А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Формирование интереса к археологии как к исторической науке.
Историографический аспект (историзм) имеет немаловажное значение в приобщении школьников к миру древностей. Г.И. Щукина отмечает, что при этом аспекте познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в большей мере осознают то, что им даёт школа, урок, учитель. Этот аспект приближает процесс учения к научному познанию, позволяя получить сведения об уровне знаний в прошлом, развитии науки, соприкоснуться с научными поисками и т.п. Сведения о персоналиях и истоках научных открытий воспринимаются учащимися с большим интересом, так как помогают увидеть изучаемое по-новому. Ознакомление с историей науки способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям, учит оперированию ими (Щукина, 1971. С.140). В программе работы клуба юных археологов «Резерв» предусмотрены занятия по историографии на первых трёх годах обучения. Занятия первого года обучения освещают основные этапы становления археологии в мире и России, а также в Приморье. Первое занятие уводит в 5 в. до н.э., когда наследнику вавилонского престола Набониду пришлось доказывать своё царское происхождение раскопками родового храма, разрушенного врагами, в поисках необходимых глиняных табличек. Это были, конечно, не научные раскопки, но добыча исторической информации с помощью лопаты - это уже археологические методы. Затем переходим к эпохе Возрождения, когда усиливается интерес к прошлому и сбору антиквариата, а затем и его добыча из земли, приводят к появлению науки. Появляются различные общества и учреждения в различных странах Европы. В России внимание к древностям привлекается петровским указом 1719 г. и уже в 1722 г. проводятся первые в стране научные археологические раскопки. Из простого кладоискательства археология превращается в стройную систему методов, с помощью которых возможно моделирование многих сторон жизнедеятельности древнего человека. Развитие приморской археологии первоначально изучается в общих чертах. Начиная от упоминания археологических памятников первыми исследователями края, описания первых артефактов И.А. Лопатиным в 1863 г. и первыми раскопками М.И. Янковского в 1880 г. Личности Янковского уделяется большое внимание, поскольку им для края было сделано много не только в области археологии. Рассматривается работа Общества изучения Амурского края через открытия Ф.Ф. Буссе, В.К. Арсеньева и других. Отдельно освещается работа первого уссурийского археолога А.З.Федорова, издавшего книгу о древностях Уссурийска в 1916 г. Большое внимание уделяется Дальневосточной археологической экспедиции и её руководителю академику А.П. Окладникову. В основных чертах рассматриваются вехи современной науки. Завершает историографический обзор рассказ о вкладе юных археологов края в изучение далекого прошлого Приморья, в том числе говорится о вкладе, сделанном уссурийскими юными археологами (2 часа). Во второй год обучения историографические моменты рассматриваются при изучении каждой из 15-ти археологических культур (всего на изучение культур отведено 294 часа). В третий год обучения в курсе первобытной археологии проводится два занятия по развитию науки в крае до 1953 г. и после, а в курсе средневековой археологии - занятия по бохаеведению и чжурчжэневедению с привлечением необходимого историографического материала сопредельных стран (4 часа теории или 32 с посещением музеев). Если в первые годы школьники лишь знакомятся с основными вехами науки, то в последующие рассматриваются различные концепции истории края, бытовавшие в различные годы, школьники знакомятся не только с научными спорами отечественных, но и зарубежных ученых, с основными концепциями истории края, как отечественной школы, так и корейской, японской, китайской. Что в итоге побуждает ученика не слепо верить написанному, а зная каким образом были добыты те или иные знания, самому учиться оперировать фактами, критически подходить к научным выводам. Здесь важно помочь школьнику прийти к осознанию того, что любая научная истина - это лишь общепризнанная гипотеза на данном моменте развития этой науки. Как ни в какой другой науке это особенно актуально для археологии, где открытия каждого полевого сезона не только корректируют представления о прошлом, но и могут существенно их изменить. Знакомство с историей науки укрепляет в первую очередь познавательный интерес, по своей сути являющийся опорным в формировании устойчивого интереса.
|