Современное состояние и проблемы педагогической археологии в Приморье

 

Публикация: Мезенцев А.Л. Современное состояние и проблемы педагогической археологии в Приморье // Проблемы истории образования на Дальнем Востоке России. Мат. науч. конф. Выпуск II. - Уссурийск, 2012. - С. 79-85.

 

клуб

карта сайта

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

А.Л. Мезенцев

педагог дополнительного образования,

руководитель клуба юных археологов «Резерв»

МБОУДОД «Центр детского творчества»

г.Уссурийск

 

стр.79.

Современное историческое образование успешно реализуется в среде общего и дополнительного образования. Сегодня в рамках как общего, так и, особенно, дополнительного образования достаточно локально, но уже закрепилось такое образовательное пространство как педагогическая археология. Педагогическая археология традиционно воспринимается как форма краеведческой работы со школьниками. В печатных и электронных публикациях в настоящее время встречаем различные определения этой работы. Это также детская археология или школьная археология [1, 2, 3], при этом авторы ставят акценты на разные аспекты привлечения детей к археологии. Сегодня данные определения разграничены по содержанию деятельности.

Разный подход к формам приобщения детей к археологии привело к развитию в Приморье двух направлений этой работы: педагогической археологии детской археологии. При этом под педагогической археологией понимается системное вовлечение детей в науку, тогда как детская археология опирается на прагматизм привлечения детей в летние экспедиции [2].

История вовлечения детей в археологию в Приморье начитывает уже почти столетие и началась она с Уссурийска. Приехавший в 1907 г. в Никольск-Уссурийский молодой преподаватель А.З. Фёдоров вскоре увлёкся изучением древностей, которыми изобиловал город. А через некоторое время стал привлекать к этой деятельности своих учеников. Александр Зиновьевич прожил в городе до 1928 г. О привлечении детей к археологии в других городах Приморья в довоенное время информации нет.

В послевоенное время встречаются упоминания об экскурсиях детей на археологические памятники, но наиболее массовым это движение стало в последние годы советской власти. В первой половине 80-х годов в школах, домах пионеров и детских клубах появляются кружки юных археологов в Черниговке, Рощино, Лесозаводске, Лучегорске, Сергеевке, Артёме, Дальнегорске. Именно этим временем можно датировать рождение педагогической археологии в крае. В 1985 г. проводится первый краевой слёт юных археологов на Стеклянухинском городище на базе археологической экспедиции ДВГУ. Последующие слёты проводились также на базе экспедиций УГПИ и ИИАЭ ДВО РАН. Организатором слёта стала Краевая

стр. 80

станция юных туристов. Во второй половине 80-х годов появляются аналогичные детские объединения во Владивостоке, Уссурийске, Ивановке, Екатериновке, Находке, Степном (Спасский район). У всех у них была разная история и сроки существования. Сборная Приморья (Рощино, Лучегорск, Лесозаводск) успешно выступила на Всероссийском слёте юных археологов в 1989 г. Такого же результата добилась команда первомайского ДПШ г. Владивосток в 1990 г. После распада СССР приморские команды уже не выезжали на всероссийские слёты. В 1988 г. в Глазовке была проведена конференция юных археологов, организованная учителями – выпускниками УГПИ.

90-е годы оказались тяжёлыми для педагогической археологии. Ряд педагогов ушли в бизнес, другие оставили данную работу по иным причинам. Количество объединений стало резко сокращаться. Хотя появилось и новое объединение в Воздвиженке. Тем не менее, краевые слёты не регулярно, но продолжались. Они проводились в 1993, 1994, 1996-98 гг. Если в 1989 г. на слёте принимали участие четырнадцать команд, то в 1997 г. – две. В эти же годы Краевой станцией юных туристов была поддержана новая форма работы с детьми – конференции юных археологов. Но они проводились лишь дважды – в 1993 и 1996 гг.

Новое столетие не стало лучше. Краевая станция юных туристов, переименованная теперь в Краевой центр детско-юношеского туризма, в 2002-04 гг. провёл ещё три слёта и конференцию в 2001 г. и археологию, как направление своей работы, свернул. Хотя потенциал оставался хорошим. В эти годы учителя, занимавшиеся археологией с детьми в Спасском районе и Лесозаводске становились призёрами краевых конкурсов «Учитель года», а педагог ЦДТ из Уссурийска Д.В. Бровко – победил на данном конкурсе в 2002 г. Первая половина первого десятилетия нового века дала новые команды в Находке, Арсеньеве, Артёме и Соловьёвке.

В 2005 г. стало понятно, что педагогическая археология, как организованное направление учебно-исследовательской работы школьников в крае, приходит в упадок. По сути, сохранившиеся объединения в своей работе замкнулись на самих себя, либо, в лучшем случае, просто контактировали друг с другом в форме творческих встреч, совместных походов или экспедиций. С нарушением сложившейся системы краевых мероприятий, объединявших и координировавших деятельность юных археологов, появились предпосылки для трансформации педагогической археологии в детскую археологию. Данная ситуация устраивала не всех педагогов.

В 2007 г. возникло неформальное объединение учителей, занимающихся педагогической археологией, условно названный методсоветом. Это объединение, по сути, возродило археологическое направление в краеведческой работе. Но при этом вся работа стала строиться на полном энтузиазме педагогов, имея первоначально очень ограниченную поддержку со стороны Детско-юношеского центра Приморского края, а затем оставшись без поддержки. За два года была выстроена новая система краевых мероприятий, нацеленная на активизацию педагогической археологии в крае и расширение данной работы. Эта система включает шесть краевых мероприятий, проводимых с юными археологами каждый нечётный месяц. Два мероприятия остались прежними – слёт и конференция, остальные появи-

стр. 81

лись впервые. В календарной последовательности данные мероприятия распределились следующим образом.

Январь. Краевая конференция юных археологов. Проведено четыре конференции в Лукьяновке, Анисимовке и две во Владивостоке. Если в первой конференции приняли участие лишь коллективы из Уссурийска, Находки и Новонежино, то позже присоединились единомышленники из Фокино и Дальнегорска. Сама конференция стала работать в рамках двух секций: археология и краеведение [4]. А работы в каждой секции стали оцениваться по двум номинациям: научно-теоретической и научно-практической. Первая номинация оценивает работы, включающие компилятивный элемент, в рамках второй рассматриваются работы, опирающиеся на самостоятельные полевые исследования.

Март. Краевая молодёжная акция по пропаганде сохранения культурного наследия «Пережившее века – сохраним» [5]. Проводится в дни весенних каникул. Участниками являются активные юные археологи из разных клубов. Основные задачи акции: знакомство участников с археологическими памятниками и музейными экспозициями, а также пропаганда создания аналогичных клубов на местах. К настоящему времени проведено две акции. Первая в 2009 г. прошла по маршруту Владивосток – Артём – Фокино – Находка – Сергеевка – Лазо – Ольга – Кавалерово – Дальнегорск – Рудная Пристань – Лидовка – Уссурийск – Большой Камень [6]. Посетили археологические памятники Олений-1, Екатериновское, Николаевское, Шайгинское городище, Синие скалы, Устиновка-7, Рудная Пристань, Лидовка-1, Суворово-3-4, Суворовское городище, а также музеи ДВГУ, школы №17 г.Артёма, Дома детско-юношеского туризма г.Находка, школы с.Сергеевка, Лазовского заповедника, п.Ольга, г.Дальнегорска, п.Кавалерово. В Фокино, Сергеевке, Ольге и Кавалерово выступили в образовательных учреждениях.

Вторая акция в 2010 г. прошла по маршруту Большой Камень – Уссурийск – Анучино – Арсеньев – Спасск – Черниговка – Хороль – Камень-Рыболов – Майское – Жариково – Пограничный - Сергеевка – Полтавка – Покровка – Уссурийск – Большой Камень. В этот раз были посещены Осиновка-1, Горбаткинское, Майское городище, место обнаружения бивня мамонта под Новодевицей, Фадеевский склеп, Сенькина Шапка и Покровское городище. Распутица не позволила добраться до Новогордеевского и Ауровского городищ. Посещены музеи в г.Уссурийске, с.Анучино, г.Арсеньеве, г.Спасске, с.Черниговке, с.Хороле, школе с.Астраханка, п.Камень-Рыболове, п.Пограничном, с.Покровке. Помимо того, в ходе акции, в ознаменование 65-летия Победы, посещались памятные места, связанные с Великой Отечественной и Второй мировой войной. Лекции, знакомящие детей и педагогов с системой работы, были проведены в Арсеньеве, Хороле, Астраханке, Пограничном и Сергеевке.

Май. Краевое мероприятие «Открытие полевого сезона» [7]. Традиционно данное мероприятие проводится на выходных в середине месяца в Палеодеревне под Находкой. Помимо торжественной части проводится экскурсионная либо трудовая программа. Под последним понимается наведение порядка в пещерах или ремонт подходов к пещерам.

Июль. Краевой слёт юных археологов. Восстановленные слёты из-

стр. 82

менили свой формат. Если раньше большой акцент ставился на соревновательный компонент и сами слёты длились 10 дней, из которых неделя отводилась под лагерь а три последних дня были активно (и при этом нервозно) насыщены конкурсной программой, то сегодня слёт удлинили до трех недель. Программа включает основные и дополнительные конкурсы [8]. При этом первая неделя отводится под учебную программу. Мастер-классы по различным аспектам археологии проводятся педагогами и научными сотрудниками. По всем основным конкурсам проходят учебные занятия, что позволяет достаточно уверенно выступать даже командам, впервые приехавшим на слёт. Ежегодно совершенствуется методика проведения конкурсов, методики оценивания команд. Сегодня ушли от жёсткой соревновательности в конкурсах, сделав акцент на гуманности. Внесены изменения в форму проведения ряда конкурсов. Как и прежде, во время конкурса команда работает самостоятельно, без руководителя. Конкурсы демонстрируют знания и умения детей.

Основные конкурсы.

Конкурс раскопов. Это главный профилирующий конкурс слёта. При равенстве баллов победителем слёта становится команда, победившая в данном конкурсе. Максимальная оценка – 100 баллов. В конкурсе учитываются точность разметки раскопа, точность нивелировки, методика разборки культурного слоя, тщательность проверки слоя, точность фиксации стратиграфии, оформление планов. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе оценивалась разметка раскопа. На втором – работа на раскопе. Затем раскоп стал замещаться шурфом. Сегодня пришли к выводу, что работа с шурфом должна стать самостоятельным конкурсом.

Викторина. Конкурс, по своей сути, является экзаменом по теории. Он также проводится в два этапа. Первый этап письменный, второй – устный. На первом этапе все команды получают одинаковый билет с четырьмя вопросами. Здесь получаем сравнительную характеристику подготовленности команд по отношению друг к другу. На втором этапе команды выбирают индивидуальные билеты с одним вопросом, на который за отведённое время готовят ответ. После устного ответа любой член отвечавшей команды может дополнить ответ. Лишь после этого ответ могут дополнять представители других команд. Максимальная оценка конкурса – 80 баллов. Команды, дополняющие ответы своих конкурентов, могут дополнительно заработать до 20 баллов. В 90-е годы устный этап завершался задаванием вопросов конкурентами. А судьи по ответам на вопросы ориентировались в компетентности ребёнка. Такая форма конкурса иногда приводила к охлаждению отношений между детьми, а порою к серьёзным стрессам, вплоть до слёз. Именно поэтому форма проведения конкурса была изменена на более гуманную.

Конференция. Данный конкурс после возрождения слётов также претерпел изменения. Если раньше дети встречались лишь раз в год, то именно на слёте, за редким исключением отдельных конференций, они делились своими открытиями и достижениями в виде докладов, то теперь исследовательские доклады ушли на январские конференции. Некоторые команды подняли вопрос о сложности подготовки исследовательских работ дважды в год. Была даже высказана идея о ликвидации данного конкур-

стр. 83

са. Во избежание дублирования зимних конференций было решено на летнюю конференцию готовить рефераты по теме слёта. С 2007 г. слёты стали посвящаться юбилейной дате, это и определяло тематику слёта. Например, в 2007 г. отмечалось 100-летие А.П. Окладникова. Поэтому команды готовили рефераты о работе этого археолога на их территории. Но даже на таком компилятивном уровне появлялись интересные находки. В частности, один из рефератов был подготовлен школьником по рассказам своей бабушки, которая, будучи студенткой, принимала участие в экспедициях Алексея Павловича. Воспоминания были дополнены фотографиями из семейного архива. При защите реферата судьи могут задавать вопросы докладчику по теме выступления. На данном конкурсе команда может заработать до 80 баллов.

Разведка. За годы существования конкурс эволюционировал от реальной разведки на местности до обследования части памятника, выполненной по правилам проведения археологических поисковых исследований. Конкурс позволяет команде заработать до 80 баллов. Оценивается глазомерный план памятника, правильность описания, правильность фотографии, определение типологии и датировки памятника.

Анализ артефактов и археологический рисунок. Все команды работают с одним набором артефактов из разных материалов, обмениваясь находками по кругу. Кроме этого, один из артефактов следует правильно зарисовать карандашом. Для каждого артефакта необходимо определить название, дать его характеристику по материалу, форме, технологии и датировать. Максимальная оценка конкурса – 50 баллов.

Дополнительные конкурсы не влияют на баллы, но дают командам лишние грамоты. К ним относятся представление команд, художественная самодеятельность, эмблема слёта, конкурс газет, конкурс поваров и полевой быт. Особое значение имеет полевой быт, поскольку при нарушении правил техники безопасности (санитарной, трудовой и пожарной) команда может потерять часть заработанных баллов.

Помимо конкурсов реализуется обширная досуговая и экскурсионная программа. Слёт это самое массовое и самое продолжительное краевое мероприятие, после которого дети расстаются друг с другом настоящими друзьями.

Сентябрь. Краевой фестиваль юных археологов. Мероприятие ознаменовывает закрытие полевого сезона. В традицию вошли товарищеские встречи по волейболу и совместная разведка. В программе фестиваля презентация своего полевого сезона каждой командой, презентация археологического памятника (не обязательно своего, на котором проводились в это лето работы), юмористическая фотовыставка (в последнее время также стала проходить в форме презентации) «Ох уж эти археологи…».

Ноябрь. Краевой учебно-тренировочный сбор. Сбор включает учебную и экскурсионную программу, проводится в дни осенних каникул. Основная масса учебного времени отводится разведкам, как наиболее активной форме проведения археологических исследований школьниками во время учебного года. Экскурсии проводились на археологические памятники или интересные природные объекты, в том числе восхождения на Пидан и Фалазу.

стр. 84

Иногда в виде второго этапа УТС проводятся поездки на археологические памятники в КНР. Дважды дети вывозились на городище Дунцзинчэн – останки Верхней столицы Бохая, на городище Баляньчэн – Восточную столицу Бохая, на городище Дачэнцзы, отождествляемое с бохайским областным центром Шуайбинь. В состав области Шуайбинь входило современное западное Приморье. Помимо археологии, в программа пребывания в Китае насыщена знакомством с другими достопримечательностями – тигриным и медвежьим питомниками; кинодеревней, в которой снимаются исторические фильмы чаньчунькой киностудией; буддийскими храмами, обязательно посещаются памятники советским воинам.

Данная система деятельности определила содержание современной педагогической археологии в Приморском крае.

Педагогическая археология является не единственной формой привлечения детей к изучению древностей в Приморье. Некоторые образовательные учреждения успешно осваивают детскую археологию, вывозя детей летом в экспедиции. Как правило, участие в археологических раскопках является фоном, на котором реализуются локальные педагогические задачи. Кроме того, появилась пограничная форма. В этом случае детское объединение формируется не только на летнее время, но и создаётся школьный музей, на базе которого проводится часть работы, либо объединение подключается к некоторым краевым мероприятиям. Форма работы каждого объединения обуславливается двумя основными факторами: финансированием и возможностями педагогов.

В силу общественного характера современного развития педагогической археологии, данное направление столкнулось с рядом субъективных проблем, вносящих заметные коррективы в систему деятельности. Это выражается в противодействии или не понимании работы некоторыми административными работниками, а также в состоянии здоровья самих участников методсовета.

Анализ активности детских археологических объединений и мероприятий, проводимых с юными археологами, отражённых в сети интернет позволяет уверенно говорить, что приморская педагогическая археология сегодня имеет свой специфический облик. У нас нет многотысячных слётов юных археологов как в Челябинской области или районных слётов как в Воронежской области, но количество краевых мероприятий и их разнообразие поддерживает познавательный интерес детей к науке и позволяет на базе этого интереса вести не только образовательную, но и воспитательную работу. Хотелось бы, чтобы во втором десятилетии XXI века педагогическая археология в нашем крае получила дальнейшее развитие.

 

Примечания

 

1. Алтухов В.В. Школьная археология. Программа, теория, практика, музей. (Методические рекомендации). – Иркутск, ОЦДЮТиЭ, 2004. – 132 с.

2. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии. // Уссурийский краеведческий вестник. Вып. 3. – Уссурийск, 2004. С.5-9.

3. Детская археология – URL: http://www.iknugra.ru/center-for-protection-of-cultural-heritage/projects/childrens-archeology.html  (дата обращения 12 октября 2011 г.).

4. Молодёжная краевая археологическая конференция «Приморье? История и современность» - URL: http://ducpk.ru/dvizh/turistsko-kraevedcheskie/polozheniya-o-meropriyatiyax/121-molodezhnaya-kraevaya-arxeologicheskaya-konferencziya-qprimore-istoriya-i-sovremennostq.html

стр. 85

5. Краевая молодёжная акция по пропаганде сохранения культурного наследия «Пережившее века – сохраним» - URL: http://ducpk.ru/dvizh/turistsko-kraevedcheskie/polozheniya-o-meropriyatiyax/154-kraevaya-molodezhnaya-akcziya-po-propagande-soxraneniya-istoriko-kulturnogo-naslediya-primorskogo-kraya-qperezhivshee-veka-soxranimq.html

6. Акция «Пережившее века – сохраним» - URL: http://rezerv.narod.ru/akcia09/akcia09-1.html

7. Открытие полевого сезона 2011 г. юными археологами Приморского края - URL: http://ducpk.ru/dvizh/turistsko-kraevedcheskie/polozheniya-o-meropriyatiyax/180-otkrytie-polevogo-sezona-2011-g-yunymi-arxeologami-primorskogo-kraya.html

8. Краевой слёт юных археологов Приморского края - URL: http://ducpk.ru/dvizh/turistsko-kraevedcheskie/polozheniya-o-meropriyatiyax/190-kraevoj-slyot-yunyx-arxeologov-primorskogo-kraya.html

  

клуб  |  карта сайта

 

Hosted by uCoz