А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Соревнования и выставки
Соревнования и выставки - мероприятия, демонстрирующие итоги работы. Опираясь на фольклор можно сказать, что эти мероприятия позволяют себя показать и других посмотреть. Основной фактор интереса школьников в этих случаях, ответ на вопрос «Кто есть мы на фоне всех остальных команд?» Психологами отмечается, что важное место в структуре личности школьника, в его развитии, в мотивированности поведения занимает потребность в достижениях (Особенности ... 1988: С.45). Краевой слёт юных археологов традиционно проходит в июле и является своеобразным экзаменом, проверкой работы школьников за год. В программу слёта входят основные конкурсы: викторина, конференция, разведка, раскоп; и дополнительные: представление команды художественная самодеятельность, быт, газета, эмблема. Викторина является устным экзаменом по билетной системе и направлена на выявление глубины теоретических знаний. Конференция - защита школьниками написанных докладов, здесь оценивается умение обрабатывать материал, анализировать и т.п. Разведка проводится на выбранном судьёй памятнике. Школьники должны определить тип памятника, составить описание и план, датировать и т.д. Раскоп - основной конкурс, оценивается правильность выбора методики разборки культурного слоя, правильность проведения работ и ведения полевой документации. Эти конкурсы оцениваются по 100-балльной системе. Дополнительные - по 20-ти и 10-балльной системе. Каждый конкурс несёт огромное моральное напряжение и его главный интерес - победа. Необходимо учитывать, что ребёнок, как правило, некомфортно чувствует себя перед любым экзаменом, в том числе и перед слётом, особенно если он впервые едет на соревнования. Дети с опытом участия в слёта обычно менее напряжены. Для того чтобы частично снять это напряжение в течение учебного года для команды (группы школьников участвующих в соревнованиях) моделируются все основные конкурсы, и школьники самостоятельно выбирают тактику поведения в каждом конкурсе. Для этого проводятся учебно-практические семинары (УПС) и учебно-тренировочные сборы (УТС). Учебно-практический семинар проводится в течение одного дня. Обычно ему отводится воскресенье. В течение этого дня отрабатывается, как правило, один основной конкурс по правилам, оговоренным Положением о слёте. Учебно-тренировочный сбор специально для команды проводится во время весенних каникул, когда школьники выезжают на пять дней в зимовьё. Здесь отрабатывается полностью вся программа слёта за исключением раскопок. Кроме того, проводится тренинги на психологическую совместимость подростков. После этого сбора хорошо видна процентная готовность, как всей команды, так и каждого в отдельности. Заинтересованность в победе - основной стимул для школьников в дополнительных занятиях, своеобразной домашней работе, которой в клубе нет. В последние годы этот стимул усиливает моральная ответственность за имидж клуба. С 1991 г. резервовцы бессменно являются чемпионами края и никому из ныне занимающихся в клубе не хочется быть тем, из-за кого команда может потерять свой титул. Здесь уже действительно ребята работают не за страх, а за совесть, как гласит народная мудрость. Перечитывая массу литературы, школьники не раз удивляли руководителей клуба повышением уровня своих знаний. В течение полугодия, когда начинается интенсивная подготовка к слёту, познавательный интерес школьников эволюционирует, что называется на глазах. Хотя имеют место и исключения. В таких случаях приходится вводить в команду другого ребёнка. На данных семинарах или сборах также отрабатывается умение задавать вопросы. Знать свою тему и отвечать на вопросы судей или соперников может любой зубрилка, но лишь думающий, вникающий в суть, ориентирующийся в теме излагаемого может сам задавать вопросы. Заданный вопрос - это, прежде всего, выявленная ошибка или неточность у говорящего. В таких случаях проявляется интерес к глубине собственных знаний - «сколько знаю я, а сколько он?» В процессе соревнований сложно говорить о каком-то конкретном интересе. Здесь на основе познавательного интереса завязаны другие интересы, которые в сумме мобилизуют все творческие и физические силы ребёнка. Краевые слёты - это возможность проверить себя на фоне других подростков с такими же интересами. Участие в выставках или иных городских мероприятиях - это возможность взглянуть на себя на фоне подростков с другими интересами. Если в слётах значительный вес имеет соревновательный фактор, то для выставки более характерен фактор выделения своего интереса от других. Хотя в последней фразе, пожалуй, больше теории, чем практики. В краевых соревнованиях наши школьники принимали участие десяток раз, в то время как наиболее яркие выставки можно отметить лишь две: на 130-летие города и на конкурсе детских клубов города. В этих мероприятиях резервовцы лишь поддерживали имидж клуба. Эти выставки сложно связать с познавательным интересом, они лишь резюмируют, в кокой-то степени, последний. Соревнования и выставки развивают не столько познавательный интерес, сколько значимость деятельности школьников (опосредствованный интерес), что в свою очередь способствует формированию устойчивого интереса к археологии в частности и к истории в целом.
|