4. Оценка эффективности программы.
Эффективность программы оценивается
результатами: знаниями, умениями и достижениями школьников. Внутриклубные успехи фиксируются
еженедельным клубным бюллетенем «Тарчилуччи». Знания в основной массе приобретаются на
теоретических занятиях и оцениваются по собственной шкале. Умения
нарабатываются в ходе полевых, лабораторных, камеральных и музейных занятий.
Название бюллетеня возникло в результате компромисса. Идея
афиширования результатов родилась в
Эффективность приобретенных знаний
определяется внутри клуба суммарной оценкой, называемой
«плюсы», вне клуба - оценками, полученными в школе на уроках истории, особенно при изучении истории края. Оценка умений
и навыков осуществляется во время участия
школьников в археологических экспедициях и разведках. Достижения фиксируются
во время краевых археологических слётов и других конкурсных мероприятиях школьников. Успешными достижениями считаются три
первых призовых места этих конкурсов
и т.п.
«Тарчилуччи»
освещает каждого школьника по двенадцати позициям. Первая позиция - «титул» означает количество
археологических посвящений, иными словами - стаж. Названия титулов были заимствованы у
археологической экспедиции УГПИ, с которой клуб работал в
первые годы своего существования. Вторая
позиция - «звание», это обобщённый показатель суммарной оценки. Совместно с
детьми были придуманы только три первые названия.
Остальные названия придумывал ребёнок, продвигавшийся первым по лестнице званий.
Фантазия ограничивалась лишь созвучием со сквернословием и количеством букв,
характерным для каждого года обучения. Звание меняется через 250-150 плюсов, в
зависимости от года обучения. Звание напрямую
связано с «льготами». Чем выше звание, тем больше льгот. К лету школьники
стараются заработать как можно более высокое звание. Третья позиция - «плюсы».
Это суммарная оценка, полученная на занятиях. Чем активнее школьники работают
на уроке, тем выше его оценка. Один
плюс означает один верный ответ. Сложные вопросы оцениваются большим
количеством плюсов. Опросы в начале и конце занятия, тесты и т.п. позволяют школьнику зарабатывать весьма высокие
оценки. У наиболее активных детей звания могут меняться через 3-5
занятий. Самые крупные оценки зарабатываются
во время повторно-обобщительных занятий. Иногда за
одно такое занятие ребёнок может сразу заработать звание. Четвёртая позиция – «звезда»,
суммарный показатель участия в краевых и выше мероприятиях. Пятая позиция - «открытие», суммарный показатель сделанных
ребёнком открытий. Под открытием понимается обнаружение нового памятника или
уникальной находки, выявление раннее неизвестного факта. Поскольку
археологические разведки проводятся коллективно, открытие засчитывается
ребёнку, первому нашедшему артефакт. Для создания ситуации успеха руководители часто
свои первые находки не афишируют, если дети не видят явного подыгрыша
старших. Рекорд клуба – 24 открытия. Шестая позиция - «экспедиции», отражает
количество экспедиций, в которых принимал участие школьник. Рекорд клуба
- 12 экспедиций. Экспедиция засчитывается,
если ребёнок провёл в ней не менее пяти рабочих дней. Если меньше -
засчитывается как поход. Седьмая позиция - «походы», количество походов и экскурсий, а также конференций за пределами
своего города, в которых принимал участие школьник. Рекорд клуба - 64. Восьмая
позиция - «полевые дни». Это показатель количества дней, проведённых в
походах, экспедициях, на конференциях и т.п. Рекорд клуба – 372 дня. Девятая
позиция - «километраж», количество пройденных в походах, экспедициях и
т.п. километров. Рассчитывается по указателям на дорогах, картам и шагомером.
Рекорд клуба -
В летнем лагере ежедневно проводятся
коллективные подведения итогов дня. В последний вечер оценивается работа всей
лагерной смены, при этом выступает каждый школьник, давая личную оценку коллективу, руководителям,
мероприятиям и т.д. По итогам лета
эпизодически проводится анонимное анкетирование «бумажное вече».
Вся текущая работа оценивается
ежедневно в клубной тетради.
Достижение высокой мотивации
подростков занятием археологией подтверждается сохранением основного
контингента обучающихся на 2-5 годах обучения, стабильностью побед на краевых
слётах юных археологов. Поисковая деятельность по количеству выявленных новых памятников
в отдельные годы превышает аналогичные показатели археологических центров края
- Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,
Дальневосточного государственного университета и Уссурийского государственного
педагогического института. Кроме того, школьники и выпускники клуба выезжая на
природу вне клуба, будучи студентами в «колхозах», выявили более 30
археологических памятников. Деятельность клуба отражена не только в местных и
региональных СМИ, но и центральных («Учительская газета», «Аргументы и факты»).