клуб начало программы

 

4. Оценка эффективности программы.

Эффективность программы оценивается результатами: знаниями, умениями и достиже­ниями школьников. Внутриклубные успехи фиксируются еженедельным клубным бюллетенем «Тарчилуччи». Знания в основной массе приобретаются на теоретических занятиях и оцениваются по собственной шкале. Умения нарабатываются в ходе полевых, лабораторных, камеральных и музейных занятий.

Название бюллетеня возникло в результате компромисса. Идея афиширования результатов родилась в 1990 г. Школьникам было предложено выбрать название. В процессе дебатов голоса постоянно делились поровну. В итоге было решено перемешать два названия, при соблюдении двух условий: название должно быть произносимым и не иметь аналогов. «Тарчилуччи» - это также название флага и племени. Клуб в полевых условиях рассматривается как первобытное племя.

Эффективность приобретенных знаний определяется внутри клуба суммарной оценкой, называемой «плюсы», вне клуба - оценками, полученными в школе на уроках истории, особенно при изучении истории края. Оценка умений и навыков осуществляется во время участия школьников в археологических экспедициях и разведках. Достижения фиксиру­ются во время краевых археологических слётов и других конкурсных мероприятиях школьников. Успешными достижениями считаются три первых призовых места этих кон­курсов и т.п.

«Тарчилуччи» освещает каждого школьника по двенадцати позициям. Первая позиция - «ти­тул» означает количество археологических посвящений, иными словами - стаж. Названия титулов были заимствованы у археологической экспедиции УГПИ, с которой клуб работал в первые годы своего существования. Вторая позиция - «звание», это обобщённый показатель суммарной оценки. Совместно с детьми были придуманы только три первые названия. Остальные названия придумывал ребёнок, продвигавшийся первым по лестнице званий. Фантазия ограничивалась лишь созвучием со сквернословием и количеством букв, характерным для каждого года обучения. Звание меняется через 250-150 плюсов, в зависимости от года обучения. Звание напрямую связано с «льготами». Чем выше звание, тем больше льгот. К лету школьники стараются заработать как можно более высокое звание. Третья позиция - «плюсы». Это суммарная оценка, полученная на занятиях. Чем активнее школьники работают на уроке, тем выше его оценка. Один плюс означает один верный ответ. Сложные вопросы оцениваются большим количеством плюсов. Опросы в начале и конце занятия, тесты и т.п. позволяют школьнику зарабатывать весьма высокие оценки. У наи­более активных детей звания могут меняться через 3-5 занятий. Самые крупные оценки зараба­тываются во время повторно-обобщительных занятий. Иногда за одно такое занятие ребё­нок может сразу заработать звание. Четвёртая позиция – «звезда», суммарный показатель участия в краевых и выше мероприятиях. Пятая позиция - «открытие», суммарный показатель сделанных ребёнком открытий. Под открытием понимается обнаружение нового памятника или уникальной находки, выявление раннее неизвестного факта. Поскольку археологические разведки проводятся коллективно, открытие засчитывается ребёнку, первому нашедшему артефакт. Для создания ситуации успеха руководители часто свои первые находки не афишируют, если дети не видят явного подыгрыша старших. Рекорд клуба – 24 открытия. Шестая позиция - «экспедиции», отражает количество экспедиций, в которых принимал участие школьник. Рекорд клуба - 12 экспедиций. Экс­педиция засчитывается, если ребёнок провёл в ней не менее пяти рабочих дней. Если меньше - засчитывается как поход. Седьмая позиция - «походы», количество похо­дов и экскурсий, а также конференций за пределами своего города, в которых принимал участие школьник. Рекорд клуба - 64. Восьмая позиция - «полевые дни». Это показатель количества дней, проведён­ных в походах, экспедициях, на конференциях и т.п. Рекорд клуба – 372 дня. Девятая позиция - «километраж», количество пройденных в походах, экспедициях и т.п. километров. Рас­считывается по указателям на дорогах, картам и шагомером. Рекорд клуба - 1517 км. Десятая позиция - «льготы», количество баллов, вычитаемых из допущенного школьни­ком проступка, нарушения клубных законов (кроме «смертных грехов»). Каждый чемпионский титул или участие в слёте автоматически добавляет 50 льгот до конца лета и 5 льгот на последующие годы. Одиннадцатая позиция - «баллы», показатель проступков и добрых дел школьников. Любое нарушение клубных законов оценивается по шкале баллов. Проступки обозначаются цифрами со знаком минус и должны быть исправлены, максимум до 31 мая. Любые добрые дела на пользу клуба, начиная от дежурства по кабинетам, оцениваются баллами со знаком плюс. Личная инициатива даёт дополнительные плюсы. Эти же плюсы можно зарабатывать в походах за интересные находки. Плюсы, сохранившиеся до 31 мая, прибавляются к суммарной оценке и увеличивают звание. Двенадцатая позиция - «прогулы», отражает количество пропущенных без уважительной причины занятий. Две последние позиции корректируются в «Тарчилуччи» каждый день. Остальные позиции корректиру­ются в бюллетене еженедельно, но ежедневно в клубной тетради. Летом, при недостаточ­ном финансировании, из состава формируемого полевого отряда исключаются школьники с наибольшим количеством прогулов и неисправленными баллами.

В летнем лагере ежедневно проводятся коллективные подведения итогов дня. В по­следний вечер оценивается работа всей лагерной смены, при этом выступает каждый школьник, давая личную оценку коллективу, руководителям, мероприятиям и т.д. По ито­гам лета эпизодически проводится анонимное анкетирование «бумажное вече».

Вся текущая работа оценивается ежедневно в клубной тетради.

Достижение высокой мотивации подростков занятием археологией подтверждается сохранением основного контингента обучающихся на 2-5 годах обучения, стабильностью побед на краевых слётах юных археологов. Поисковая деятельность по количеству выявленных новых памятников в отдельные годы превышает аналогичные показатели археологических центров края - Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Дальневосточного государственного университета и Уссурийского государственного педагогического института. Кроме того, школьники и выпускники клуба выезжая на природу вне клуба, будучи студентами в «колхозах», выявили более 30 археологических памятников. Деятельность клуба отражена не только в местных и региональных СМИ, но и центральных («Учительская газета», «Аргументы и факты»).

 

 

Страница 1 2 3 5 6 7 8 9

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Портал "Археология России" - крупнейшая тематическая электронная библиотека, каталог ресурсов, форумы

 

Hosted by uCoz