клуб начало программы

 

 

3. Деятельность, используемые методы, формы;

этапы реализации программы.

 

Программа строится на основе комплексной триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной.

Педагогическая работа базируется на принципах гуманизма, гуманитаризма, цивилизованности, хронологическом, линейно-концентрическом и краеведческом. Под гуманизмом понимается приоритет общечеловеческих ценностей, взгляд на историю глазами обычного человека, ненасилие и толерантность. Вся работа строится на неукоснительном соблюдении прав ребёнка. В России археология входит в круг исторических наук, что автоматически усиливает её гуманитаризм, при этом, в отличие от истории, здесь более ярко выражено влияние наук точных и естественных. Цивилизационность позволяет рассмотреть уникальность и самобытность не только Дальнего Востока, но и Приморья в рамках Дальнего Востока. Хронологический принцип предусматривает построение содержания образования в хронологической последовательности. Линейность и концентризм позволяют компоновать материал в блоки, легко воспринимаемые детьми. Краеведческий принцип тесно переплетён с региональным и позволяет ряд событий изучать по локальным признакам, а также уделять основное внимание своей малой родине.

Особое значение имеет национальная идея в курсе изучения средневековой истории Приморья. В средние века край находился в составе ряда государств, имевших разнохарактерные отношения с Китаем, Кореей, Японией и Монголией. Две первые страны в последние десятилетия активно пропагандируют сопричастность и доминирование в событиях истории края, что иногда находит отражение и в отечественных СМИ. Сегодня нет тех народов, которые создавали Бохай и Золотую империю, поэтому история этих государств является неотъемлемой частью истории современных стран, расположенных на землях исчезнувших государств. В том числе - это и Российское наследие.

В настоящее время изучение материала ведётся на основе трёх концентров.

Первый концентр – пропедевтический – первый год обучения. Цель: сформировать интерес к изучению предмета. Ребёнок знакомится с миром древних вещей, базовыми понятиями науки, основами общей археологии, основами региональной археологии, методикой полевых исследований и азами полевой жизни.

Второй концентр – основной – второй-третий года обучения. Цель: формирование системы исторических и археологических представлений. В изучении материала сохраняется постулат "сначала в руки вещи, затем теорию". Второй год обучения ориентирован на работу с артефактами (археолого-исторический блок). Но для понимания сути вещей в мире средневекового человека первоначально дети знакомятся с основами дальневосточного средневекового мировоззрения. Затем получают представления о методах работы с артефактами. Дальнейшая работа осуществляется в рамках культурно-исторических этапов. Конкретизируются знания по методике полевых исследований. Вводятся камеральная и музейная работы. На третьем году обучения происходит углубление исторических знаний и совершенствуется методика археологических исследований (историко-археологический блок). Дети знакомятся с основами историографии, глубже разбираются основные методы исследований, углубленно изучается средневековая история Приморья.

Третий концентр – проблемный – четвёртый-пятый года обучения. Цель: научить ребёнка интерпретировать полученные знания, самостоятельно ориентироваться в мире научных сведений и оценивать их. Два раздела знакомят с текущими проблемами дальневосточной медиевистики, углубляются знания о средневековых культурах и истории сопредельных территорий, а также изучаются основы российской средневековой археологии. Оба раздела чередуются друг с другом ежегодно. Отведено время для работы над индивидуальными исследовательскими проектами. Продолжаются камеральные и музееведческие работы.

В конце учебного года проводится конференция, на которой школьники защищают свои проекты. Основная работа здесь лежит на учащихся 4-5 годов обучения.

Основной формой обучения по данной программе является комбинированный урок, на котором приобретаются теоретические знания. Комбинированный урок состоит из опроса по раннее изученным темам (20 – 25 %) времени. Изучения новой темы, которое проводится сочетанием лекций, бесед, работы с наглядными пособиями (изделия древних людей, фотографии, открытки, иллюстрации из книг, карты) и иных методов, сочетающихся в зависимости от сложности изучаемой темы (около 60 - 70 % времени). Закрепление изученной темы включает опрос, работу с тестами, игры (10 – 15 % времени). Большое внимание уделяется обучающим играм, конкурсам, викторинам, лабораторным и полевым занятиям. Игры, конкурсы, викторины и. т.п. являются характерной формой для повторно-обобщающих занятий. Лабораторные занятия предназначены для непосредственного знакомства учащихся с древними вещами и методами. Главной задачей полевых занятий является знакомство с местами обитания и другими следами древних людей (проведение полевых занятий прочно связано с изучаемой темой, т.е. изучая ту или иную культуру, полевое занятие проводится на памятнике этой культуры, по возможности), методами их поиска и исследования. Здесь внимание акцентируется на том, что знания только тогда становятся достоянием индивида, когда они являются результатом его собственного мышления и понимания. Программа предлагает возможность самостоятельной оценки обучающимися своей работы, её результата, видеть достоинства и недостатки, использовать коллективное обсуждение, принимать непосредственное участие в добывании научных знаний, что в целом создаёт благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого мышления. Активное участие самих школьников в приобретении информации является основой обучения по данной программе.

Учебные группы занимаются по схеме: два теоретических занятия в течение недели и одно полевое в две недели. Занятия в клубе двухурочные. Урок длится 45 минут и 10-15 минут перемена. Со второго года обучения добавляется третий урок – камеральная или музейная работа.

Работа клуба предусматривает проведение учебно-тренировочных сборов и организа­цию работы лагеря. Учебно-тренировочные сборы (УТС) проводятся во время каникул, кроме летних, а также во время слияния праздничных дней с выходными, на основании Положения о сборах. Эта работа практикуется с 1992 г. и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Сборы проводятся для приобретения навыков жизни в полевых условиях, про­верки готовности полевого лагеря к лету, обучению основам полевого быта, испытания нового снаряжения и оборудования, а также для подготовки команды к соревнованиям. Во время сборов в тёплое время года отряд прожива­ет в палатках, в дни зимних и весенних каникул - в зимовье (охотничьи базы, военные по­лигоны). С 1997 г. возникла необходимость проведения учебно-практических семинаров (УПС) для более качественной подготовки Команды (группы школьников, участвующих в соревнованиях, слётах и иных конкурсных мероприятиях) и полевых отрядов. Семинар проводится в течение дня, как правило, в воскресенье, вместо похода. Здесь археологическими вопросами занимаются руководители клуба, тренинги проводит психолог ЦДТ/

Для закрепления полученных в течение года теоретических и практических знаний и умений, активизации отдыха и укрепления здоровья учащихся во время летних каникул организуется полевой научно-оздоровительный лагерь, работа которого осуществляется на основании Положении о лагере, используемого на практике с 1991 г. Лагерь позволяет школьнику не только стать непосредственным участником важного научного исследова­ния, в том числе на международном уровне, но и даёт возможность прямого контакта с учёными, наиболее полно раскрывает творческие возможности ребёнка. В зависимости от количества школьников лагерь организуется с одним или большим количеством отрядов.

Предлагаемая программа подготовки юных археологов рассчитана на учащихся 7-11 классов. Программа выполняется в пять лет и предусматривает различную нагрузку для учащихся первого и последующего годов обучения. Год обучения состоит из семи меся­цев теоретических, лабораторных, практических и полевых занятий и двух месяцев полевой экспедици­онной практики в составе археологического отряда научного учреждения. Полевая практика проводится в форме летнего лагеря с трёхнедельными сменами. Лагерь работает всё лето и дети имеют возможность выбрать удобное себе время для практики.

В первый год обучения (учащиеся 7-х классов) школьники знакомятся с артефактами, азами археологии и основными вехами истории Приморья. Программа этого года рассчи­тана на 224 часа (95,5 часов теоретических занятий, 16,5 часа лабораторных работ, 112 часов полевых занятий). При этом недельная нагрузка составляет 8 часов. Программа следующих лет обучения по­священа средневековой археологии и истории, рассчитана на 280 часов (87 / 113 / 73 часов теоретических занятий, 30 / 4 / 44 часов лабораторных работ, 112 часов полевых занятий, 28 часов камеральных работ и 28 часов музейной работы). Недельная нагрузка составляет 10 часов.

Программа предусматривает широкие внутрикурсовые и межпредметные связи со школьными предметами отечественная история и история Приморского края, география, физика, химия, геометрия, астрономия, физкультура, трудовое обучение. Эти связи, в отношении содержания, могут быть как содержательно-информационными (фактические и теоретические), так и организационно-методическими. Кроме того, используются ретроспективные, совпадающие и перспективные связи. Ретроспективные связи (по фактам, изучавшимся на предыдущих занятиях) регулярно используются при изучении теории. Совпадающие связи (по фактам, изучающимся одновременно) применяются в сочетании теоретических, лабораторных и полевых занятий. Перспективные связи (пропедевтическое знакомство, факт, изучаемый позднее) применяются для полевых занятий. Использование межпредментых и внутрикурсовых связей различных видов позволяет сделать процесс изучения истории более увлекательным (Пчела И.В. 2004, с.8).

 

 

Страница 1 2 4 5 6 7 8 9

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Портал "Археология России" - крупнейшая тематическая электронная библиотека, каталог ресурсов, форумы

 

Hosted by uCoz