2.
Постановка проблемы, цель и задачи.
Программа
данного курса предназначена для научно-исследовательской работы школьников. В
существующих школьных программах по истории, данные археологии учтены в столь
ограниченном объёме, что дети получают лишь скромное общее представление о
далёком прошлом своего края. Более того, недостаточное изучение и сообщения в
СМИ формируют у школьников представление об археологии как о гробницах
фараонов, кладах, поисках золота, что совершенно не отражает реальностей данной
науки. Между тем, археология, как ни какая другая наука обладает огромным
воспитательным потенциалом и образовательными возможностями, изучая не историю
человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции,
материальную и духовную культуру.
Вытекающая из
этого педагогическая проблема – недостаточный объём информации, представлений и возможностей реализации
творческих интересов для более широко увлечённых историческими науками детей.
Попытки реализации интереса самостоятельно зачастую, к сожалению, приводят
инициативных детей к кладоискательству, «черной археологии»
с полным арсеналом методов, характерных для этой деятельности, большинство из
которых попадает под ответственность по статье 239 Уголовного кодекса
Российской Федерации. Ситуация типична не только для Приморья, достаточно обратить внимание на многочисленные сайты
российских кладоискателей.
Данная программа
позволяет сориентировать интерес детей в должном направлении, привить основные
умения и навыки исследовательской работы, самостоятельно прикоснуться к
научному познанию прошлого. Никакой рассказ учителя или рисунок не даст ребёнку
того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве
с орудиями древних людей, тем более, если эту находку ребёнок сам обнаружил в
земле.
Опыт показывает,
что знакомство детей с реальным миром древних вещей и его исследование
значительно расширяет горизонты познания, правильнее формирует систему
ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение и стимулирует углубленный интерес
к школьному курсу истории. Опираясь на занятиях на принцип научности
образования в сочетании с обучением методам поиска и обработки информации, в
значительной степени оказывается влияние на развитие мышления подростков.
Постоянная
работа на археологических памятниках даёт не только научную
информацию, но и знакомит с действительностью и природой различных уголков родного
края, должного к ней отношения, а также позволяет укрепить здоровье детей.
Тайны далёкого
прошлого привлекают внимание ребёнка, необходимо лишь ориентировать этот интерес
в правильном направлении.
В процессе реализации программы предусмотрено сотрудничество с государственным
органом охраны и использования памятников истории и культуры, муниципальным
историко-краеведческим музеем, краевым объединённым музеем им. В.К. Арсеньева,
Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
Дальневосточного отделения Российской академии наук, Дальневосточным
государственным университетом и Уссурийским государственным педагогическим
институтом, а также другими вузами.
Традиционные
аналогичные программы знакомят ребёнка с археологией по адаптированному
вузовскому курсу, который не всегда приемлем для работы с подростками.
Школьников гораздо больше интересует мир древних вещей, чем способы его
исследования или их эволюция. Поэтому наша работа начинается со знакомства
детей с артефактами, плавно переводя любопытство в научное познание вещей.
Познавательный интерес активизируется и стимулируется непосредственно работой с
артефактами. Активизированный познавательный интерес позволяет перейти к изучению
основ науки и т.д. Данная программа упрощает усвоение школьниками необходимого
материала, делает обучение занимательным и привлекательным для детей, что
отличает её от других программ.
Социальный
спектр программы широк и позволяет заниматься детям не только из семей с
высоким доходом, а также из малообеспеченных семей.
Программа
популяризируется в городских и краевых средствах массовой информации. На основе
её предыдущей редакции подготовлены макет учебника «Древняя и средневековая
история Уссурийской земли» и методическое пособие «Археология и формирование
интереса к истории у школьников». Пособие размещено на сайте клуба и является
одним из наиболее востребованных ресурсов сайта.
Цель работы клуба – знакомство школьников с далёким прошлым края,
воспитание любви к своему краю, развитие гуманистических качеств и навыков
исследовательской работы.
Занятия в клубе
направлены на решение следующих задач:
§ воспитание у
школьников любви к своему краю и уважению его прошлого;
§ воспитание
должного отношения к археологическому наследию;
§ изучение
археологии и методов её исследования, развитие навыков исследовательской работы
с археологическими источниками;
§ изучение древней
и средневековой истории края, знакомство с основными вехами истории
сопредельных территорий;
§ развитие
гуманистических качеств в ребёнке;
§ развитие
познавательной, творческой и общественной активности школьников;
§ организация
занятости подростков, профилактика правонарушений школьников;
§ помощь семье в
активизации досуга и укреплении здоровья школьников, пропаганда здорового
образа жизни.