клуб    карта сайта

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
управления народного образования
департамента образования и науки 
Администрации Приморского края
Межонов К.А._________________




ПОЛОЖЕНИЕ
о 17-м краевом лагере и слете юных археологов


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Краевой слет юных археологов проводится с целью привлечения школьников края к активной работе по изучению, выявлению и охране археологических памятников, обучению методам археологических исследований и развития, ранее полученных навыков, обмена опытом работы коллективов юных археологов края, выявлению лучших команд юных археологов.

2. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Место проведения слета: с. Екатериновка, Партизанский район.
Время проведения лагеря: 09 - 13 августа 2005 г.
Время проведения слета: 14 - 17 августа 2005 г.

3. РУКОВОДСТВО СЛЕТОМ
Общее руководство организацией и проведением слета осуществляется оргкомитетом, утвержденным Приморским краевым центром детско-юношеского туризма и экскурсий. 
Непосредственное проведение слета возлагается на судейскую коллегию во главе с главным судьей слета.

4. УЧАСТНИКИ СЛЕТА
К участию в слете допускаются команды юных археологов и краеведов школ, внешкольных учреждений, детских клубов и других организаций. Состав команды – 10 человек участников (6-10 классы) и 2 руководителя.
Во время работы лагеря для команд, желающих приобрести и повысить теоретическую базу и практические навыки археологических исследований, оргкомитетом и судейской коллегией организуются занятия по всей программе слета.
Команда должна иметь парадную и рабочую форму, эмблему или вымпел, личное и групповое снаряжение (обязательно наличие инструмента для работы на раскопке).

5. ПРОГРАММА СЛЕТА
Программа слета подразделяется на основные (профилирующие) и дополнительные виды и предусматривает групповые и индивидуальные конкурсы.
Основные виды:
- археологический раскоп;
- археологическая викторина;
- археологическая конференция;
- первичное обследование археологического памятника;
- анализ артефактов.
Дополнительные виды:
- представление команды;
- художественная самодеятельность;
- эмблема слета;
- газета;
- полевой быт.

6. ВЫЯВЛЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Победителем является команда, набравшее наибольшее суммарное количество баллов. При равенстве баллов преимущество получает команда, показавшая лучший результат в конкурсе раскопов.
Команда –победительница награждается кубком, дипломом, призами, а также получает право на участие во Всероссийском слете юных археологов.
Команды, занявшие 2-3 места в общем зачете, а также занявшие 1-е места в основных видах награждаются дипломами и призами.
По усмотрению главного судьи, школьнику, наиболее проявившему себя на слете и внесшему весомый вклад в общий результат своей команды, присваивается звание «Лучший юный археолог Приморья», что подтверждается соответствующим дипломом и призом.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Расходы по организации и проведению слета, проезд судей и комвзвода к месту слета и обратно, питание на слете, награждение, транспортные и хозяйственные расходы – за счет средств ПКЦДЮТиЭ.
Расходы на проезд участников к месту слета и обратно, питание их в пути и на слете, обеспечение снаряжением и т.д. – за счет средств командирующих организаций.

8. ДОКУМЕНТАЦИЯ
По прибытию на слет руководитель команды должен сдать следующие документы: 
- именную заявку на участие команды в слете;
- командировочное удостоверение на руководителей;
- выписку из приказа о направлении команды на слет со списочным составом участников;
- справки о прививках против клещевого энцефалита на каждого участника;
- отчет юных археологов о проделанной работе за год, заверенный печатью организации;
- паспорта или свидетельства о рождении участников слета.

9. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И СУДЕЙСТВА КОНКУРСОВ
Конкурсы проводятся по ниже оговоренным условиям и оцениваются баллами. Максимальное количество баллов, получаемое за отдельные конкурсы, различно определяется важностью конкурса в соответствии с целями слета. Судейство основных видов конкурсов осуществляет Главный судья при помощи судей по видам. Судейство дополнительных конкурсов осуществляет судейская коллегия.

Археологический раскоп (100 баллов)
Конкурс археологического раскопа является главным профилирующим конкурсом и проходит в два этапа.
1-й этап: в течение одного зачетного часа (конкурсное время заранее оговаривается и сообщается) команда в полном составе выполняет плановую работу на раскопе. При этом члены команды производят:
1. чертят план раскопа;
2.фиксацию обнаруживаемых находок на составленном ими плане раскопа. Одновременно один-два человека из членов команды (по ее выбору) производят 
3.фиксацию стратиграфии на одной из стенок раскопа либо на другом обнажении (до 3 м). По окончании зачетного часа план и стратиграфический разрез сдаются Главному судье.
Ведется полевой дневник.
2-й этап: Команда или ее часть без руководителя на специально отведенном месте в течение одного часа производит разбивку дневной поверхности под раскоп площадью 12 кв. м. и нивелировку поверхности. По окончании конкурса планы раскопа с нивелировкой сдаются Главному судье. Чертят план дневной поверхности с нивелировкой.
В конкурсе, оцениваемом до 100 баллов, учитываются:
- соблюдение методики разборки слоя, зачисток – 50 баллов;
- тщательность проверки слоя – 5 баллов;
- точность фиксации находок – 5 баллов;
- точность фиксации стратиграфии – 10 баллов;
- точность разбивки раскопа – 15 баллов;
- точность нивелировки – 10 баллов;
- оформление планов находок, дневной поверхности раскопа и стратиграфии – 5 баллов;
Возможны вариации в проведении конкурса, зависящие от конкретных условий работы на памятнике оговариваются Главным судьей до начала соревнований.

Археологическая викторина (80 баллов)
Участвуют представители команд, 2 человека от команды. Каждая команда предложенные задания викторины должна выполнить за установленное время.
Викторина состоит из двух видов – письменного (60 баллов) и устного (20 баллов). 
Письменный вид – команда в течение одного часа на бумаге, выданной судейской коллегией отвечает на 4-е вопроса по следующей тематике:
1. Вопрос на знание терминологии (дать определение одному из основных археологических терминов – археология, культурный слой, археологический памятник, артефакт, археологическая культура, типы памятников т.д. – до 2-х терминов);
2. Вопрос из общей археологии (общая периодизация, рассказ об одной из археологических эпох (ашель, верхний палеолит и т.п., об орудиях труда человека и материалах для их изготовления);
3. Вопрос из первобытной археологии Приморья (рассказ об археологической эпохе или культуре (культурах));
4. Вопрос из средневековой археологии Приморья (рассказ об истории одного средневековых государств и народов на территории Приморья, об их археологических памятниках и материальной культуре);
Все команды получают одинаковые вопросы. Каждый вопрос оценивается по 15-ти бальной шкале по следующим критериям:
- точность в изложении фактов – 7 баллов;
- полнота изложения – 7 баллов;
- системность изложения – 1 балл.
Устный вид проводится по билетной системе. Представители команд выбирают по одному билету, содержащему один конкретный вопрос по тематике археологи Приморья (смотри приложение 3). Команда готовит ответ в течении 15 минут, после чего один из представителей команды отвечает на вопрос. Затем судьи и участники команд-соперников могут задавать отвечающему дополнительные вопросы по теме билета.
Очередность ответов определяется жеребьевкой. Билеты выбираются каждой командой через определенный промежуток времени по усмотрению Главного судьи.
Каждый ответ оценивается по 20-ти бальной шкале, исходя из следующих критериев:
- точность изложения фактов- 7 баллов;
- полнота изложения – 7 баллов;
- системность изложения – 1 балл;
- ориентация в излагаемой теме – 5 баллов.
При выполнении заданий викторины команды могут штрафоваться за следующие действия:
- списывание у других команд (даже если команды одно-клубные) – 30 баллов;
- подсказки (словами, жестами) 30 баллов;
- создание помех соперникам – 20 баллов;
- некорректное поведение при задавании дополнительных вопросов во время устного конкурса – 10 баллов.



Археологическая конференция (80 баллов)
На конференцию команда представляет подготовленные ее членами доклады. 
Тематика докладов должна соответствовать следующим направлениям:
- отдельные археологические находки, сделанные кружковцами;
- анализ археологических памятников и их материалов;
- разработка отдельных вопросов древней и средневековой истории и археологии Приморья.
Труды школьников могут быть как авторские, составленные на основе своих полевых материалов (в том числе и по результатам участия в работе археологических экспедиций). И так и компилятивные, составленные на основе опубликованных данных.
До начала конференции один экземпляр доклада вместе с рисунками (если таковые необходимы) сдаются в судейскую коллегию. На экземпляре должна стоять фамилия, имя автора (или авторов), название команды и территории, название доклада. В конце дается список использованных источников и литературы. Сданный экземпляр докладчику не возвращается.
Количество выставляемых командой докладов определяется самой командой, но зачетным становится только один, набравший наибольшее количество баллов. До начала слета команды сообщают в судейскую коллегию количество выставляемых докладов.
Очередность выступления команд определяется жребием. По окончании выступления для уточнения изложенной информации и определения уровня ориентации докладчика в теме доклада, судейская коллегия и участники команд-соперников могут задавать вопросы. Регламент конференции устанавливается Главным судьей и сообщается при открытии слета.
За доклад команда получает до 80 баллов. Критерий оценки доклада:
- новизна информации – 40 баллов;
- ориентация докладчика в предлагаемой теме – 30 баллов;
- грамотность построения текста доклада (определяется Главным судьей по сданным текстам) – 5 баллов;
- презентация доклада (качество устного изложения, оформление и использование иллюстраций) – 5 баллов.
При проведении конференции команды могут штрафоваться до 10 баллов за некорректное поведение в отношении соперников.

Первичное обследование археологического памятника (80 баллов)
Команды или их части в количестве, определенном самой командой без руководителя выходят на обследование археологического памятника или археологического объекта. При этом команды в течение 4-х часов производят: 
- глазомерную топографическую съемку памятника или его части, привязку на местности;
- сбор подъемного материала (при его наличии);
- письменное описание памятника или его части (полевой дневник).
Чистовое оформление результатов работы участники команд могут производить в месте, выбранном Главным судьей. По истечении времени все полевые материалы сдаются в судейскую коллегию, после чего команды приглашаются на защиту своих работ индивидуально, где отвечают на вопросы Главного судьи по методике проведения исследования.
Памятник или его часть для участия в конкурсе выбирается Главным судьей и чем сообщается командам в начале конкурса.
Критерии оценки конкурса (максимальное количество – 80 баллов):
1. Глазомерная съемка – 60 баллов;
- в т.ч. правильность в изображении топографических компонентов – 45 баллов;
- соблюдение масштаба – 10 баллов;
- общее оформление – 5 баллов;
2. Описание памятника – 10 баллов;
- в т.ч. полнота описания – 6 баллов;
- грамотность описания – 2 балла;
- определение типа памятника – 2 балла;
3. Защита результатов полевых исследований – 10 баллов.

Анализ артефактов (40 баллов)
Конкурс является индивидуальным. Для участия в конкурсе команда направляет одного члена команды. Его задача – дать характеристику предложенным артефактам (5 экземпляров). Характеристика включает в себя три уровня.
1 уровень – дать название артефакту (например: отщеп, венчик, донышки, черепица, наконечник стрелы, грузило и т.п.) – оценка до 2 баллов
2 уровень – дать характеристику артефакта (по материалу, форме, технологии, например: трубчатый венчик сосуда, изготовленного на гончарном круге, обсидиановый наконечник стрелы с двусторонней ретушью, грузило на гальке с двумя выемками и т.п.) – оценка до 3 баллов.
3 уровень – предложить возможную датировку артефакта (в веках, тысячелетиях, археологической эпохе, культуре) – оценка до 3 баллов.
Таким образом, за полные определения команда получает по 8 баллов за каждый артефакт и 40 баллов максимально.
Набор артефактов одинаковый для всех команд, заранее подготавливается судейской коллегией.
Процедура прохождения конкурса определяется Главным судьей.

Представление команды (15 баллов)
На конкурс представляется выступление команды, ее руководителей в произвольном стиле в течение 5-10 минут. Команда должна рассказать о себе и о своих достижениях за последний год. Оценивается содержательность и оригинальность подачи информации.
Максимальную оценку 15 баллов получает команда, занявшая первое место. Оценки остальным командам выставляются в сравнении с победителем.
Судейство конкурса проводит коллегия в составе не менее 3 человек при обязательном присутствии Главного судьи. Механизм выработки оценки определяется судейской коллегией и сообщается участникам конкурса перед началом.

Художественная самодеятельность (15 баллов)
На конкурс представляется программа общей продолжительностью 10-15 минут. При оценке конкурса предпочтение отдается выступлениям, наиболее соответствующим тематике слета. Максимальная оценка – 15 баллов.
Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд.

Эмблема слета (10 баллов)
На конкурс представляется эмблема слета, выполненная на листе бумаги форматом не более А-4 (210х297 мм).
Эмблема должна содержать предполагаемую символику слета, его название, порядковый номер и место проведения, а также название и территорию команды – изготовительницы.

Конкурс газет (15 баллов)
Во время слета команда выпускает одну зачетную газету. Бумагу для выполнения газеты предоставляет судейская коллегия.
В конкурсе оценивается отражение «визитной карточки» команды, лагеря и слета, художественное оформление. Максимальная оценка за конкурс 15 баллов.
Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд.

Полевой быт (20 баллов)
Полевой быт оценивается ежедневно. Проверка производится в присутствии руководителя или капитана, согласно таблицы штрафов:
а) Штраф 3 очка:
- остатки пищи, грязь на земле вокруг палаток и на кухне, прочий мусор;
- небрежно вымытая посуда;
- беспорядок и грязь в палатках;
- отсутствие маркировки на палатках (каждой и кухни с указанием команды и территории;
- хранение обуви (беспорядок и грязь);
- неправильное хранение дров и инструментов;
б) Штраф 5 очков:
- неправильное положение палаток и кострища;
- заготовка дров, громкие разговоры после отбоя и до подъема лагеря;
в) Штраф 10 очков:
- порча и уничтожение зеленых насаждений;
- слив помоев и свалка пищевых отходов в неположенном месте;
- нарушение техники безопасности при приготовлении пищи и заготовки дров;
- неправильное хранение продуктов;
- мытье посуды в реке;
- стирка вещей в районе кострищ и выше их по течению;
- нарушение общественного порядка;
- нарушение режима дня;
- невыполнение распоряжений по лагерю.
г) Штраф 50 очков:
- курение;
- употребление алкоголя;
- употребление нецензурных выражений.
д) Штраф 100 очков:
- разрешение конфликтов при помощи физической силы (драка).
Команды, получившие замечания по пунктам а), б), в) через час проверяются на предмет устранения недостатков. Если таковые не устранены, то с команды вновь снимаются баллы.
Если команда набрала более 20 штрафных очков, то вся превышающая их сумма вычитается из общей суммы баллов команды. При этом одно штрафное очко соответствует одному баллу.


Перечень примерных вопросов к устному этапу археологической викторины.

1. Верхний палеолит Приморья – общая характеристика.
2. Устиновская культура.
3. Верхний палеолит в юго-западном Приморье.
4. Неолит в Приморье – общая характеристика.
5. Руднинская культура.
6. Бойсманская культура.
7. Зайсановская культура.
8. Эпоха бронзы в Приморье – общая характеристика.
9. Эпоха бронзы в западном и юго-западном Приморье.
10. Лидовская культура.
11. Ранний железный век в Приморье – общая характеристика.
12. Янковская культура.
13. Кроуновская культура.
14. Финал железного века в Приморье.
15. Мохэская культура в Приморье.
16. История мохэских племен и государства Бохай.
17. Археологические памятники бохайского времени в Приморье – краткая характеристика.
18. Основные признаки материальной культуры Бохая, хозяйство.
19. Общество и культура Бохая.
20. История государства Чжурчженей.
21. Археологические памятники чжурчженьского времени в Приморье.
22. Основные признаки материальной культуры чжурчженей, хозяйство.
23. Общество и культура чжурчженей.


Ремнабор.
Плоскогубцы, шило, иглы, нитки, проволока медная, набор ниток, тесьма резиновая, ножницы, напильник крупный и мелкий, наждачная бумага, заплатки, булавки.


Групповое снаряжение.
- палатки на команду
- спальные мешки на каждого участника
- тент для столовой или иная крыша
- инструмент для работы на раскопе (совок на каждого участника команды, 2-3 щётки, секатор для обрезки корней, 2-3 штыковые лопаты, подборная лопата)
- щётки для помывки материала (можно старые зубные щётки)
- кухонные и костровые принадлежности и оборудование
- компас и рулетка (5-10м)
- медицинская аптечка
- фонарики, свечи
- канцелярские принадлежности (бумага писчая, чертёжная, миллиметровая, карандаши простые, авторучки, ручки перьевые, перья ученические, тушь чёрная, стирательная резинка, фломастеры и т.п.)
- другое снаряжение, необходимое для команды: топоры, ножовки и т.д.

Желательно заранее продумать способы хранения рабочего инструмента, посуды, продуктов; приёмы маркировки палаток и кухни. Учитывая, что готовить приходится в дождь, желательно, продумать способы защиты костра от воды.


Основная литература для подготовки.
1. Окладников А.П., Деревянко А.П., Далёкое прошлое Приморья и Приамурья, Владивосток, 1973 г.
2. История Дальнего Востока СССР с древнейших времён до XVII в., М., 1989 г.
3. Бродянский Д.Л., Введение в Дальневосточную археологию, Владивосток, 1987 г.
4. Авдусин Д.А., Основы археологии, М., 1986 г.
5. Матюшин Г.Н., Археологический словарь, М., 1996 г.

 

клуб    карта сайта

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Hosted by uCoz