А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
Сбор артефактов на пашне. Археологический памятник Кроуновка-33.
Каменные артефакты.
Керамические артефакты
|
Работа с артефактами.
Артефакт - вещь сделанная или обработанная человеком. Почти все археологические находки являются артефактами: топор, украшения, орудия и т.д. Именно артефакты вызывают у школьников неподдельный интерес. Это реальные свидетели прошлого. Держа в руках эти предметы, дети получают ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд. Вот этот каменный топор был сделан человеком 7 тысяч лет назад, вот следы обработки, а вот выкрошенность от длительного использования. Вот наконечник стрелы 800-летнего возраста, он ударился обо что-то твёрдое (панцирь воина?) и погнулся. Впервые не смотря на них сквозь музейное стекло, а работая с этими предметами, пробуждаются невообразимые глубины воображения, появляется познавательный интерес. Здесь в работу включаются оба источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и процесс учения. Основным источником стимуляции содержанием является новизна и практическая необходимость знаний. Новизна является достаточно мощным фактором познавательного интереса. Стимул практической необходимости в знаниях появляется в процессе обучения уже с первых дней, когда детям объясняется, что они должны знать, как выглядят различные древние вещи, чтобы просто-напросто не выбросить их, обнаружив в походе или на раскопе. Древние изделия необходимо знать в мельчайших деталях, так как не всегда вещь за многие столетия остаётся целой, тем более, если она обнаружена на пашне. Пашнями сегодня разрушается большое количество древних поселений. Всё это усиливается рассказом о том, как в 1991 г. раскапывая городище на Известковой сопке, школьники в бульдозерном отвале нашли каменный топор, долго спорили между собой, потом решили, что это всё-таки обычный камень и разбили его. Один из осколков был принесён в лагерь и показан старшим школьникам. В конечном итоге был собран и склеен почти весь топор без нескольких кусочков. Или в 1993 г. на Краснояровском городище один из школьников поднял втулку ступицы средневекового колеса и, приняв её за современную шестеренку, выкинул. Пока втулка летела по склону, кто-то из старших школьников заметил её и затем все долго искали втулку у подножия склона. В 1994 г. выйдя в первый день на раскоп на сопке Копыто, наши школьники сразу обратили внимание на каменный топор в отвале, который студенты приняли за камень. Учитывая, что артефакты являются мощным стимулом познавательного интереса, с их изучения мы начинаем знакомство школьников с миром древностей. Классификация изучаемых артефактов строится на основе их сырья и в последовательности их исторического развития. Первоначально дети знакомятся с камнем. Это сырьё использовалось с глубокой древности до нынешних дней. Изучение камня начинается с разбора пород, использовавшихся древним человеком. Камни могут быть твёрдыми и мягкими, давать острые или зернистые сколы. Рассматриваются основные приёмы обработки камня: раскалывание, расщепление, ретушь, шлифовка и пикетаж. Изучаются признаки обработки камня человеком с использованием наглядности: работа с меловыми рисунками на доске, работа с артефактами. Каждому ребёнку представляется возможность рассмотреть на артефактах тот или иной способ обработки. Здесь же дети учатся отличать современные сколы или иные приёмы обработки от древних, различать оригиналы и подделки. На изучение камня отводится одно занятие (2 часа). После камня начинается работа с керамикой. Изучению керамики отводится два занятия. На первом дети знакомятся с особенностями глины, приготовления керамического теста и процессом изготовления сосудов. Рассматривается ручное и гончарное изготовление посуды, их признаки. Изучаются конструктивные элементы сосудов, процесс превращения глины в керамику, отличия окислительного и восстановительного обжига, причины появления глазурованной керамики и фарфора. Второе занятие посвящено изучению прочих керамических изделий: рыболовных грузил, пряслиц, черепицы, украшений, скульптур и т.д. При изучении керамики используются плакаты и артефакты. Говоря о тех или иных особенностях, ребёнку предоставляется непосредственная возможность ознакомиться с ними. Следующее занятие посвящается изучению металла. Древний человек использовал разнообразные металлы. Рассматриваются гипотезы появления металла, эволюция освоения металлов. Мы не имеем возможности, дать в руки ребёнка древнее золото или серебро, так как их нет в нашей коллекции, но освоение человеком бронзы или железа рассматривается широко на основе имеющихся коллекций. Разнообразные украшения, оружие, орудия труда, утварь и другое позволяет хорошо познакомить ребёнка с этими металлами. Последней темой знакомства с артефактами является изучение органических веществ и стекла. В древности человек использовал дерево, бересту, кожу, кость, раковины, рога, изготовляя из них утварь, украшения, оружие и орудия. Изучение материала сопровождается демонстрацией отдельных артефактов. Стекло в приморских древностях встречается не часто, поэтому на его изучение используется не много времени. Завершается знакомство с артефактами лабораторной работой, где школьникам из большого набора вещей предлагается определить сырьё, из которого они сделаны, приёмы обработки каменных изделий, отличить подделки от оригиналов, различить гончарную и лепную посуду, по фрагменту определить целое изделие, указать название предмета и т.д. Для лабораторной работы используются артефакты, не демонстрировавшиеся раннее школьникам, поскольку проверяется знание материала, а не зрительная память. В процессе лабораторной работы расширяется использование приёма новизны информации и происходит дополнение этого стимула приёмом обновления уже усвоенных знаний. Например, раннее школьники прекрасно знали, что такое камень, но изучение его с иных аспектов к формированию познавательного интереса добавляет приём обновления знаний. Стимулирование познавательного интереса детей происходит путём вовлечения их в различные виды самостоятельных и практических работ, важным моментом является и правильно организованное общение. Если при изучении артефактов начинают использоваться приёмы эмоционального тонуса и эмоциональности учителя, то в лабораторной работе включаются приём педагогического оптимизма и взаимной поддержки, а также частично начинает срабатывать приём соревнования: «я нашёл это отличие, попробуй, найди ты». Данная работа осуществляется в течение двух с половиной недель. За это время дети успевают один-два раза побывать в походах на археологических памятниках и на практике проверить полученные знания об артефактах. Именно здесь мощно срабатывает приём практической необходимости знаний, убедившись на личном опыте, что нередко камень трудно отличить от керамики или обычный камень от обработанного. Работа с артефактами не ограничивается их изучением в начале занятий в клубе. В процессе последующих занятий, где большое внимание уделяется теоретическим вопросам, артефакты регулярно используются при опросе изученного материала, поддерживая интерес и растворяя собой общий теоретический фон занятия. Не только вышеперечисленные стимулы оказывают влияние на формирование познавательного интереса, но и особый эмоциональный настрой, возникающий в процессе общения с древними вещами. «Эту вещь сделал много сотен или тысяч лет тому назад человек, а теперь её держу я». «Человека, сделавшего эту вещь уже давным-давно нет, но сделанное им прошло сквозь столько лет» и т.п. В целом трудно переоценить влияние работ с артефактами на формирование познавательного интереса.
|