Межрайонная эколого-краеведческая конференция "Приморье - история и современность" п. Смоляниново, 10 - 12 января 2007 г.
|
||
Секция "Археология и исторические аспекты развития Приморья" |
||
начало темы |
Ольга Андреева |
|
краеведение и археология |
МОУСОШ № 26 п. Новонежино РАБОТА
НАД ПРОЕКТОМ « НОВОНЕЖИНСКИЕ
ЧЖУРЧЖЭНИ »
На территории современного
Шкотовского района
в древности и в средние века находились
многочисленные поселения. Недалеко от
поселка Новонежино расположены два
замечательных археологических
памятника: Малая Подушечка, где люди
селились дважды ( в начале I тысячелетия
до н.э. и в первых веках нашей эры) и
Новонежинское городище, построенное в XII
– XIII вв чжурчжэнями.
Начиная с сентября 2006
года мы работаем над проектом «Новонежинские
чжурчжэни». Когда мы провели соцопрос
среди населения поселка, то оказалось,
что очень немногие знают о
существовании археологических
памятников, расположенных совсем рядом (
36% назвали причем только Новонежинское
городище). На вопросы: «Когда там жили
люди?» , «Когда и почему оставили это
место ?» правильный
ответ дали соответственно 15% и 10%
респондентов. В то же время
85 % опрошенных хотели бы узнать об
этих памятниках и их древних жителях как
можно больше. Поэтому целью нашей работы
стало изучение истории Золотой империи,
Новонежинского городища
и донесение этой информации до
жителей п.Новонежино. Еще одной
проблемой, привлекшей наше внимание,
стало массовое разграбление
городища «черными археологами». Во
время соцопроса 95 % опрошенных ответили,
что необходимо защищать
археологический памятник от
их «деятельности». Активную позицию по
защите городища занимает и
администрация Новонежинского сельского
поселения, что подтвердил во время
интервью глава администрации Лопардин Ф.О.
Так как на территории
городища учеными-археологами не
проводились раскопки, то официальной
печатной информации о его жителях нет,
поэтому ее приходилось по крупицам
добывать из разных источников. Работая
над проектом, мы изучали
литературу, электронные
энциклопедии по истории Дальнего
Востока и Приморского края, работали в
музеях, брали интервью, посетили
палеодеревню и Екатериновское городище,
проводили экспедиции на Новонежинское
городище. По образцам
материальной культуры, найденным на
Новонежинском городище, мы постарались
восстановить образ жизни и занятия
новонежинских чжурчжэней. Собранную
нами информацию мы использовали для
оформления фотогазеты, стенда в
кабинете истории, расширения музейного
уголка, изготовления макетов
чжурчжэньского жилища, кана и
керамического сосуда, составления
статьи в газету «Новонежино», а также
для подготовки цикла бесед для учащихся
нашей школы, жителей п.Новонежино и с.Анисимовка.
Мы начали запись
видеоэкскурсии по Новонежинскому
городищу.
Изучив различные
материалы, мы узнали много интересного о
чжурчжэнях.
« Хоть железо Бинь -
чжоу и прекрасно, - сказал Агуда,- оно
ржавеет и может быть изъедено ржавчиной!
Только золото не ржавеет и не может
разрушаться. Сверх того, род Ваньянь, с
которым я связан через вождя Ханьбу,
всегда любил блестящие цвета вроде
золота, и я решил взять это название для
моей императорской фамилии. Поэтому я
даю ей имя «Цзинь», что значит «золото».1
Таким образом, в 1115 году Агуда
провозгласил создание Золотой империи
чжурчжэней, которая просуществовала до
1234 года, когда была захвачена монголами.
В период расцвета империя занимала
Маньчжурию, часть Приморья, северной
Кореи и северный Китай. Собственно
чжурчжэней было всего 10 % населения.
Во главе государства
стоял император и его многочисленные
родственники. Основу управления
составляли 6 министерств. Страна
делилась на 19 губерний, разделенных на
области, округа и уезды. Территория
Приморья входила в губернии Сюйпинь и
Елань. В чжурчжэньской империи было 5
столиц и много городов. Самым крупным на
территории Приморья был город Сюйпинь (в
районе нынешнего
г.Уссурийска).
« Чжурчжэни были народом
большого мужества и благородства,
необыкновенной отваги и выносливости,
свободолюбия и воинственности. Воины-чжурчжени
терпеливо сносили невзгоды походной
жизни – голод, жажду, тяжелые длительные
переходы».2 Чжурчжэньская
армия была одной из самых сильных в мире.
Каждый из взрослых чжурчжэней был не
только отважным воином, усердным
хлебопашцем и умелым охотником, но также
мастером на все руки. Он умел построить
для себя деревянный дом, сшить сбрую и
временную палатку - чум, соорудить
телегу или повозку на двух колесах.
В мирное время чжурчжэни
жили в поселках или крепостях,
построенных на возвышенностях или в
долинах. Вокруг городища возводились
мощные валы. Строились они из щебенки с
суглинком, гумуса, попеременно
уложенных слоями в специально
возведенный деревянный короб. Сверху
они иногда обкладывались камнями.
Основное занятие племен
чжурчжэней – земледелие и
огородничество. Археологические
исследования показывают, что они
выращивали просо, пшеницу, ячмень и
бобовые культуры. Землю пахали на быках,
используя железный плуг с лемехом,
применяли мотыги и лопаты, для уборки
урожая – серпы и специальные жатвенные
ножи. Чжурчжени разводили также лошадей,
коров, свиней и собак.
Высокого развития достигли
различные ремесла. В
сильные холода члены рода одевались в
шерстяную одежду и шубы, сшитые из
шкур лошадей, коров, свиней, баранов,
собак. Самой любимой одеждой чжурчжэней
было платье из белого материала.
Любимой едой рядовых
чжурчжэней была похлебка из гороха и
вареное пшено, которое употреблялось в
недоваренном виде с приправой из
чеснока и сырой собачьей крови. Любимый
напиток – вино.
Среди знатных
чжурчженей был распространен буддизм.
Основная религия простого населения –
шаманизм. Шаман являлся второй после
вождя фигурой в племени. В случае
болезни он выступал в роли лекаря,
который изгонял из больного злых духов и
приносил в жертву свинью или собаку,
чтобы ускорить выздоровление. «Если
надежды на выздоровление полностью
исчезали, то больного отвозили на телеге
в одну из дальних горных долин и там
бросали».3 Родичи оплакивали
умершего, участники погребальной
процессии делали на лбу надрезы ножом, и
кровь струилась по лицу, смешиваясь со
слезами. Особенно
торжественно хоронили родовых вождей и
членов богатых и влиятельных семей. При
погребении в жертву
им приносили любимых слуг и служанок,
оседланных лошадей, которых сжигали, а
останки помещали в могилу. Интересными
и сложными
обрядами сопровождалась свадьба
чжурчжэней. Состоятельные семьи
посылали родственников сватать невесту.
Их сопровождал обоз повозок,
нагруженных напитками и разнообразными
кушаньями, и десятки лошадей в дар
родителям невесты. Если обе стороны
оставались довольными, то жених
трудился в доме невесты три года,
выполняя разнообразную работу. После
трех лет он уводил невесту, в приданое
которой отец выделял рабов и скот. У
бедных чжурчжэней обряд был намного
проще, причем не жених искал невесту, а
невеста жениха. Родители бедной девушки
посылали ее ходить по городам, распевая
песню, в которой она расхваливала
прелести женщины и семейного быта. Тем
самым она намекала на то, что ищет дружка.
Услышавший, если он намерен жениться,
вел девушку к себе и по окончании
простой брачной церемонии отводил в дом
родителей.
Чжурчжэни создали
замечательные образцы материальной и
духовной культуры: бронзовые зеркала,
украшения, нэцкэ, каменные скульптуры и
др.
Характеристика макетов.
Встречалось несколько
типов жилищ: переносные юрты западных
чжурчжэней, полуземлянки на севере.
Самым распространенным видом жилища
были « наземные деревянные дома
каркасно - столбового типа
прямоугольной формы».4
Вкапывались столбы через каждые
Внутри жилища
устраивалась сложная, но удобная
отопительная система из центрального
очага и лежанок – канов, сквозь которые
циркулировал теплый дым и воздух. В
письменных источниках о кане говорится:
« Вокруг комнаты устраивается земляная
постель, под которой разводят огонь. На
этой постели спят, едят, живут.
Называется она каном».5
Состоит кан из трех основных
элементов: очагов, кановой подушки и
трубы. Очаг
обкладывался камнями, дно и стенки
обмазывали глиной, иногда выкладывали
плитняком. Кановая подушка – это
земляное возвышение высотой 20
Исследование
Новонежинского городища и образцов
материальной культуры, относящихся к
нему, позволяют сделать следующие
выводы и предположения.
Городище находится
на вершине сопки в долине р.Суходол, с
северо-востока и с юго-запада рассечено
оврагами. Площадь примерно Многочисленные
изделия из железа: ножи, гвозди,
пробойники, навесы на дверь, напильники,
щипцы, пилы, втулки ступицы колеса и т.д.
свидетельствуют о высоком уровне
развития различных ремесел (металлургическое,
кузнечное, кожевенное, строительное,
ювелирное, деревообрабатывающее и др.), а
найденные лемеха, серпы, мотыги, лопаты и
другие предметы говорят о развитии
сельского хозяйства. Выращенное зерно
толкли в каменных ступах вручную и с
помощью механического приспособления. В
быту чжурчжэни также использовали
различные предметы из железа: найдены
ручки от сундуков, иглы, крючки, пинцеты,
ножницы, котлы разных размеров.
Присутствие достаточно
большого количества пряжек от ремня
подтверждает информацию о том, что
именно на поясе носили чжурчжэни деньги,
ключи, нэцкэ. Посуда чжурчжэней
керамическая, изготовленная, скорее,
станковым способом, орнаментированная
способом лощения, с круговым линейным
рисунком (используемым, по мнению Э.В.Шавкунова,
в качестве
оберега против темных сил природы и
защищающим содержимое сосуда от порчи
злыми духами). В качестве украшения
использовался валик в верхней части
сосудов. По
неофициальным данным на территории
городища были обнаружены бронзовые
зеркала и печать.
Сохранение
архелогического памятника заключается
не только в его защите от «черных
археологов», но и в том, что люди
интересуются, знают, гордятся историей
своей малой Родины. Реализация нашего
проекта помогает сохранить уникальный
памятник средневековья – Новонежинское
городище. Список
использованной литературы. 1.
Вопросы археологии Дальнего Востока
СССР – Владивосток :ДВО АН СССР, 1987. 2.
История Дальнего Востока с древнейших
времен до XVII
в. – М.,
1989. 3.
История Российского Приморья: Учебное
пособие для 8-9 классов – Владивосток :
Дальнаука, 1998. 4.
Методы естественных наук в
археологическом изучении древних
производств на Дальнем Востоке СССР –
Владивосток : ДВНЦ АН СССР, 1986. 5.
Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней –
удигэ XII – XIII
вв. и проблема происхождения тунгусских
народов Дальнего Востока – М., 1990. 6.
Мультимедийная энциклопедия «История
Российского Приморья», ПИППКРО, 2006. 7.
Электронный учебник «История Дальнего
Востока», ДВГУ, 2002.
Запись
интервью с главой администрации
Новонежинского сельского поселения
Лопардиным Федором Олеговичем. Вопрос:
Насколько серьезная ситуация сложилась
в связи с разграблением «черными
археологами» Новонежинского городища? Ответ:
Вы знаете о том, что по закону все
исторические памятники находятся под
охраной государства и самовольное
присвоение материальных объектов,
найденных там,
является преступлением. Однако, в
настоящее время
незаконные раскопки на территории
Новонежинского городища приняли
массовый характер. В основном этим
занимаются одни и те же люди, жители г.Владивостока.
Интересуют их далеко не все находки, а то,
что изготовлено из бронзы и других
драгоценных металлов. Они используют
специальную аппаратуру, которая
реагирует
отдельно на разные металлы, причем
залегающие на очень большой глубине.
К случайным ненужным предметам они
часто относятся по-варварски. Так, во
время одного из рейдов нами найдены были
осколки керамического сосуда, который
был разбит уже после извлечения из-под
земли.
Вопрос:
Что можно сделать и что предпринимает
администрация поселка для борьбы с «черными
археологами»? Ответ:
Поймать
за руку этих людей очень сложно, потому
что они ведут себя грамотно и осторожно.
Мы привлекаем все силы: участкового,
казаков, общественность для того, чтобы
остановить разграбление городища,
проводим совместные рейды. Но доказать
причастность конкретных людей к
незаконным раскопкам не удавалось, так
как они успевают спрятать
металлоискатели, что является главной
уликой, и, как правило, представляются
любителями природы, собирающими
дикоросы. Работу в этом направлении
администрация, конечно, будет
продолжать. Вопрос:
Могут ли каким –то образом помочь
школьники в решении проблемы сохранения
Новонежинского городища? Ответ:
Самая большая помощь – это
информирование жителей поселка о том,
насколько интересным и уникальным
историческим памятником является
городище и как важно сохранить его,
изучать законным научным путем, для того,
чтобы лучше знать и гордиться своей
историей. Надеюсь на наше дальнейшее
плодотворное сотрудничество.
|
|
экология | ||
доклады по археологии | ||
доклады по краеведению | ||
доклады по экологии | ||
Археология | ||
Д. Калашникова | ||
Н. Негода | ||
А. Прудников | ||
И. Крутоус | ||
Л. Ключникова | ||
О. Андреева | ||
клуб | ||
Вид и план Новонежинского городища |
Вал Новонежинского городища |
|
Южные ворота Новонежинского городища |
Лемехи, брошенные браконьерами |
|
Каменные ядра |
Символический вал в северной части городища |
|