А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
Разрушаемое пахотой средневековое селище
Чжурчжэньский шлем с бармицей
|
Формирование должного отношения к археологическому наследию.
Понятие «должное отношение» к историческому наследию стало внедряться в обиход в последнее десятилетие, в широком смысле оно означает совокупность моральных норм поведения по отношению к тем или иным свидетельства минувшего, под которыми мы будем понимать археологические памятники и артефакты в первую очередь, а затем же остальные объекты, отражающие исторические события, более конкретно это понятие означает неразрушение, сохранение исторического наследия. Не смотря на свои, порою, колоссальные размеры, археологические памятники очень уязвимы и легко подвергаются разрушению. Проблеме разрушения, сохранения и охраны археологического наследия уделяется часть теоретического занятия. В дальнейшем эти знания неоднократно закрепляются на практических занятиях. Существуют две основные причины разрушения археологических памятников. Первая причина - природные разрушения. Памятники на берегах рек подмываются водою, разрушаются оврагами, на вершинах гор часть культурного слоя выветривается. Вторая причина - деятельность человека. В результате хозяйственного освоения новых территорий без предварительного обследования такое случается часто: распашка полей, строительство гидросистем, дорог, мелиорации и т.п., а также археологическое браконьерство. Одна из задач работы клуба - научить детей минимизировать вред, причиняемый человеком археологическим памятникам. Это, в первую очередь, самим не разрушать памятники, а во вторую - попытаться хоть что-то спасти на разрушаемых. Посещая разрушаемые природой древние поселения и другие объекты, мы со школьниками собираем в обрывах, осыпях, на дне рек разнообразные находки, при этом основной идеей этих занятий (походов) проводится мысль о нашем своевременном появлении на этом месте, ибо мы успели спасти то, что природа могла бы забрать безвозвратно. Конечно, руководители клуба прекрасно понимают, что эпизодическое посещение какого-то памятника не позволяет уверенно говорить о действительно своевременном посещении в научном аспекте, но в воспитательных целях такое утверждение допустимо. Эта же мысль проводится и при посещении распахиваемых памятников. Контекст таких походов: «прейди мы позже и то, что нам удалось собрать, погибло бы под гусеницами тракторов». Разрушающихся памятников очень много и у клуба не хватает физических сил регулярно все их посещать. Наиболее насыщенные материалом посещаются 1-2 раза в год, другие - реже. Весной 1998 г. большим отрядом школьников был полностью осмотрен маршрут планируемой объездной дороги вокруг Уссурийска, в результате чего было выявлены археологические памятники у сёл Васильевка и Баневурово. После информирования строителей дороги о новых памятниках, последние решили частично изменить отдельные участки в обход памятников. Такая же работа была проведена весной 1999 г. Отдельной острой проблемой для объединений юных археологов стоит вопрос об археологическом браконьерстве. Различного вида кладоискатели не только похищают исторические ценности, но и разрушают культурный слой памятников. Объясняя насколько это вредно для науки и опасно, школьники подводятся к мысли о недопустимости данной деятельности. Но соблазн обладать чем-то ценным для подростков в наше время очень велик. Поэтому в нашей практике часто беседуем о браконьерстве и учащиеся предупреждаются об их особой ответственности, так как их специально обучают методам археологических исследований, и они могут точно определять археологические памятники и в случае браконьерства к ним меры воздействия будут применены со всей строгостью. Об административной и уголовной ответственности школьники информируются на вышеупомянутом теоретическом занятии. На первый взгляд можно подумать, что проблема формирования должного отношения к археологическому наследию носит воспитательный характер и не связан с интересом. Конечно, воспитательный фактор стоит на первом месте. Но осознание практической значимости проводимой школьниками работы, даёт им ощущение реального вклада в науку. К примеру, эта вещь могла быть унесена рекой или раздавлена трактором, но нам удалось спасти её. Обследование разрушающихся памятников позволяет плотно переплести ряд стимулов познавательного интереса, среди которых доминирует исследовательский подход. Здесь задействованы стимулы творчества, практической работы и проблемности. Подростковая любознательность при обследовании разрушающихся памятников получает полный простор для свободы действий. Здесь еще добавляется азарт: «я найду такое...» В этих случаях важно поддержать инициативу ребят. Появляются новые вопросы: «Почему в этом месте другой цвет земли? Почему здесь столько рыболовных грузил? Как могли оказаться здесь разновременные находки? Почему нет укреплений с это стороны? Почему могила пустая?» и т.п. На одни можно ответить сразу, другие - как конкретные примеры, можно рассматривать на занятиях. Собранный материал нередко может нести уникальную научную информацию. Именно на разрушающихся памятниках резервовцы обнаружили наконечник стрелы скифского типа (единичные находки на российском Дальнем Востоке), три чжурчжэньских шлема (единственные данного типа), бохайские рыболовные грузила с формой раннее не известной ученым. В процессе занятий рассматриваются вопросы сохранения археологических находок из тех или иных материалов. Есть вещи, которые можно сложить в один пакет и привезти домой, для других требуется специальная упаковка. По-разному те или иные материалы переносят физические воздействия и т.д. Всё это изучается теоретически и практически. Работа по формированию должного отношения к историческому наследию кроме воспитательных функций решает и образовательную (углубление познавательного интереса). Практическая работа на археологических памятниках ставит вопросы, для разрешения которых требуются дополнительные теоретические знания, что дополнительно стимулирует интерес школьника к занятиям. * * *Занятия археологией активизируют и развивают разнообразные интересы учащихся. В первую очередь - это познавательный учебный интерес, стремление к овладению новой информацией, умениями. На протяжении первого года обучения в клубе, да и позже для основной массы школьников интерес является непосредственным, то есть ориентированный на процесс деятельности, процесс познания. Подросткам интересно узнавать что-то новое о прошлом, интересно научиться ориентироваться в мире древних вещей, отличая средневековые от более древних и т.п., интересно ходить в походы и ещё интереснее ездить в экспедиции, интересно побывать в гостях у других команд, а летом померяться силами на соревнованиях. Здесь почти нет опосредствованного интереса - интереса к результатам деятельности, за исключением небольшой группы детей, участвующих в соревнованиях (слётах). По уровню действенности - формируется активный интерес, ориентированный на действие, а не созерцание. По объёму: узкий интерес, отличающийся любознательностью без постоянного увлечения всеми возможными приёмами стараемся перевести в широкий, при котором ребёнок многим интересуется, глубоко разбирается. В отношении глубины интереса, то здесь поверхностный должен быть переведён в глубокий, отличающийся стремлением глубоко проникнуть в предмет познания. Если жёстко придерживаться классификации А.Г. Ковалёва, где устойчивый интерес отмечается развитыми способностями, то рано ещё говорить о сформированности устойчивого интереса. Приёмы и средства авторской методики, рассмотренные в первой главе, отражают лишь фундамент, закладываемый в формирование устойчивого интереса. Третья глава посвящена вопросу углубления у школьников интереса к миру древностей или тому, как на фундаменте сформированном вышеописанными темами обучения школьников, можно развивать устойчивый интерес к истории вообще, через познавательны интерес к археологии.
|