1. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе двадцатилетней работы автора и является усовершенствованным вариантом прежней программы, написанной в соавторстве с Д.В. Бровко[1].
Программа состоит их разделов: Пояснительная записка; Постановка проблемы, Цели и задач; Деятельность, используемые методы, формы; Этапы реализации программы; Оценка эффективности программы; Участники программы; Тематический план; Содержание тем; План воспитательной, методической работы и массовой работы; Мониторинг; Список литературы и Приложения.
Педагогическая проблема, инициировавшая создание клуба юных археологов, заключается в отсутствии у детей возможности практической реализации познавательного интереса к далёкому прошлому.
Необходимость и эффективность данного направления краеведческой работы, именуемой педагогической археологией, подтверждается немалым количеством археологических кружков и клубов в системе школьного и дополнительного образования в Приморском крае, мощными ресурсными возможностями (большое количество археологических памятников, академические и вузовские археологические экспедиции) и огромным педагогическим потенциалом археологии.
Актуальность программы заключается в прикладном характере деятельности, массовости и доступности источников, широкой интеграции с другими науками, доступности основных положений теорий и методов для школьников среднего и старшего звена, большой вариативности суждений и выводов, сочетании разнообразных исследовательских форм и приёмов, наглядности результатов и их яркой эмоциональной окрашенности, оперативной социализации результатов деятельности. Резюмируя, археология может быть средством достижения определённых педагогических целей (Бровко Д.В. 2003, с.7).
Клуб юных
археологов «Резерв» был создан автором в ноябре
Занимаясь в клубе, школьники получают знания и опыт, используя который, участвуют в обработке находок, поиске новых археологических памятников и научных раскопках, укрепляют здоровье, совершенствуют коммуникативные качества, адаптируются к выживанию в экстремальных условиях. Клуб рассчитан на постоянный состав, обучающийся в течение пяти лет. Нормативная наполняемость клуба – 120 человек, но максимальная численность достигала 165 человек. Обучающиеся разделены на группы. Первый год обучения является пропедевтическим. После этого года формируются группы, ведущие работу в области первобытной и средневековой археологии.
Ежегодно в клуб набираются семиклассники (дети 12 лет), в единичных случаях допускаются исключения в возрасте на один год. Набор детей осуществляется через рекламу в СМИ, размещение объявлений в школах, непосредственным общением со школьным классом и по рекомендациям подростков.
Программа реализуется в течение пяти лет. Занятия групповые и коллективные. Для школьников первого года обучения все занятия групповые. Для последующих годов обучения: теоретические – групповые, полевые – коллективные.
Настоящая программа не имеет аналогов ни по содержанию курсов, ни по методам активизации познавательного интереса и приобщения школьников к научному познанию далекого прошлого, за исключением программы Д.В. Бровко «Первобытная археология и палеоэкология Приморья», созданная на одной основе с данной программой. Программа расширяет и дополняет школьный курс истории края, последние года обучения знакомят детей с основами вузовского курса археологии.
На основе
занятий по предыдущим редакциям настоящей программы у группы детей были
сформированные профессиональные интересы, вылившиеся в поступление на исторический
факультет УГПИ, в последствие - поступление в аспирантуру и подготовке диссертации
по средневековой археологии. Для развития клуба составлялись проекты, получившие
с 1998 по 2007 гг. восемь грантов главы муниципального образования. Методические
пособия, разработанные на основе настоящей программы, стали лауреатами дальневосточных
выставок «Образование-2000» и «Образование-2002», участниками международной
выставки «Школа-2002». Коллега автора Д.В. Бровко обобщая опыт работы клуба и
своего направления в частности, в
Археологические достижения школьников из клуба юных археологов «Резерв» неоднократно упоминались в научной печати, сами школьники стали соавторами нескольких научных статей.
Клуб
поддерживает регулярные контакты с единомышленниками в Приморье, России и
ближнем зарубежье, чему способствует интернет. Сайт клуба www.rezerv.narod.ru .
Программа имеет научную направленность, технологична для учителей истории.
Занятия проводятся в Центре детского творчества. Клубу выделены учебный кабинет, музейная комната, помещение для хранения фондов, склад для полевого снаряжения.
Программа обладает высокой степенью научности практической значимости, выраженных в образовательных достижениях школьников, реализацией воспитательных задач, конкретным вкладом в науку.
Автор является держателем Открытого листа (форма № 1), позволяющего вести самостоятельные археологические исследования любой сложности.
[1]
«Программа деятельности Клуба юных археологов «Резерв» Дома детского творчества
г. Уссурийск». В