ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ |
клуб | карта сайта |
Опубликовано: Уссурийский краеведческий вестник. Вып. 3. Уссурийск, 2004. с. 5 – 9.
Бровко Д.В. Трансляция ценностей культуры молодому поколению - одна из сложнейших и ответственных задач современного педагога. Трудно не согласится с Григорием Померанцем, утверждающим, что в основе современных проблем государства лежит "не столько унаследованная от прошлого отсталость страны, сколько отторжение от собственной культуры, ее норм и традиций" (Померанец Г.С., 1998). Жить в современном мире противоречивых истин не просто и нам взрослым. Тем более сложным является поиск таких путей модернизации образования, которые приводили бы к воспитанию целостности личности, ее духовности и нравственности, ответственности перед культурой. На этих путях уже совершенно недостаточно преобладающей у нас когнитивно-информационной образовательной модели. Все развитие современной цивилизации, достижения науки приводят к необходимости достижения полноты и целостности образования, чего не возможно без педагогики ценностей и смыслов. Именно она, включая молодого человека в контекст культуры, делает немыслимым, неполноценным существование вне его (Ямбург Е.А., 2000). Реализовать заявленное чрезвычайно сложно, ведь здесь затрагиваются как глубинные основы всего содержания образования, так и личности самого педагога. Находясь в среде дополнительного образования, где есть необходимый простор для вариативности, эксперимента, творческого поиска, мы пытаемся реализовать именно такой синтезирующий и смыслообразующий подход средствами, которыми располагает относительно новое образовательное пространство, называемое "педагогическая археология" (ПА). Традиция детской археологии в России насчитывает уже около ста лет. Особенно актуальной детская археология стала в последние 15 лет. Это связано, прежде всего, с тем, что резко сократилось финансирование полевых исследований научных организаций и использование детского труда и финансов, выделяемых на организацию летнего отдыха учащихся, стало единственным способом поведения работ в "поле". Сегодня детские археологические лагеря работают по всей России и странам СНГ. Более того, в течение учебного года дети проходят теоретическую подготовку в кружках, клубах юных археологов и краеведов. Таким образом, в силу объективных обстоятельств, практика реализации различных образовательных и досуговых мероприятий на базе археологии приобрела массовый характер, стала традиционным направлением дополнительного образования. Глобальный педагогический потенциал, таящийся в этой практике, был понят многими педагогами, что привело к разработке содержания, форм, методики деятельности. В то же время, подавляющее большинство опубликованных работ по названной проблематике имеют описательный характер (Кручинина Т.А., 1987, Липавский С.А., 1993, Шульга П.И., 1998 и др.), и лишь некоторые публикации сибирских авторов отличаются содержательностью и методической направленностью (Вопросы методики…, 1990, Историческое краеведение…, 1996). Таким образом, произошло выделение нового образовательного пространства, наиболее удачное название которого - "педагогическая археология", был предложено А.М.Буровским (Буровский А.М., 1990). Им же были рассмотрены взаимовлияния археологии и педагогики, организационно методические аспекты деятельности детских археологических кружков. С тех пор практиками был накоплен огромный опыт работы, многое было переосмыслено исходя из современной образовательной концепции страны. В настоящей работе, взяв на себя ответственность разработать методологические основы ПА, мынеизменно стремились дополнить ее адаптационный характер, способствующий формированию общекультурной и методологической компетентности, смысловой, ценностной нагрузкой. Во-первых, определимся с терминологией. ПА, в нашем понимании, представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей. В данном понимании принципиально важны два момента: - ПА - система, т.е. детское объединение, может быть отнесено к рассматриваемому явлению лишь в случае системного характера его деятельности. Таким образом, мы разделяем понятия ПА и "детская археология". Последнее, как правило, носит сугубо прагматический характер, определяя участие школьников в археологических исследованиях. - методология ПА лежит, в сфере педагогической науки. Во-вторых, рассмотрим функции и значение основных элементов системы ПА. Археологическая наука является уникальной отраслью знания. В современной научной систематике это одна из самых интегрированных наук. Более того, однозначного ответа на вопрос о преобладании гуманитарного или естественного компонента в археологии нет. Поскольку разбор археологических дискуссий находится за рамками данной работы (смотри, например, Захарук Ю.Н., 1992, Клейн Л.С., 1992), коротко сформулируем авторскую позицию. Археология - это прикладная источниковедческая наука. Первобытная археология, "доистория", является, в большой степени естественной наукой, что особенно ярко проявляется в последние десятилетия. На этом понимании строятся те связи, которые делают археологию педагогической: - прикладной характер деятельности; - массовость, доступность источников; - широкая интеграция с другими науками; - доступность основных положение теории и методов для школьников среднего и старшего звена; - непредсказуемость, большая вариативность суждений, выводов; - сочетание разнообразных исследовательских форм и приемов; - наглядность результатов, яркая эмоциональная окрашенность; - оперативная социализация результатов деятельности. Таким образом, археология становится средством достижения определенных педагогических целей. Педагогика, в свою очередь, выполняет в системе целеполагающую и целереализующую функции. Ребенок включается новое для него образовательное пространство, реализую свой потенциал в нескольких направлениях. Важен ли в данном случае конкретный исследовательский результат, например, открытие памятника, выделение типа? Несомненно, но открытие ребенка должно быть "реализовано" через педагогические цели. В противном случае есть риск "сделать" из ребенка кладоискателя, коллекционера археологических раритетов - занятие полезное, но иногда уголовно наказуемое. С другой стороны даже при всей привлекательности археологии для организации ее средствами детской творческой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности юных исследователей, соотнося с ними цели и задачи работы. В качестве методологических основ феномена ПА предлагаются следующие. Объект ПА - особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании. Предмет ПА - взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии. Метод ПА - деятельностный подход к развитию личности, системный характер деятельности как антропологического явления. К числу наиболее перспективных проблематик исследования феномена ПА следует отнести психолого-педагогические основания явления и исследовательской деятельности в частности; содержание образовательных программ, настоятельно требующее унификации в области общей археологии, что должно привести к созданию учебника, ориентированного на детскую аудиторию; детальная разработка методологии как самой ПА, так и конкретных образовательных программ. В авторской практике в содержательной области делается упор на ведущей идее: человечество, благодаря способности создавать культуру, едино во все века своего существования. "Все прошлое и будущее нашего (моего) бытия осознается в той мере, в какой оно "вписывается" в это мгновение жизни" (Библер В.С., 1998). Принимая эту формулировку, мы рассматриваем понятия "Я", "Человечество", "Мир" в неразрывном со-бытии. При этом изучение культурных феноменов приводит к осознанию ценности любой культуры. Предметы и явления культуры прошлого становятся не просто, объектами, требующими описания, а средоточиями культурно-исторического смысла - здесь и преодоление чисто сциентической позиции, и совмещение научного знания с опытом поэтико-мифологического познания, и широкие возможности для того, что в процессе совместной деятельности ребенка с педагогом и другими ребятами построить такую картину мира, которая была бы превращена в личностное знание. Ребенок обучается на постоянном перекрестке истин, познавая суть взаимодополняющих противоположностей, рассматривая проблемы, не имеющие однозначного решения, и принимая эти решения. Итог педагогической деятельности в данном направлении видится в субъектификации культурной среды и непрагматическом взаимодействии с ней, осознание человеком своего места в пространстве культуры, где личность, будет действовать свободно и ответственно, постоянно делая выбор в пользу той истины (или истин), которая соответствует иерархии ценностей и смыслов существования цивилизации. Несомненно, многие аксиоматично выделенные аспекты ПА и связанных с ней проблем не бесспорны и требуют дальнейшего изучения, а, самое главное, дискуссии практиков - и археологов, и педагогов. 1. Библер В.С., 1998. Филисофско-психологические предположения школы диалога культур //Философско-психологические предположения школы диалога культур. М. 2. Буровский А.М., 1990. Предмет и проблемы "педагогической археологии" // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск. 3. Вопросы методики…, 1990. Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск. 4. Захарук Ю.Н., 1992. К дискуссии о статусе археологии // Российская археология, № 4 5. Историческое краеведение…1996. Историческое краеведение: теория и практика. Барнаул. 6. Клейн Л.С., 1992. Методологическая природа археологии // Российская археология, № 4. 7. Кручинина Т.А., 1987. Археологический отряд как форма трудовых объединений старшеклассников // Преподавание истории в школе, № 4. 8. Липавский С.А., 1993. Школьный археологический кружок // Преподавание истории в школе, № 1. 9. Померанец Г.С., 1998. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.-СПб. 10. Шульга П.И., 1998. О работе археологических лагерей школьников в Алтайском каре // Гуманитарные исследования в Сибири, № 3. 11. Ямбург Е.А., 2000. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М. |