Краевая конференция юных археологов

"Приморье - история и современность"

7-10 января 2011 г.

клуб

карта сайта

страницы фоторассказа:

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

План Краснояровского городища

Алексей Павлович Окладников

Михаил Васильевич Воробьёв

Надежда Григорьевна Артемьева и

Валерий Александрович Хорев

 Спутниковый снимок городища

Этапы строительства городища

Внутренний город - ранняя часть городища

Равнинная часть городища с прилегающей территорией.

Равнинная часть и её коммуникации

Выход канала в протоку

Выход канала к озеру

Выход из озера в канал

Внутреннее озеро

Распадок связывающий внутренний город с равнинной частью

Джонка сунского времени

Джонки юаньского времени

Малая джонка

Парусник на сосуде. Шайгинское городище.

 

 

 

Меркулов Илья

клуб юных археологов «Резерв» 

О ПРЕДПОЛАГАЕМОМ НАЗНАЧЕНИИ РАВНИННОЙ ЧАСТИ КРАСНОЯРОВСКОГО ГОРОДИЩА 

Краснояровское городище является самым большим городищем на территории Приморского края. Оно располагается на берегу р. Раздольной. Существует мнение, что уссурийские городища следует рассматривать как единый средневековый мегаполис [Никитин 1996, с.40].

Вид на Краснояровское городище

Городище впервые было описано И.А. Лопатиным. Исследовалось П. Кафаровым, А.З. Фёдоровым, А.П. Окладниковым, М.В. Воробьёвым, В.А. Хоревым, Н.Г. Артемьевой [Артемьева 1998, с.31].

Иннокентий Александрович Лопатин
  Палладий Кафаров Александр Зиновьевич Фёдоров

Городище располагается в южных окрестностях г.Уссурийска на правом берегу р.Раздолььной и занимает Краснояровскую сопку. Сегодня часть городища занимает с.Утёсное.

По типу памятников Краснояровское городище относится к горным укреплениям, хотя его относят и к системе горноравнинных укреплений.  Оно  имело  площадь  180  га,  обнесенную  по  периметру  земляными валами высотой 0,5-6 м, протяженностью 7 км, охватывающими горный утес, на территории которого расположено несколько довольно ровных плато, пересеченных оврагами. В плане городище близко к треугольнику, острый угол которого направлен на север. В юго-восточной части памятника расположен обвалованный участок – внутренний город, площадью 35 га, с высотой валов 3-6 м. На территории внутреннего города, т.е. в центре этого участка расположены большие террасовидные площадки с остатками черепичных крыш и каменными базами от колонн.

Исследования  внутреннего  города  показали,  что  первоначально на этом месте был построен город-крепость, существовавший до образования государства Восточное Ся. После прихода Пусянь Ваньну и учреждения на этом месте нового города, старый – перестраивается, вокруг него строится новый, огромных размеров по сравнению с другими средневековыми памятниками, город.

На Краснояровском городище, на своем последнем этапе существования, строился столичный центр, о чем свидетельствуют косвенные эпиграфические доказательства. При этом, многие китайские исследователи, занимающиеся вопросом местонахождения главной – Верхней столицы Восточного Ся – городом Кайюанем, доказывают, что она находилась на Краснояровской сопке [Артемьева Н.Г., Ивлиев А.Л. 1996, с. 101]. При  строительстве  Краснояровского  городища  были применены лучшие и отработанные фортификационные приемы, впитавшие в  себя  как национальные традиции,  так и достижения соседей.

Следует отметить, что при строительстве крепостей когурёсцы рядом с долинной крепостью возводили горную, на случай обороны. В Уссурийске мы видим соблюдение этого же принципа в цзиньское время – равнинные Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское городища в сочетании с первоначальным Краснояровским городищем [Артемьева 2009]. Во время государства Восточное Ся для уссурийского мегаполиса сохраняется этот же принцип.

Равнинная часть занимает юго-восточную окраину городища. Её максимальная протяжённость вдоль склона достигает 570 м и максимальной ширине 200 м. Как и всё городище, эта часть вписана в особенности рельефа, и повторяет контур частично пересохшей протоки р.Раздольной. Здесь в северной части вал в настоящее время разрушен. Он был насыпан в самой узкой части между протокой и склоном сопки. Его длина составляла около 60 м. По восточному краю вал полностью повторяет береговую черту. В южной части вал сохранился почти полностью и также был насыпан в наиболее узком месте между протокой и склоном сопки. Ширина этого участка 150 м, но вал построен в виде ломаной линии, и его протяжённость составляла 190 м. Площадь равнинной части городища 8 га. Из них 0,4 га занимает старичное озеро, имеющее ширину до 23 м и длину до 190 м. Вал в нескольких местах разрушен. Судя по обнажениям, насыпан из прилегающего грунта. Высота вала до 2,5 м, ров не прослеживается. Обращает на себя внимание относительно скромные размеры этого вала, по сравнению с остальным внешним валом городища.

Вся поверхность ровная, по сравнению с остальной частью памятника. Озеро занимает участок, непосредственно прилегающий к склону сопки. В южной части вдоль сопки прослеживается понижение, местами заболоченное и поросшее тростником. Не исключено, что в древности озеро было более протяжённым и почти достигало южного вала.

Гидрография местности удачно связывает уссурийские городища единой коммуникационной сетью, образованной рекой Раздольной, её протоками и притоками: реками Славянкой и Раковкой. Западно-Уссурийское и Южно-Уссурийское городище располагается на левом берегу протоки р.Славянки. Из Западно-Уссурийского городища легко добраться до Краснояровского, следуя вниз по р.Славянке, далее вниз по р.Раздольной и её протоке. Из Южно-Уссурийского городища в Краснояровское можно  следуя вниз по протоке р.Славянки, далее спускаясь по р.Раковке, затем около 700 м следовало подняться по р.Раздольной и далее спуститься по протоке. Таким образом, направление течения позволяло достаточно оперативно добраться из равнинных городищ в горную крепость.

Города издавна являлись центрами торговли. Купцы помимо сухопутного транспорта активно пользовались реками, поскольку водный транспорт был вместительнее сухопутного. Городище, практически с трёх сторон рекой и протоками. При беглом взгляде можно легко допустить, что порт Краснояровского городища должен был располагаться с западной стороны, на основном русле р. Раздольной. Однако западный край городища образован весьма крутыми склонами, к которым вплотную прижималась вода ещё 40 лет назад. Эта зона не располагает удобными местами для расположения порта. Во время паводков данный участок становился небезопасным.

Более удобное место располагается на восточном краю городища. Здесь в пойме реки расположена серия протоков со старичными озёрами. В некоторых из них вода до настоящего времени остаётся проточной. Именно к одному из этих протоков привязана равнинная часть Краснояровского городища, внутри которой расположено озеро. Самым примечательным является соединение озера и протоки каналом.

Канал располагается на северной окраине равнинной части городища. Его борта сильно оплыли. Общая протяжённость составляет 46 м. Канал изогнутый. В районе поворота в советское время была проложена полевая дорога, для чего бульдозером срезали борта и уменьшили глубину. По конструктивным особенностям канал можно разделить на четыре участка. Участок первый расположен у протоки и отходит от неё перпендикулярно в юго-западном направлении. Здесь канал врезан в грунт на глубину 2 м, его ширина по дну составляет 3 м, по бортам 10 м. Второй участок носит следы разрушения, ориентирован в западном направлении, его протяжённость 10 м. Третий участок ориентирован в западно-северо-западном направлении, имеет протяжённость 14 м. Углублён на 1,5 м, ширина по дну 3 м, по бортам 7 м. В конце этого участка ширина начинает увеличиваться, а глубина уменьшаться. Четвёртый участок непосредственно примыкает к озеру в виде полуовального расширения. Здесь канал углублён около 0,7 м, имеет ширину до 12 м и протяжённость 15 м.

Вход в канал из протоки

Учитывая характер разрушения бортов канала, можно предполагать, что изначально ширина канала составляла около 5 м. Принимая во внимание отсутствие выраженных отвалов и сохранность бортов, можно допустить, что канал был выкопан до начала российского освоения данной территории. Расположение канала внутри фортификаций позволяет выдвинуть гипотезу его постройки во время функционирования городища. Поскольку равнинная часть городища соотносится с ранним (цзинским) комплексом, то не исключается постройка канала именно в это время.

Сочетание протоки, озера и канала между ними позволяет интерпретировать данное место как возможный порт Краснояровского городища. В отличие от западного края городища, данное место оказывалось менее подверженным влиянию паводков. При любом наводнении, опасность распространялась на русло р.Раздольной и её протоки. Старичное озеро, соединённое каналом с протокой, оставалось безопасным. Вокруг озера могли размещаться портовые сооружения.

Кроме того, из внутреннего города к озеру спускается распадок, в своём устье оформленный валом с разрывом. Почти все распадки на Краснояровском городище являются дорогами. Сами дороги сегодня разрушены, но наличие ворот на валах в распадках предполагает их существование в прошлом. Надо полагать, существовала дорога, связывающая равнинную часть с горной внутри городища. Для порта эта дорога играла бы огромное значение. В устье распадка сегодня частично сохранилась обваловка. Короткий вал виден и на северном борту распадка. Данный распадок выходит практически в центральную часть внутреннего города.

Если перед нами действительно порт, то какие суда могли здесь размещаться? Для Дальнего Востока основным является один тип судов – джонка, появившийся в ханьскую эпоху.

В эпоху парусного флота джонки использовались для военных целей, в настоящее время они выполняют роль грузовых судов. Благодаря малой осадке джонки могут плавать и в устьях рек, и в прибрежных морских водах. Все джонки — независимо от назначения — конструктивно были очень похожи. Их конструкция была столь удачна, что в Китае можно и сейчас увидеть джонки, архитектурные формы которых почти не отличаются от своих тысячелетних предшественников. Джонки имеют небольшую осадку, грузоподъёмность — до 600 т; характерные особенности — очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

Джонки конца XVI века имели от двух до пяти мачт. У наиболее крупных из известных джонок длина судна достигала 60 метров, а ширина 10 метров. При этом они имели небольшую осадку, не более 2-2,5 метров. Японские, корейские или вьетнамские джонки были аналогичны китайским, отличаясь незначительными конструктивными особенностями.

Учитывая параметры канала, можно предположить размеры использовавшихся здесь судов. Их ширина не должна была превышать 4-4,5 м, а длина не более 10-12 м. Осадка могла составлять до 1,5 м.

Существование судов у чжурчжэней на территории Приморья косвенно подтверждается материалами других городищ. В частности, на Шайгинском городище в жилище № 256 обнаружен сосуд с изображением парусника. Судно изображено процарапыванием на обожженном сосуде и отличается схематизмом. Это небольшое судно класса река-море. Известно, что ранние чжурчжэни помимо речных судов, использовали суда каботажного плавания, способных ходить как по рекам, так и по морю вдоль побережья [Шавкунов 1989, с.149]. Китайские торговцы на своих джонках плавали по рекам Южного Приморья в начале ХХ в.

Равнинная часть сегодня ставит ряд вопросов. Во-первых, сложно объяснить относительно слабую его защищённость не высоким валом с южной стороны. Вероятно поэтому распадок, связывающий с внутренним городом, дополнительно защищён валом. Во-вторых, объяснения требует перепад современного уровня воды в озере и протоке в 1,5 м. Надо полагать, что внутреннее озеро подпитывается родниками и стоком из распадка, а уровень озера в протоке соответствует уровню грунтовых вод. Во время функционирования протоки, её русло было заполнено речной водой, уровень которой мог быть значительно выше современного уровня сохранившихся здесь озёр.

Таким образом, характер современного изучения Краснояровского городища не выдвигает контраргументов против интерпретации равнинной части как портовой территории. Однако, для подтверждения или опровержения этой гипотезы необходимо тестирование территории или проведение широких раскопочных работ. Перспективным может оказаться исследование дна внутреннего озера. 

Литература: 

Артемьева Н.Г. Корейские традиции в фортификации чжурчжэньских крепостей // Ойкумена. 2009. № 1. - с.57-62.

Артемьева Н.Г., Ивлиев А.Л. Новые факты в пользу отождествления Краснояровского городища с Верхней столицей государства Восточное Ся // Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. – Владивосток, 1996. – С. 101-102.

Никитин Ю.Г. Система расселения в бассейне р. Суйфун в I-II тыс. н.э. // Приморье в древности и средневековье: (Материалы регион. археол. конф). – Уссурийск, 1996. – С. 38-40.

Шавкунов В.Э. Об изображении парусника на сосуде из Шайгинского городища // Новые материалы по средневековой археологии Дальнего Востока СССР. – Владивосток, 1989. – С. 147-149.

перечень докладов

Hosted by uCoz