клуб начало программы

 

 

7. Содержание тем.

Первый год обучения.

 

Раздел 1. Вводный раздел (12 часов).

Тема 1. Знакомство с клубом (2 часа).

Цель работы клуба юных археологов «Резерв». Законы, обычаи и тради­ции клуба, достижения и научные открытия, сделанные резервовцами. Формы и методы работы. Участие в археологических раскопках и прочих исследованиях. Краевые и Все­российские соревнования. Знакомство с фотоархивом клуба, видеофильм о клубе. Сайт клуба в Интернете. Посещение клубного музея.

Тема 2. Знакомство с наукой (2 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Назначение археологии. Археологические исследования. Проблема со­хранения археологического наследия.

Раздел 2. Археологический материал. (24 часа).

Тема 1. Источники информации о прошлом. (2 часа).

Летописи и хроники. Легенды и былины. Археологические исследования. Нумизматика, эпиграфика, сфрагистика. Сохранность материалов.

Тема 2. Каменные артефакты. (2 часа).

Роль камня в жизни человека. Признаки обработки камней человеком. Приёмы обработки камней: раскалывание, ретушь, шлифовка, пикетаж. Взаимодействие человека и камня с древности до наших дней.

Тема 3. Керамические артефакты. (14 часов).

Занятие 1. Теоретическое. Керамическая посуда. (2 часа).

Роль керамики в жизни человека. Зарождение керамического производст­ва. Типы и развитие форм сосудов. Керамическое тесто. Обжиг керамики. Функциональ­ное назначение различных сосудов. Лепная и гончарная керамика. Глазурь и фарфор.

Занятие 2. Теоретическое. Керамические изделия. (2 часа).

Строительная керамика (черепица, кирпичи, обмазка). Керамические из­делия (пряслица, рыболовные грузила, украшения. Предметы мелкой пластики. Терракота и изделия из неё. Орнаментация керамики - врезная, выпуклая, плоская.

Занятие 3. Полевое. (8 часов). Поход на Борисовский археологический комплекс. (8 км). Сбор керамики.

Сбор в клубе. Инструктаж. Переход на автовокзал. Переезд до с. Борисовка. Переход к селищам Борисовка-24 и 12, сбор подъёмного материала. Переход к могильнику Борисовка-11, осмотр раскопа и западин от могил. Подъём на вершину плато с ос­мотром трёх уровней надпойменных террас. Переход на Борисовское городище. Осмотр памятника, сбор подъёмного материала. Спуск к поселению Корсаковка-17, осмотр па­мятника. Переход на памятник Корсаковка-16, осмотр западин от жилищ и хозяйственных ям, следов дороги. Переход к месту расположения экспедиционного лагеря. Обед, отдых, игры. Выход на шоссе. Подведение итогов. Возвращение автобусом в город.

Тема 4. Металлические артефакты (2 часа).

Роль металла в жизни человека. Зарождение металлургии. Эволюция меди и бронзы. Серебро и золото. Инкрустация и амальгама. Гипотезы появления железа. Эво­люция железообработки. Металлические орудия, оружие, утварь, украшения, монеты.

Тема 5. Изделия из органики и стекла. (2 часа).

Роль органических материалов в жизни человека. Изделия из кости, рога, раковины, дерева и кожи. Остеологический материал. Изобретение стекла и изделия из него.

Повторно-обобщительное занятие. (2 часа).

Раздел 3. Археологические памятники. (4 часа).

Тема 1. Жилища, сооружения и погребения. (2 часа).

Занятие 1. Теоретическое. (2 часа).

Причины возникновения и эволюции жилищ, материалов для их строи­тельства, типы древних приморских жилищ, дворцовых сооружений, храмами, мастер­скими, складами, амбарами и т.д., отопительные системы. Типы погребений и погребаль­ные обряды.

Тема 2. Типы археологических памятников. (2 часа).

Классификация археологических памятников. Следы поселений. Следы могильников, культовых и производственных памятников. Типы памятников, известные на Дальнем Востоке, но не выявленные в Приморье.

Раздел 4. Основы археологических исследований. (18 часов).

Тема 1. Основные понятия археологии. (2 часа).

Культурный слой. Стратиграфия. Археологическая культура. Разрушение и охрана памятников. Законодательство об охране памятников и органы охраны памятни­ков, общественные объединения, «чёрная археология» и уголовная ответственность.

Тема 2. Полевые археологические исследования. (12 часов).

Занятие 1. Теоретическое. Разведки (2 часа).

Открытый лист. Подготовительная работа. Типы археологических разве­док и способы их проведения. Документация. Отчёт. Знакомство с основами глазомерной топосъёмки.

Занятие 2. Полевое (8 часов). Загородненский археологический комплекс (9 км).

Сбор в клубе. Переход на остановку. Переезд автобусом до Мелькомбината. Осмотр памятников Загородное-40, 1, 3, 4, 5, 14, 19. Сбор материала. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Переход к остановке. Проезд автобусом к ЦДТ. Завершение похода.

Тема 3. Камеральная обработка материалов, основы классификации и типологии. (2 часа).

Что такое камеральная обработка? Основные правила обработки, консер­вации и реконструкции артефактов. Классификационные звенья типологии. Признак. Ти­пологический ряд. Практическая отработка правил очистки и маркировки материала.

Тема 4. Археологическая датировка. (2 часа).

Важность датирования. Абсолютная и относительная датировка. Естест­веннонаучные методы: радиоуглеродный и калий-аргоновый, термолюминисцентный и археомагнитный, обсидиановый и спорно-пыльцевой. Относительные методы: стратигра­фия, типология, перекрёстная датировка (аналогии). Другие методы: астрофизический, варвохронологпя, дендрохронология.

Тема 5. Повторно-обобщительное занятие. (2 часа).

Раздел 5. Основы общей археологии. (12 часов).

Тема 1. Общая археологическая периодизация (2 часа).

Назначение периодизации. Структура периодизации - века, эпохи. Общая характеристика археологических эпо­х. Критерии выделения.

Тема 2. Нижний и средний палеолит. (2 часа).

Разделение палеолита на периоды. Олдувэй; памятники, появление пер­вых орудий, деятельность семьи Лики. Ашель: эволюция человека и орудий. Мустье: со­вершенствование орудий, зарождение религиозных представлений и искусства, деятель­ность людей.

Тема 3. Верхний палеолит и мезолит (2 часа).

Дальнейшая эволюция человечества. Верхний палеолит: основные изме­нения, расцвет искусства, изменения климата, изменение хозяйства. Признаки мезолита.

Тема 4. Неолит, бронзовый и железный века (2 часа).

Неолит - новшества, признаки эпохи, изменения в хозяйстве. Бронзовый век - появление меди и эволюция её использования, признаки эпохи. Появление государственности. Железный век - гипотезы о появлении железа, эволюция чёрной металлургии, признаки эпохи.

Тема 5. История археологии (2 часа).

Первые сведения о раскопках, Набонид. Эпоха Возрождения и развитие интереса к прошлому. Лондонское общество антиквариев. Развитие археологии в Европе и мире. Сведения об археологических памятниках в допетровской Руси. Указы Петра I. Ста­новление археологии в России. Первые раскопки. Деятельность С.С. Уварова. Развитие археологии в Российской империи. Развитие археологии в Советском Союзе. Современная археология. Становление археологии в Приморье. Деятельность ОИАК и А.З. Федорова. ДВАЭ и современная приморская археология.

Повторно-обобщительное занятие (2 часа).

Раздел 6. Основы первобытной археологии Приморья. (20 часов).

Тема 1. Верхний палеолит Приморья (10 часа).

Границы эпохи. Общая экологическая характеристика. Периоды верхнего палеолита. Памятники. Исследователи. Общая характеристика каменных орудий и хозяй­ственной деятельности.

Тема 2. Неолит Приморья (4 часа).

Переход к неолигу и памятники этапа. Руднинская АК: памятники, иссле­дователи, сооружения и артефакты, облик людей. Бойсманская АК: памятники, исследо­ватели, сооружения и артефакты, погребения.

Тема 3. Бронзовый век Приморья (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Общая характеристика бронзового века в Приморье. Маргаритовская АК: исследователи, памятники, артефакты. Синегайская АК: исследователи, памятники, арте­факты. Лидовская АК: исследователи, памятники, артефакты. Хозяйство бронзового века.

Занятие 2. Полевое (8 часов). Золотоколоский комплекс археологических памятников (14 км).

Сбор в клубе. Переход на автовокзал. Переезд автобусом до поворота на Золотой Колос. Переход к памятникам Золотой Колос-1 и 14, осмотр. Древнейшие фортификации в Приморье. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Выход на трассу. Переезд автобусом в город. Завершение похода.

Тема 4. Ранний железный век Приморья (2 часа).

Признаки железного века. Янковская АК, континентальный вариант янковской АК (Анучинская АК): исследователи, памятники, артефакты, хозяйство. Кроуновская АК: исследователи, памятники, артефакты, хозяйство.

Тема 5. Развитый железный век Приморья (2 часа).

Приморский вариант польцевской АК: исследователи, памятники, арте­факты, хозяйство. Ольгинская АК: исследователи, памятники, артефакты, хозяйство.

Тема 6. Повторно-обобщительное занятие (2 часа).

Раздел 7. Основы средневековой археологии Приморья (28 часов).

Тема 1. Племена мохэ в Приморье (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

История мохэских племён. Хозяйство и культура. Общественный строй. Мохэская АК в Приморье: исследователи, памятники, артефакты.

Занятие 2. Полевое (8 часов). Борисовский мохэский комплекс (16 км).

Сбор в клубе. Переход на автовокзал. Переезд автобусом до с. Корсаковка. Переход к памятникам Корсаковка-16, 32, 41, Кугуки-6, 4, Борисовка-11, осмотр поселений, фортификаций, погребений, древнейшей дороги в юго-западном Приморье. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Выход в село Борисовка. Переезд автобусом в город. Завершение похода.

Тема 2. История государства Бохай (2 часа).

Предпосылки создания тунгусского государства. Деятельность Да Цзожу-на и провозглашение государства Чжень в 698 г. Переименование Чжень в Бохай в 713 г. Завоевания Да Уи. Реформы Да Циньмао. Деятельность королей, потомков Цзожуна. Дворцовые перевороты. Войны Да Жэньсю и Да Ичжэня. Деятельность королей, потомков Ббо. Войны с Корё и Ляо. Разгром Бохая. Постбохайские государства. Общие сведения о Ляо.

Тема 3. Бохайская археология (2 часа).

История изучения Бохая в России. Исследователи Бохая. Типы бохайских памятников. Основные бохайские памятники и их значение: городища - Южно-Уссурийское, Краскинское, Николаевское, Новогордеевское, Марьяновское, Горбаткин-ское, Ауровское; селища - Абрикосовское, Константиновское, Новогордеевское; Черня-тинский могильник; буддийские храмы - Абрикосовский, Борисовский, Корсаковский, Копытинский, Краскинский.

Тема 4. Культура, общество и хозяйство Бохая (2 часа).

Общая характеристика культуры. Религии. Искусства, поэзия, спорт. Структура общества до реформ Циньмао и после. Общая характеристика бохайского хо­зяйства. Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, садоводство. Ремёсла: металлур­гия, гончарство, ткачество, коже- и камнеобработка, деревообработка и стеклоделие, юве­лирное дело и торговля.

Тема 5. Повторно-обобщительное занятие по раннему средневековью (2 часа).

Тема 6. История чжурчжэней (2 часа).

Происхождение чжурчжэней. Краткая история ранних чжурчжэней. Соз­дание империи Агудой. Возвышение империи. Переворот Дигуная. Реформы Улу и Мадагэ. Расцвет империи. Война с монголами. Разгром империи. Государство Восточное Ся. Уссурийск - столица Восточного Ся.

Тема 7. Чжурчжэньская археология (2 часа)

История изучения чжурчжэней в России. Типы чжурчжэньских памятни­ков. Городища: Шайгинское, Ананьевское, Краснояровское, Южно-Уссурийское, Лазов­ское и другие. Селища: Аргановское, Абрикосовское. Дороги и каменоломни в Уссурийске. Золотые рудники под Находкой. Изобразительные памятники: монументы, пещерные барельефы.

Тема 8. Хозяйство чжурчжэней (2 часа).

Общая характеристика хозяйства. Сельское хозяйство: земледелие (зерно­вые и технические культуры, огородничество); скотоводство (разведение КРС, лошадей, свиней, собак, МРС, птицы); садоводство. Ремесло: металлургия (чёрная и цветная), гор­ное дело, гончарство, производство строительных материалов, ткачество и кожеобработ-ка, камне- и деревообработка, стеклоделие и ювелирное дело, торговля. Промыслы: охота (индивидуальная, загонная, соколиная); рыболовство (морское и речное); таёжный про­мысел (лекарственные и съедобные растения); морской промысел (морские организмы, жемчуг); бортничество.

Тема 9. Общество и культура чжурчжэней (2 часа)

Общество ранних чжурчжэней. Изменение общества во времена империи. Система мэньань-моукэ. Социальная лестница. Обычаи и законы. Письменность, литера­тура и книгоиздательство. Архитектура, скульптура и живопись. Наука: история, геогра­фия, астрономия, медицина и другие. Начальное и высшее образование. Религии: шама­низм, буддизм, даосизм и конфуцианство, знания об исламе, манихействе и христианстве.

Тема 10. Позднее средневековье в Приморье (2 часа)

Общая характеристика позднего средневековья на Дальнем Востоке. Пер­вый упадок цивилизации в Приморье. Попытки Китая и Кореи распространить своё влия­ние на Приморье. Приморские племена: варка, вощи и хурха. Усиление маньчжоу. Похо­ды маньчжуров в Приморье. Второй упадок цивилизации в Приморье. Русские в Приаму­рье и Приморье. Албазинская оборона. Деятельость Е. Хабарова, достижения и ошибки. О. Степанов - первое посещение русскими Приморья

Тема 11. Повторно-обобщительное занятие (2 часа)

Раздел 8. Приморье в XVII - XIX вв. (2 часа).

Тема 1. Приморье в XVII - XIX вв. (2 часа).

Изменения в крае после второго упадка цивилизации. Дробление крупных родов. Формирование современных родов малых народностей Приморья. Китайское и ко­рейское отходничество. Экспедиция Лаперуза. Айгунский и Пекинский договоры. Начало российского освоения Приморья. Возникновение Уссурийска на месте средневековых городов.

Раздел 9. Методика полевых археологических исследований (14 часов).

Тема 1. Археологическая разведка (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Подготовка разведки. Библиографическая работа. Разработка маршрута по кар­те. Оформление документации по новому памятнику. Работа с компасом и буссолью

Занятие 2. Полевое (8 часов). Обработка памятника Утёсное-4 (12 км).

Сбор в клубе. Переход на остановку. Переезд автобусом до с. Утёсное. Переход к памятнику Утёсное-4, осмотр, сбор материала. Глазомерная съёмка памятника, рисование стратиграфии берегового обнажения. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Возвращение в город. Завершение похода.

Тема 2. Археологические раскопки (2 часа).

Раскоп и его назначение. Подготовительные работы. Разметка раскопа. Нивелировка. Последовательность раскопочных работ. Бровка. Зачистки. Стратиграфия. Фотофик­сация, планы, дневник. Практическая разметка раскопа во дворе.

Тема 3. Археологический рисунок и фотография. (2 часа).

Занятие 1. Теоретическо-лабораторное (1 час).

Назначение археологического рисунка. Техники выполнения рисунков. Рисунок в карандаше. Рисунок в туши. Правила фотографирования артефактов и памятников. Практическая работа с фотоаппаратом.

Занятие 2. Лабораторное (1 час).

Отработка навыков рисования артефактов из разных материалов.

Раздел 10. Повторно-обобщительное занятие по курсу. (2 часа).

Раздел 11. Конференция (2 часа).

Раздел 12. Полевой археологический лагерь. (16 часов).

Тема 1. Установка палаток, тентов. (2 часа).

Практические тренировки установки палаток и тентов во дворе ЦДТ

Тема 2. Подготовка полевого снаряжения. (6 часов)

Практические работы по подготовке к экспедициям оборудования, инструментария и снаряжения

Тема 3. Полевая гигиена, техника безопасности. (10 часов)

Занятие 1. Теоретическое (2 часа)

Знакомство с правилами техники безопасности, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи

Занятие 2. Полевое (8 часов).

Отработка правил гигиены, техники безопасности и способов оказания первой медицинской помощи в полевых условиях.

 

Второй год обучения. Третий год обучения. Четвёртый-пятый года обучения.

 

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Портал "Археология России" - крупнейшая тематическая электронная библиотека, каталог ресурсов, форумы

 

Hosted by uCoz