А.Л. Мезенцев

Центр детского творчества

 

Основные аспекты воспитательной работы

в рамках клуба юных археологов «Резерв»

(Доклад на городской педагогической конференции по патриотическому воспитанию. Апрель 2010 г. ЦДТ)

 

клуб

карта сайта

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Поэтому  необходимо  воспитывать  в  детях гражданина и патриота России через различные формы работы.

Патриотическая работа в целом наиболее ярко выражена в двух направлениях: гражданском и военном. Главное – не подменять гражданско-патриотическое воспитание военно-патриотическим. В конце концов, мы должны формировать гражданина своей страны, а не только защитника Отечества, выполняющего свой священный долг с оружием в руках.

Рассмотрим понятие «патриотизм» и «патриот» в более четкие определениях:

1. Главный из них  -  наличие  среди  основных  здоровых  эмоций каждого  человека  почитания  места  своего  рождения  и  места  постоянного проживания как своей  Родины,  любовь  и  забота  о  данном  территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до  конца  своей  жизни данной территориальной области. В зависимости  от  широты  восприятия  места своего рождения, зависящего от глубины сознания  данного  индивида,  границы его родины могут простираться от площади собственного  дома,  двора,  улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для  обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций  должна  совпадать  с  границами всего данного государственного образования, именуемого  Отечеством.  Низшими уровнями  данного  параметра,  граничащего  с   антипатриотизмом,   являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя  хата  с  краю, ничего не знаю".

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра -  благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся  гражданами  данного  государства, т.е. осознание  того  общественного  организма,  называемого  во  всем  мире "нацией по гражданству".

3.  Делать  конкретные  каждодневные  дела   для   улучшения состояния  своей  родины,  ее  приукрашения   и   обустройства,   помощи   и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от  поддержания порядка, опрятности и упрочения  дружеских  отношений  с  соседями  в  своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного их развития).  

Патриотизм либо есть в той  или  иной  степени,  либо  его  нет  вовсе. Патриотизм  очень  сокровенное   чувство,   находящееся   глубоко   в   душе (подсознании) и поэтому он не ограничивается лишь массовыми мероприятиями.

При освещении патриотической работы с юными археологами, остановимся на вышеперечисленных критериях.

1. Наличие  среди  основных  здоровых  эмоций почитания места  проживания как своей  Родины,  любовь  и  забота  о  данной территории, уважение местных традиций, преданность до  конца  своей  жизни данной области.

Уссурийск – это не только место, в котором мы живём. Это место, насыщенное богатой историей наших предков и земляков-предшественников, относившихся к разным этносам и живших в разные времена, наследниками достояния которых сегодня являемся мы. Специфика работы клуба в том, что основной упор делается не на наших предков, а на далёких во времени земляков, для которых эти земли были такими же родными, как и для нас. Которые трудились на этой земле и облагораживали её, которые защищали её с оружием в руках и проливали свою кровь. Эта земля всегда была любима, населявшими её людьми. Самым древним крепостям, которые есть в окрестностях Уссурийска, более 4000 лет. На протяжении всей своей цивилизованной истории человек любил и охранял эту землю. Но и в более ранние времена эти места были значимы для людей, следы деятельности которых встречаем на протяжении последних 40 тысяч лет. Даже два последних ледника не отпугнули древнего человека от наших долин и гор. Эта земля, леса и воды всегда могли прокормить человека, если он не ленился трудиться.

Формирование должного отношения к своей малой родине начинается тогда, когда мы осознаём значимость земли, на которой живём. А уссурийская земля всегда была значима. Река Раздольная – одна из крупнейших рек в бассейне Японского моря с очень плодородной почвой. Это мощная коммуникационная артерия в данной части Восточной Азии. Именно поэтому сюда постоянно устремлялись люди. Именно поэтому одним приходилось с оружием защищать свой дом, а другим такой же кровью находить себе землю обетованную, чтобы было, где расти их детям. Для осознания этой значимости на занятиях уделяется немалое внимание изучению истории края и уссурийской земли.

Изучение не ограничивается лишь лекциями. Дети сами вписывают своими руками новые страницы истории, непосредственно участвуя в научных исследованиях на раскопках археологических памятников и проводя поисковые исследования, в ходе которых выявляются новые археологические памятники, в том числе и уникальные, которые не раз становились предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных учёных. К числу таких открытий относится выявление Корсаковского буддийского храма 9 века, выявление нового культурного слоя на поселении  Кроуновка-1, решившего давний вопрос о времени появления земледелия в Приморье, датируемое теперь 29 в. до н.э., обнаружение новых типов защитного вооружения чжурчжэней.

Дети воспитываются не только на осознании важности истории своей земли, но и сами пишут эти страницы истории.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории. Высший показатель данного параметра -  благожелательность ко всем своим соотечественникам.

Этот аспект не акцентируется специально, но регулярно путешествуя по краю, дети знакомятся с достижениями приморцев: достопримечательностями городов и сёл, их музеями, предприятиями, памятниками и многим другим. Познание края проводится не только через лекционный материал, но и непосредственно на местах.

Отдельный акцент ставится в специальных мероприятиях. Второй год наши дети принимают участие в краевой акции «Пережившее века – сохраним», в ходе которой школьники посещали не только археологические памятники, но и знакомились с памятниками, отражающими вклад приморцев в борьбу с фашизмом и освобождение Китая в 1941-45 гг. В год 65-летия Великой Победы это особенно актуально. Неоднократно принимали участие в наведении порядка на памятниках погибшим землякам как в годы гражданской, так и Великой Отечественной войны. В данной работе не ограничивались лишь соотечественниками, но и убирались на памятниках японским военнопленным. При посещении археологических памятников в Китае, всегда посещали памятники советским воинам, если таковые были в ближайших окрестностях, в частности в Дуннине и Муданьцзяне. Вот именно за границей возникает острое чувство благожелательности к своим соотечественникам.

Другой момент этой работы – создание собственного музея. Археологического материала накоплено достаточно, но финансовые затруднения не позволяют сегодня окончательно решить этот вопрос.

3.  Делать  конкретные  каждодневные  дела   для   улучшения состояния  своей  родины,  ее  украшения   и   обустройства,   помощи   и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.

Нашим каждодневным делом является учёба. Казалось бы, что здесь патриотичного, но и здесь, наверное, не все потеряно. Достаточно рассказать детям о великих российских археологах, которые внесли огромный вклад в развитие этой науки, и напомнить, что наши семиклассники знают основы археологии лучше, чем первокурсники некоторых иностранных университетов. Чем не повод гордиться своей Родиной?

Летние экспедиции также могут подчеркнуть патриотический аспект, когда лучшие из детей гордо поднимают флаг России.

Кроме того, наши дети подключались к различным благотворительным акциям: помогали депутатам краевого законодательного собрания в сборе вещей для малообеспеченных детей, наводили порядок вместе с Молодой Гвардией Единой России в городском парке, неоднократно наводили порядок в парке на улице Лермонтова, в котором находятся объекты XII в. и памятник погибшим при Мишаньфу в 1929 г., регулярно участвуют в городских субботниках. Неоднократно в походах наводили порядок  на могилах героев гражданской войны в разных районах.

Это лишь отдельные моменты воспитательной работы клуба юных археологов «Резерв».

Можно считать, что антипатриотизм не вмешивается в нашу жизнь, но широкое массмедийное пространство демонстрирует совершенно обратное. Слова Семюэля Джонсона: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя" и Льва Троцкого: "Будь проклят патриотизм" сегодня стали почти лозунгом асоциальной молодёжи.

Патриотизм - это не "привычка". Это, прежде всего, то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне.

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно методично и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему.

 
клуб | карта сайта
Hosted by uCoz