А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Камеральная работа
Весь, собранный в процессе разведок или раскопок, материал подлежит камеральной обработке. В процессе помывки, описания, рисования артефактов могут проявиться раннее незамеченные признаки и простой отщеп оказывается резцом или фрагментом ножа, фрагмент керамики - лощителем и т.д. В этих случаях задача школьника увидеть все эти признаки, на которые сразу не обратили внимание. Для этого необходим определённый опыт. Тем не менее, после обработки материала школьниками, преподавателю следует продублировать работу детей, поскольку отдельные признаки могут ускользнуть от внимания школьников. Наша практика показывает, что в камеральной обработке материала памятников наиболее привлекает рисование артефактов. Задача археологического рисунка - передать артефакт как можно точнее. Вероятно, внимательность и точность делает рисунок столь интересным для школьников. Второй этап камеральной обработки - реконструкция изделий. Обычно это склеивание сосудов. По эмоционально нагрузке эта работа сравнима с решением головоломки. Здесь перед тобою имеется куча черепков, попробуй из них сделай вазу, кувшин или чашу. Хотя чаще даже не подозреваешь, что именно склеится. Школьники с удовольствием занимаются этой работой. Ребёнок здесь сразу видит результат всех своих усилий. Как правило, на сборку сосуда уходит от нескольких дней до недель работы. В чём-то эта работа находит аналоги в конструировании. Порою долгое время не удаётся состыковать фрагменты, потом вдруг один за другим моментально собирается крупный участок сосуда. Приходилось замечать, что у школьников нередко появлялся азарт, кому больше удастся подобрать соединяющихся фрагментов. Судя по количеству участвующих в данной работе школьников - это дело для них интересное.
|