3.
Деятельность, используемые методы, формы;
этапы
реализации программы.
Программа
строится на основе комплексной триединой цели: образовательной, развивающей и
воспитательной.
Педагогическая
работа базируется на принципах гуманизма, гуманитаризма,
цивилизованности, хронологическом, линейно-концентрическом и краеведческом. Под
гуманизмом понимается приоритет общечеловеческих ценностей, взгляд на историю
глазами обычного человека, ненасилие и толерантность. Вся работа строится на
неукоснительном соблюдении прав ребёнка. В России археология входит в круг
исторических наук, что автоматически усиливает её гуманитаризм,
при этом, в отличие от истории, здесь более ярко выражено влияние наук точных и
естественных. Цивилизационность позволяет рассмотреть
уникальность и самобытность не только Дальнего Востока, но и Приморья в рамках
Дальнего Востока. Хронологический принцип предусматривает построение содержания
образования в хронологической последовательности. Линейность и концентризм позволяют компоновать материал в блоки, легко
воспринимаемые детьми. Краеведческий принцип тесно переплетён
с региональным и позволяет ряд событий изучать по локальным признакам, а также
уделять основное внимание своей малой родине.
Особое значение
имеет национальная идея в курсе изучения средневековой истории Приморья. В
средние века край находился в составе ряда государств, имевших разнохарактерные
отношения с Китаем, Кореей, Японией и Монголией. Две первые страны в последние
десятилетия активно пропагандируют сопричастность и доминирование в событиях
истории края, что иногда находит отражение и в отечественных СМИ. Сегодня нет
тех народов, которые создавали Бохай и Золотую
империю, поэтому история этих государств является неотъемлемой частью истории
современных стран, расположенных на землях исчезнувших государств. В том числе
- это и Российское наследие.
В настоящее
время изучение материала ведётся на основе трёх концентров.
Первый концентр
– пропедевтический – первый год обучения. Цель: сформировать интерес к изучению
предмета. Ребёнок знакомится с миром древних вещей, базовыми понятиями науки,
основами общей археологии, основами региональной археологии, методикой полевых
исследований и азами полевой жизни.
Второй концентр
– основной – второй-третий года обучения. Цель: формирование системы
исторических и археологических представлений. В изучении материала сохраняется
постулат "сначала в руки вещи, затем теорию". Второй год обучения
ориентирован на работу с артефактами (археолого-исторический блок). Но для
понимания сути вещей в мире средневекового человека первоначально дети
знакомятся с основами дальневосточного средневекового мировоззрения. Затем
получают представления о методах работы с артефактами. Дальнейшая работа
осуществляется в рамках культурно-исторических этапов. Конкретизируются знания
по методике полевых исследований. Вводятся камеральная и музейная работы. На
третьем году обучения происходит углубление исторических знаний и
совершенствуется методика археологических исследований
(историко-археологический блок). Дети знакомятся с основами историографии,
глубже разбираются основные методы исследований, углубленно изучается
средневековая история Приморья.
Третий концентр
– проблемный – четвёртый-пятый года обучения. Цель: научить ребёнка
интерпретировать полученные знания, самостоятельно ориентироваться в мире научных
сведений и оценивать их. Два раздела знакомят с текущими проблемами дальневосточной
медиевистики, углубляются знания о средневековых культурах и истории сопредельных
территорий, а также изучаются основы российской средневековой археологии. Оба
раздела чередуются друг с другом ежегодно. Отведено время для работы над индивидуальными
исследовательскими проектами. Продолжаются камеральные и музееведческие работы.
В конце учебного
года проводится конференция, на которой школьники защищают свои проекты.
Основная работа здесь лежит на учащихся 4-5 годов обучения.
Основной формой обучения по данной программе является комбинированный урок,
на котором приобретаются теоретические знания. Комбинированный урок состоит из
опроса по раннее изученным темам (20 – 25 %) времени.
Изучения новой темы, которое проводится сочетанием лекций, бесед, работы с
наглядными пособиями (изделия древних людей, фотографии, открытки, иллюстрации
из книг, карты) и иных методов, сочетающихся в зависимости от сложности
изучаемой темы (около 60 - 70 % времени). Закрепление изученной темы включает
опрос, работу с тестами, игры (10 – 15 % времени). Большое внимание уделяется
обучающим играм, конкурсам, викторинам, лабораторным и полевым занятиям. Игры, конкурсы,
викторины и. т.п. являются характерной формой для повторно-обобщающих занятий.
Лабораторные занятия предназначены для непосредственного знакомства учащихся с
древними вещами и методами. Главной задачей полевых занятий является знакомство
с местами обитания и другими следами древних людей (проведение полевых занятий
прочно связано с изучаемой темой, т.е. изучая ту или иную культуру, полевое
занятие проводится на памятнике этой культуры, по возможности), методами их
поиска и исследования. Здесь внимание акцентируется на том, что знания только
тогда становятся достоянием индивида, когда они являются результатом его
собственного мышления и понимания. Программа предлагает возможность
самостоятельной оценки обучающимися своей работы, её результата, видеть
достоинства и недостатки, использовать коллективное обсуждение, принимать
непосредственное участие в добывании научных знаний, что в целом создаёт
благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого
мышления. Активное участие самих школьников в приобретении информации является
основой обучения по данной программе.
Учебные группы
занимаются по схеме: два теоретических занятия в течение недели и одно полевое
в две недели. Занятия в клубе двухурочные. Урок
длится 45 минут и 10-15 минут перемена. Со второго года обучения добавляется
третий урок – камеральная или музейная работа.
Работа
клуба предусматривает проведение учебно-тренировочных сборов и организацию работы лагеря.
Учебно-тренировочные сборы (УТС) проводятся во время каникул, кроме летних, а также во время
слияния праздничных дней с выходными, на основании Положения о сборах. Эта работа практикуется с
Для закрепления
полученных в течение года теоретических и практических знаний и умений,
активизации отдыха и укрепления здоровья учащихся во время летних каникул организуется полевой
научно-оздоровительный лагерь, работа которого осуществляется на основании Положении о лагере, используемого на практике
с
Предлагаемая программа подготовки юных археологов
рассчитана на учащихся 7-11 классов.
Программа выполняется в пять лет и предусматривает различную нагрузку для учащихся
первого и последующего годов обучения. Год обучения состоит из семи месяцев теоретических, лабораторных, практических и
полевых занятий и двух месяцев полевой экспедиционной практики в составе археологического отряда научного учреждения.
Полевая практика проводится в форме летнего лагеря с трёхнедельными сменами.
Лагерь работает всё лето и дети имеют возможность
выбрать удобное себе время для практики.
В первый год обучения (учащиеся 7-х
классов) школьники знакомятся с артефактами, азами археологии и основными вехами истории Приморья. Программа
этого года рассчитана на 224 часа (95,5 часов
теоретических занятий, 16,5 часа лабораторных работ, 112 часов полевых
занятий). При этом недельная нагрузка составляет 8 часов. Программа следующих
лет обучения посвящена средневековой археологии и истории, рассчитана на 280
часов (87 / 113 / 73 часов теоретических занятий, 30 / 4 / 44 часов
лабораторных работ, 112 часов полевых занятий, 28 часов камеральных работ и 28
часов музейной работы). Недельная нагрузка
составляет 10 часов.
Программа предусматривает широкие внутрикурсовые и межпредметные
связи со школьными
предметами отечественная история и история Приморского края, география, физика,
химия, геометрия, астрономия,
физкультура, трудовое обучение. Эти связи, в отношении содержания,
могут быть как содержательно-информационными (фактические и теоретические), так
и организационно-методическими. Кроме того, используются
ретроспективные, совпадающие и перспективные связи. Ретроспективные связи (по
фактам, изучавшимся на предыдущих занятиях) регулярно используются при изучении
теории. Совпадающие связи (по фактам, изучающимся одновременно) применяются в
сочетании теоретических, лабораторных и полевых занятий. Перспективные связи
(пропедевтическое знакомство, факт, изучаемый позднее) применяются для полевых
занятий. Использование межпредментых и внутрикурсовых связей различных видов позволяет сделать
процесс изучения истории более увлекательным (Пчела И.В. 2004, с.8).