гальке с двумя выемками и т.п.) – оценка до 3 баллов.

3 уровень – предложить возможную датировку артефакта (в веках, тысячелетиях, археологической эпохе, культуре) – оценка до 3 баллов.

Таким образом, за полные определения команда получает по 8 баллов за каждый артефакт и 40 баллов максимально.

Набор артефактов для всех команд разный, заранее подготавливается судейской коллегией. По истечении заданного времени команды меняются наборами.

Процедура прохождения конкурса определяется Главным судьей.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ.

Отчёт о работе за год (обмен опытом работы).

Конкурс оценивает фактическую работу коллектива за год по представляемым документам. Отчёт заверяется подписью и печатью руководителя учреждения. Рассматривается объём проведённой работы, мероприятия по выявлению и постановке новых памятников на учёт и т.д. Отчёт состоит из основной части и приложений (фотографии, приказы о походах и прочее).

Критерии оценки конкурса:

Образовательно-воспитательная работа.

Исследовательская работа

 

Экспериментальная работа.

На конкурс представляются результаты экспериментальных работ, выполненные детьми в виде изделий или фотографий.

В номинации сооружения оцениваются различные конструкции, построенные командами в натуральную величину. На конкурс представляются фотографии сооружений (разные экспозиции).

В номинации макеты оцениваются модели построек, технических сооружений и т.д. На конкурс представляются изделия.

В номинации изделия из камня оцениваются артефакты, выполненные в технике расщепления, в т.ч. ретуширования, шлифовки и пикетажа.

В номинации изделия из керамики оцениваются керамические артефакты (посуда, бытовая утварь, украшения и т.д.).

В номинации изделия из металла оцениваются металлические артефакты, выполненные в техниках ковки, литья и иных.

В номинации изделия из органики и стекла оцениваются артефакты, выполненные из дерева, кости, рога, кожи и других органических материалов, а также стекла.

В номинации изделия из комбинированных материалов оцениваются изделия, выполненные из разных материалов.

В номинации древние технологии оцениваются действия, моделирующие древние технологии: добывание огня и т.д.

При оценке конкурсных материалов учитывается сложность, точность и качество изделий.

 

Представление команды.

На конкурс представляется выступление команды, ее руководителей в произвольном стиле в течение 5-10 минут. Команда должна рассказать о себе и о своих достижениях за последний год. Оценивается содержательность и оригинальность подачи информации.

Судейство конкурса проводит коллегия в составе не менее 3 человек при обязательном присутствии главного судьи. Механизм выработки оценки определяется судейской коллегией и сообщается участникам конкурса перед началом.

 

Художественная самодеятельность.

На конкурс представляется программа общей продолжительностью 10-15 минут. При оценке конкурса предпочтение отдается выступлениям, наиболее соответствующим тематике слета. Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд.

 

Эмблема слета.

На конкурс представляется эмблема слета, выполненная на листе бумаги форматом не более А-4 (210 х 297 мм).

Эмблема должна содержать предполагаемую символику слета, его название, порядковый номер, место проведения, тему посвящения слёта.

 

Конкурс газет.

Во время слета команда выпускает одну зачетную газету. Бумагу для выполнения газеты предоставляет судейская коллегия.

В конкурсе оценивается отражение «визитной карточки» команды, лагеря и слета, художественное оформление. Максимальная оценка за конкурс 15 баллов.

Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд.

 

Конкурс поваров.

В течение 1 часа команда выставляет на конкурс блюдо, приготовленное в полевых условиях. Оценивается оригинальность, доступность ингредиентов, изящность оформления, вкусовые качества.

 

Полевой быт.

Полевой быт оценивается ежедневно судейской коллегией. Проверка производится в присутствии капитана команды, согласно таблице штрафов:

а) Штраф 3 очка:

-          остатки пищи, мусор на земле вокруг палаток и на кухне, грязь на кухне и в столовой;

-          небрежно вымытая посуда;

-          беспорядок и грязь в палатках;

-          отсутствие маркировки на палатках (каждой и кухни с указанием команды и территории;

-          хранение обуви (беспорядок и грязь);

-          неправильное хранение дров и инструментов;

б) Штраф 5 очков:

-          неправильное положение палаток и кострища;

-          заготовка дров, громкие разговоры после отбоя и до подъема лагеря;

в) Штраф 10 очков:

-          порча и уничтожение зеленых насаждений;

-          слив помоев и свалка пищевых отходов в неположенном месте;

-          нарушение техники безопасности при приготовлении пищи и заготовки дров;

-          неправильное хранение продуктов;

-          мытье посуды в реке или ином водоёме;

-          стирка вещей в районе кострищ и выше их по течению;

-          нарушение общественного порядка;

-          невыполнение распоряжений по лагерю.

г) Штраф 25 очков:

-          нарушение режима дня.

д) Штраф 50 очков:

-          курение;

-          употребление алкоголя;

-          употребление нецензурных выражений.

е) Штраф 100 очков:

-                     разрешение конфликтов при помощи физической силы (драка);

 

Команды, получившие замечания по пунктам а), б), в) через час проверяются на предмет устранения недостатков. Если таковые не устранены, то с команды вновь снимаются баллы.

Если команда набрала более 20 штрафных очков, то вся превышающая их сумма вычитается из общей суммы баллов команды. При этом одно штрафное очко соответствует одному баллу.

 

 

Приложение

 

Перечень примерных вопросов

к устному этапу археологической викторины.

  1. Устиновская культура. История изучения, памятники.
  2. Устиновская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  3. Устиновская культура. Хозяйство.
  4. Верхний палеолит в юго-западном Приморье. История изучения, памятники.
  5. Верхний палеолит в юго-западном Приморье. Характеристика каменного инвентаря.
  6. Верхний палеолит в юго-западном Приморье. Хозяйство.
  7. Руднинская культура. История изучения, памятники.
  8. Руднинская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  9. Руднинская культура. Характеристика керамики.
  10. Руднинская культура. Хозяйство.
  11. Бойсманская культура. История изучения, памятники.
  12. Бойсманская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  13. Бойсманская культура. Характеристика керамики.
  14. Бойсманская культура. Погребения.
  15. Бойсманская культура. Хозяйство.
  16. Зайсановская культура. История изучения, памятники.
  17. Зайсановская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  18. Зайсановская культура. Характеристика керамики.
  19. Зайсановская культура. Хозяйство.
  20. Веткинская (шекляевская), ханкайская, Буссе культуры.
  21. Синегайская культура. История изучения, памятники.
  22. Синегайская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  23. Синегайская культура. Характеристика керамики.
  24. Синегайская культура. Характеристика изделий из металла и органики.
  25. Синегайская культура. Хозяйство.
  26. Маргаритовская культура. История изучения, памятники.
  27. Маргаритовская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  28. Маргаритовская культура. Характеристика керамики.
  29. Маргаритовская культура. Хозяйство.
  30. Лидовская культура. История изучения, памятники.
  31. Лидовская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  32. Лидовская культура. Характеристика керамики.
  33. Лидовская культура. Хозяйство.
  34. Янковская культура. История изучения.
  35. Янковская культура. Памятники.
  36. Янковская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  37. Янковская культура. Характеристика керамики.
  38. Янковская культура. Характеристика изделий из металла и органики.
  39. Янковская культура. Общество и хозяйство.
  40. Кроуновская культура. История изучения, памятники.
  41. Кроуновская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  42. Кроуновская культура. Характеристика керамики.
  43. Кроуновская культура. Характеристика изделий из металла и органики.
  44. Кроуновская культура. Общество и хозяйство.
  45. Ольгинская культура. История изучения, памятники.
  46. Ольгинская культура. Характеристика каменного инвентаря.
  47. Ольгинская культура. Характеристика керамики.
  48. Ольгинская культура. Характеристика металлических изделий.
  49. Ольгинская культура. Общество и хозяйство.
  50. Приморский вариант польцевской культуры. История изучения, памятники.
  51. Приморский вариант польцевской культуры. Характеристика каменного инвентаря.
  52. Приморский вариант польцевской культуры. Характеристика керамики.
  53. Приморский вариант польцевской культуры. Характеристика металлических изделий.
  54. Приморский вариант польцевской культуры. Общество и хозяйство.
  55. Самаргинская культура.
  56. Мохэская культура в Приморье. История изучения, памятники.
  57. Мохэская культура в Приморье. Характеристика керамики.
  58. Мохэская культура в Приморье. Характеристика металлических изделий.
  59. Мохэская культура в Приморье. Общество.
  60. Мохэская культура в Приморье. Хозяйство.
  61. Политическая история мохэ.
  62. Бохайская культура. История изучения.
  63. Бохайская культура. Памятники.
  64. Бохайская культура. Характеристика керамики (бытовая, строительная).
  65. Бохайская культура. Характеристика керамической посуды.
  66. Бохайская культура. Характеристика изделий из цветных металлов.
  67. Бохайская культура. Характеристика изделий из чёрных металлов.
  68. Бохайская культура. Характеристика изделий из стекла и органики.
  69. Бохайское общество.
  70. Бохайское ремесло и торговля.
  71. Бохайское сельское хозяйство.
  72. Бохайские промыслы.
  73. Административное устройство государства Бохай.
  74. Политическая история государства Бохай.
  75. Культура государства Бохай.
  76. Постбохайское время.
  77. Покровская культура в Приморье.
  78. Ранние чжурчжэни.
  79. Чжурчжэньская культура. История изучения.
  80. Чжурчжэньская культура. Памятники.
  81. Чжурчжэньская культура. Характеристика керамики (бытовая, строительная).
  82. Чжурчжэньская культура. Характеристика керамической посуды.
  83. Чжурчжэньская культура. Характеристика изделий из цветных металлов.
  84. Чжурчжэньская культура. Характеристика изделий из чёрных металлов.
  85. Чжурчжэньская культура. Характеристика изделий из стекла и органики.
  86. Чжурчжэньское общество.
  87. Чжурчжэньское ремесло и торговля.
  88. Чжурчжэньское сельское хозяйство.
  89. Чжурчжэньские промыслы.
  90. Административное устройство государства Цзинь.
  91. Политическая история государства Цзинь.
  92. Культура государства Цзинь.
  93. Государство Восточное Ся.
  94. Приморье в XIV – начале XIX веков.

 

Групповое снаряжение.

 

-          палатки на команду

-          спальные мешки на каждого участника

-          тент для столовой или иная крыша

-          инструмент для работы на раскопе (совок на каждого участника команды, 2-3 щётки, секатор для обрезки корней, 2-3 штыковые лопаты, подборная лопата)

-          щётки для помывки материала (можно старые зубные щётки)

-          кухонные и костровые принадлежности и оборудование

-          компас и рулетка (5-10 м)

-          медицинская аптечка

-          фонарики, свечи

-          канцелярские принадлежности (бумага писчая, чертёжная, миллиметровая, карандаши простые, авторучки, ручки перьевые, перья ученические, тушь чёрная, стирательная резинка, фломастеры и т.п.)

-          другое снаряжение, необходимое для команды: топоры, ножовки и т.д.

 

Желательно заранее продумать способы хранения рабочего инструмента, посуды, продуктов; приёмы маркировки палаток и кухни. Учитывая, что готовить приходится в дождь, желательно, продумать способы защиты костра от воды.

 

Основная литература для подготовки.

 

Авдусин Д.А. Основы археологии, М., 1989.

Артемьева Н. Г. Домостроительство чжурчжэней Приморья (XII—начало XIII в.). Владивосток. 1998.

Бродянский Д.Л. Введение в Дальневосточную археологию, Владивосток, 1987.

Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в.— 1234 г.).
М.: Наука, 1983.

Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в.— 1234 г.): Исторический очерк. М.: Наука, 1975.

Гельман Е.И. Глазурованная керамика и фарфор средневековых памятников Приморья. Владивосток, 1999.

Дьякова О.В. Мохэские памятники Приморья. Владивосток. Дальнаука. 1998. 318 с.

История Дальнего Востока СССР с древнейших времён до XVII в., М., 1989.

Мартынов А.И. Археология. М., 1996,

Матюшин Г.Н. Археологический словарь, М., 1996.

Окладников А.П., Деревянко А.П. Далёкое прошлое Приморья и Приамурья, Владивосток, 1973.

Положение об открытых листах на право производства археологических разведок и

раскопок. М., 2007.

Шавкунов В.Э. Вооружение чжурчжэней Приморья XIIXIII вв. Владивосток, 1993.

Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л. Наука, 1968. 128 с.

Шавкунов Э. В. Культура чжурчжэней-удигэ XIIXIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990.

 

 

 

Hosted by uCoz