Межрайонная эколого-краеведческая конференция

"Приморье - история и современность"

п. Смоляниново, 10 - 12 января 2007 г.

 

Секция "Археология и исторические аспекты развития Приморья"

начало  темы

Ольга Андреева

краеведение и археология

МОУСОШ № 26 п. Новонежино

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ « НОВОНЕЖИНСКИЕ ЧЖУРЧЖЭНИ »  

    На территории современного Шкотовского  района в древности и в средние века находились многочисленные поселения. Недалеко от поселка Новонежино расположены  два замечательных археологических памятника: Малая Подушечка, где люди селились дважды ( в начале I тысячелетия до н.э. и в первых веках нашей эры) и Новонежинское городище, построенное в XII – XIII вв чжурчжэнями.

   Начиная с сентября 2006 года мы работаем над проектом «Новонежинские чжурчжэни». Когда мы провели соцопрос среди населения поселка, то оказалось, что очень немногие знают о существовании археологических памятников, расположенных совсем рядом ( 36% назвали причем только Новонежинское городище). На вопросы: «Когда там жили люди?» , «Когда и почему оставили это место ?»  правильный ответ дали соответственно 15% и 10% респондентов. В то же время    85 % опрошенных хотели бы узнать об этих памятниках и их древних жителях  как можно больше. Поэтому целью нашей работы стало изучение истории Золотой империи, Новонежинского городища  и донесение этой информации до жителей п.Новонежино. Еще одной проблемой, привлекшей наше внимание,  стало массовое разграбление городища «черными археологами». Во время соцопроса 95 % опрошенных ответили, что необходимо защищать археологический памятник  от их «деятельности». Активную позицию по защите городища занимает и администрация Новонежинского сельского поселения, что подтвердил во время интервью глава администрации Лопардин Ф.О.

  Так как на территории городища учеными-археологами не проводились раскопки, то официальной печатной информации о его жителях нет, поэтому ее приходилось по крупицам добывать из разных источников. Работая над проектом, мы изучали  литературу, электронные энциклопедии по истории Дальнего Востока и Приморского края, работали в музеях, брали интервью, посетили палеодеревню и Екатериновское городище, проводили экспедиции на Новонежинское городище. По  образцам материальной культуры, найденным на Новонежинском городище, мы постарались восстановить образ жизни и занятия новонежинских чжурчжэней. Собранную нами информацию мы использовали для оформления фотогазеты, стенда в кабинете истории, расширения музейного уголка, изготовления макетов чжурчжэньского жилища, кана и керамического сосуда, составления статьи в газету «Новонежино», а также для подготовки цикла бесед для учащихся нашей школы, жителей п.Новонежино и с.Анисимовка.  Мы начали запись видеоэкскурсии по Новонежинскому городищу.

   Изучив различные материалы, мы узнали много интересного о чжурчжэнях.

    « Хоть железо Бинь - чжоу и прекрасно, - сказал Агуда,- оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушаться. Сверх того, род Ваньянь, с которым я связан через вождя Ханьбу, всегда любил блестящие цвета вроде золота, и я решил взять это название для моей императорской фамилии. Поэтому я даю ей имя «Цзинь», что значит «золото».1   Таким образом, в 1115 году Агуда провозгласил создание Золотой империи чжурчжэней, которая просуществовала до 1234 года, когда была захвачена монголами. В период расцвета империя занимала Маньчжурию, часть Приморья, северной Кореи и северный Китай. Собственно чжурчжэней было всего 10 % населения.

   Во главе государства стоял император и его многочисленные родственники. Основу управления составляли 6 министерств. Страна делилась на 19 губерний, разделенных на области, округа и уезды. Территория Приморья входила в губернии Сюйпинь и Елань. В чжурчжэньской империи было 5 столиц и много городов. Самым крупным на территории Приморья был город Сюйпинь (в районе  нынешнего г.Уссурийска).

  « Чжурчжэни были народом большого мужества и благородства, необыкновенной отваги и выносливости, свободолюбия и воинственности. Воины-чжурчжени терпеливо сносили невзгоды походной жизни – голод, жажду, тяжелые длительные переходы».2  Чжурчжэньская армия была одной из самых сильных в мире. Каждый из взрослых чжурчжэней был не только отважным воином, усердным хлебопашцем и умелым охотником, но также мастером на все руки. Он умел построить для себя деревянный дом, сшить сбрую и временную палатку - чум, соорудить телегу или повозку на двух колесах.

  В мирное время чжурчжэни жили в поселках или крепостях, построенных на возвышенностях или в долинах. Вокруг городища возводились мощные валы. Строились они из щебенки с суглинком, гумуса, попеременно уложенных слоями в специально возведенный деревянный короб. Сверху они иногда обкладывались камнями.

       Основное занятие племен чжурчжэней – земледелие и огородничество. Археологические исследования показывают, что они выращивали просо, пшеницу, ячмень и бобовые культуры. Землю пахали на быках, используя железный плуг с лемехом, применяли мотыги и лопаты, для уборки урожая – серпы и специальные жатвенные ножи. Чжурчжени разводили также лошадей, коров, свиней и собак.  Высокого развития достигли различные ремесла.

  В сильные холода члены рода одевались в шерстяную одежду и шубы, сшитые из  шкур лошадей, коров, свиней, баранов, собак. Самой любимой одеждой чжурчжэней было платье из белого материала.

   Любимой едой рядовых чжурчжэней была похлебка из гороха и вареное пшено, которое употреблялось в недоваренном виде с приправой из чеснока и сырой собачьей крови. Любимый напиток – вино.

  Среди знатных чжурчженей был распространен буддизм. Основная религия простого населения – шаманизм. Шаман являлся второй после вождя фигурой в племени. В случае болезни он выступал в роли лекаря, который изгонял из больного злых духов и приносил в жертву свинью или собаку, чтобы ускорить выздоровление. «Если надежды на выздоровление полностью исчезали, то больного отвозили на телеге в одну из дальних горных долин и там бросали».3 Родичи оплакивали умершего, участники погребальной процессии делали на лбу надрезы ножом, и кровь струилась по лицу, смешиваясь со слезами.  Особенно торжественно хоронили родовых вождей и членов богатых и влиятельных семей. При погребении в  жертву им приносили любимых слуг и служанок, оседланных лошадей, которых сжигали, а останки помещали в могилу.

  Интересными и  сложными обрядами сопровождалась свадьба чжурчжэней. Состоятельные семьи посылали родственников сватать невесту. Их сопровождал обоз повозок, нагруженных напитками и разнообразными кушаньями, и десятки лошадей в  дар родителям невесты. Если обе стороны оставались довольными, то жених трудился в доме невесты три года, выполняя разнообразную работу. После трех лет он уводил невесту, в приданое которой отец выделял рабов и скот. У бедных чжурчжэней обряд был намного проще, причем не жених искал невесту, а невеста жениха. Родители бедной девушки посылали ее ходить по городам, распевая песню, в которой она расхваливала прелести женщины и семейного быта. Тем самым она намекала на то, что ищет дружка. Услышавший, если он намерен жениться, вел девушку к себе и по окончании простой брачной церемонии отводил в дом родителей.

  Чжурчжэни создали замечательные образцы материальной и духовной культуры: бронзовые зеркала, украшения, нэцкэ, каменные скульптуры и др.

   Характеристика макетов.

   Встречалось несколько типов жилищ: переносные юрты западных чжурчжэней, полуземлянки на севере. Самым распространенным видом жилища были « наземные деревянные дома каркасно - столбового типа прямоугольной формы».4 Вкапывались столбы через каждые 1,5 м , между ними встраивался своеобразный плетень, который обмазывался глиной; дверь обычно  утеплялась травой. Высота домов по летописным сведениям до 2 м . При строительстве дома в основание его часто закладывался кирпич с отпечатком ладони для отпугивания злых духов.

   Внутри жилища устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центрального очага и лежанок – канов, сквозь которые циркулировал теплый дым и воздух. В письменных источниках о кане говорится: « Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят, живут. Называется она каном».5  Состоит кан из трех основных элементов: очагов, кановой подушки и трубы.  Очаг обкладывался камнями, дно и стенки обмазывали глиной, иногда выкладывали плитняком. Кановая подушка – это земляное возвышение высотой 20 -50 см , шириной 70 – 150 см , длиной от 1 до 4 м . Подушку кана выкладывали камнями и обмазывали глиной, внутри нее прорывали дымоходные каналы. Труба обычно располагалась в углу жилища или выводилась наружу, она должна была быть высокой. Трубы у чжурчжэней были двух видов: каменные и деревянные (выдолбленный ствол дерева).

    Исследование Новонежинского городища и образцов материальной культуры, относящихся к нему, позволяют сделать следующие выводы и предположения.

    Городище находится на вершине сопки в долине р.Суходол, с северо-востока и с юго-запада рассечено оврагами. Площадь примерно 37 га . Городище  имеет мощную систему оборонительных сооружений в виде земляных валов (в юго-восточной части – двойных), башен.  Внутри находятся выгороженные участки (высота обволовки до 1,5 м ), предположительно редуты (по некоторым сведениям – их 4). С внутренней стороны юго-восточного внешнего вала находятся большие скопления каменных ядер. На городище было найдено большое количество предметов военного назначения: наконечников стрел, копий, фрагменты кольчуги. Все это свидетельствует о военной функции городища. Скорее всего, строительство его происходило в период существования государства Восточное Ся (1215 – 1233гг.), когда на территории Приморья с целью защиты от надвигающейся угрозы монголов были возведены многочисленные сильно укрепленные города-крепости на вершинах сопок. Внутренняя часть городища представляет собой пересеченную местность, изрезана искусственными террасами со следами жилищ, хозяйственных и административных построек. Их следы особенно хорошо просматриваются в северной и северо-западной части. Для возведения фундамента и, предположительно, канов использовался строительный камень, который, возможно, добывался с помощью кайла  в северо-восточной и юго-западной части городища. На территории городища находятся отделенные валами 2 внутренних города, в которых жили богатые чжурчжэни и администрация.

 Многочисленные изделия из железа: ножи, гвозди, пробойники, навесы на дверь, напильники, щипцы, пилы, втулки ступицы колеса и т.д. свидетельствуют о высоком уровне развития различных ремесел (металлургическое, кузнечное, кожевенное, строительное, ювелирное, деревообрабатывающее и др.), а найденные лемеха, серпы, мотыги, лопаты и другие предметы говорят о развитии сельского хозяйства. Выращенное зерно толкли в каменных ступах вручную и с помощью механического приспособления. В быту чжурчжэни также использовали различные предметы из железа: найдены ручки от сундуков, иглы, крючки, пинцеты, ножницы, котлы разных размеров. Присутствие  достаточно большого количества пряжек от ремня подтверждает информацию о том, что именно на поясе носили чжурчжэни деньги, ключи, нэцкэ. Посуда чжурчжэней керамическая, изготовленная, скорее, станковым способом, орнаментированная способом лощения, с круговым линейным рисунком (используемым, по мнению Э.В.Шавкунова, в  качестве оберега против темных сил природы и защищающим содержимое сосуда от порчи злыми духами). В качестве украшения использовался валик в верхней части сосудов.  По неофициальным данным на территории городища были обнаружены бронзовые зеркала и печать.

  Сохранение архелогического памятника заключается не только в его защите от «черных археологов», но и в том, что люди интересуются, знают, гордятся историей своей малой Родины. Реализация нашего проекта помогает сохранить уникальный памятник средневековья – Новонежинское городище.

   

Список использованной литературы.

1. Вопросы археологии Дальнего Востока СССР – Владивосток :ДВО АН СССР, 1987.

2. История Дальнего Востока с древнейших времен до XVII в. – М., 1989.

3. История Российского Приморья: Учебное пособие для 8-9 классов – Владивосток : Дальнаука, 1998.

4. Методы естественных наук в археологическом изучении древних производств на Дальнем Востоке СССР – Владивосток : ДВНЦ АН СССР, 1986.

5. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней – удигэ XIIXIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока – М., 1990.

6. Мультимедийная энциклопедия «История Российского Приморья», ПИППКРО, 2006.

7. Электронный учебник «История Дальнего Востока», ДВГУ, 2002.  

 

 

Запись интервью с главой администрации Новонежинского сельского поселения Лопардиным Федором Олеговичем.

 

Вопрос: Насколько серьезная ситуация сложилась  в связи с разграблением «черными археологами» Новонежинского городища?

Ответ: Вы знаете о том, что по закону все исторические памятники находятся под охраной государства и самовольное присвоение материальных объектов, найденных там,  является преступлением. Однако, в  настоящее время  незаконные раскопки на территории Новонежинского городища приняли массовый характер. В основном этим занимаются одни и те же люди, жители г.Владивостока. Интересуют их далеко не все находки, а то, что изготовлено из бронзы и других драгоценных металлов. Они используют специальную аппаратуру, которая реагирует  отдельно на разные металлы, причем залегающие на очень большой глубине.  К случайным ненужным предметам они часто относятся по-варварски. Так, во время одного из рейдов нами найдены были осколки керамического сосуда, который был разбит уже после извлечения из-под земли.  

Вопрос: Что можно сделать и что предпринимает администрация поселка для борьбы с «черными археологами»?

Ответ: Поймать за руку этих людей очень сложно, потому что они ведут себя грамотно и осторожно. Мы привлекаем все силы: участкового, казаков, общественность для того, чтобы остановить разграбление городища, проводим совместные рейды. Но доказать причастность конкретных людей к незаконным раскопкам не удавалось, так как они успевают спрятать металлоискатели, что является главной уликой, и, как правило, представляются любителями природы, собирающими дикоросы. Работу в этом направлении администрация, конечно, будет продолжать.

Вопрос: Могут ли каким –то образом помочь школьники в решении проблемы сохранения Новонежинского городища?

Ответ: Самая большая помощь – это информирование жителей поселка о том, насколько интересным и уникальным историческим памятником является городище и как важно сохранить его, изучать законным научным путем, для того, чтобы лучше знать и гордиться своей историей. Надеюсь на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество.

экология
доклады по археологии
доклады по краеведению
доклады по экологии
Археология
Д. Калашникова
Н. Негода
А. Прудников
И. Крутоус
Л. Ключникова
О. Андреева
клуб
Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Вид и план Новонежинского городища

Вал Новонежинского городища

Южные ворота Новонежинского городища

Лемехи, брошенные браконьерами

Каменные ядра

Символический вал в северной части городища

Hosted by uCoz