клуб начало программы

 

 

7. Содержание тем.

Второй год обучения.

 

Повторительное занятие (2 часа).

Раздел 1. Дальневосточная средневековая идеология (14 часов)

Тема 1. Шаманизм (2 часа)

Происхождение шаманизма и его мировоззрение. Анимизм, тотемизм и основные культы. Культы предков, огня, природных стихий. Отражение культов в материальной культуре средневекового Приморья.

Тема 2. Буддизм (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Сидхарха Гаутама и его деятельность. Догматика буддизма. Распространение буддизма. Следы средневекового буддизма в Приморье. Современный буддизм в Приморье и сопредельных странах (Китае, Корее, Японии).

Занятие 2. Полевое (8 часов). Копытинский и Абрикосовский храмы.

Сбор в клубе, инструктаж. Переход на автовокзал. Переезд автобусом до Кроуновки. Пеший переход к сопке Копыто (4,5 км). Осмотр памятника: топография, каменные выкладки, платформа храма, раскопы. Осмотр ар­хеологической стратиграфии. Переход к Абрикосовой сопке (0,5 км). Осмотр памятника: топография, каменная кладка ограды, оформление входа на территорию, платформа храма, раскопы. Переход к р. Кроуновка. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Возвращение в село. Переезд автобусом в город. Завершение похода.

Тема 3. Другие религиозно-этические учения Дальнего Востока. (2 часа).

Даосизм: происхождение, догматика, следы в крае, современное состояние. Конфуцианство: происхождение, основные аспекты, следы в крае, современное положение. Синтоизм: происхождение, догматика, значение для современной Японии.

Раздел 2. Методы археологического исследования (18 часов).

Тема 1. Археологическая классификация, типология (2 часа).

Назначение археологической классификации. Иерархия классификации. Признаки уровней. Археологическая типология. Типологические ряды.

Тема 2. Методика изучения керамики (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Значение изучения керамики. Классификация сырья. Технико-технологические характеристики. Типология форм сосудов. Особенности оформления венчиков, изготовления тулова, прикрепления дна, нанесения орнаментов. Характеристика обжига.

Занятие 2. Полевое (8 часов). Поход на селище Корсаковка-1.

Сбор в клубе, инструктаж. Переход на автовокзал. Переезд автобусом до Корсаковки (последняя остановка по селу). Пеший переход к памятнику (2,5 км). Осмотр памятника: топография, стратиграфия, раскопы гончарных печей. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Возвращение в село. Переезд автобусом в город. Завершение похода.

Тема 3. Методика изучения металлов. (2 часа).

Приёмы исследования изделий из чёрных и цветных металлов. Работа с металлическими артефактами.

Методика анализа артефактов (2 часа).

Занятие 1. Теоретическое (12 часа).

Основы описания артефактов. Алгоритм анализа древних изделий.

Занятие 2. Лабораторное (1 часа).

Описание и анализ коллекций разнохарактерных артефактов.

Повторно-обощительное занятие (2 часа).

Раздел 3. Материальная культура мохэ (22 часа).

Тема 1. История изучения мохэ (2 часов).

Первые сведения о мохэ. Выявление мохэских артефактов в начале ХХ в. Выделение культуры Т. Риндзо. Раскопки на о. Сучу советскими археологами. Выявление памятников Дальневосточной археологической экспедицией. Работы А.П. Окладникова. Работы Е.И. Деревянко. Классификация керамики по О.В. Дьяковой (80-е гг. ХХ в.). Работы археологов ДВГУ. Вклад юных археологов. Классификация керамики по Я.А. Пискарёвой (нач. ХХI в.). Изучение мохэ в Китае, Корее и Японии.

Тема 2. Мохэские памятники, жилища, погребения (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Мохэские памятники в Приморье. Типы мохэских памятников. Классификация жилищ. Варианты реконструкции жилищ. Классификация погребений.

Занятие 2. Полевое (8 часов). Посещение мохэского могильника Борисовка-11 (7 км).

Сбор в клубе, инструктаж. Выход на остановку. Переезд автобусом до с. Борисовка. Пеший переход к памятнику Борисовка-11. Осмотр памятника: топография, стратиграфия, осмотр разрушенных участков. Отдых, обед, игры. Подведение итогов похода. Возвращение в село. Выезд в город. Завершение похода.

Тема 3. Мохэская керамика (6 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Классификация керамики по О.В. Дьяковой. Типология сосудов. Локальные варианты.

Занятие 2. Теоретическое (2 часа).

Критика концепции О.В. Дьяковой в 90-е годы ХХ в. Классификация керамики по Я.А. Пискарёвой. Локальные варианты.

Занятие 3. Лабораторное (2 часа).

Работа с фрагментами мохэской керамики. Определение особенностей изготовления венчиков, донышек, нанесения орнаментов. Описание и рисование материала. Определение локальной принадлежности.

Тема 4. Изделия из металла, органики и камня (2 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Классификация изделий из металла. Изделия из органики и камня. Характеристика мохэской мелкой пластики. Изображения на камнях.

Повторно-обобщительное занятие (2 часа)

Раздел 4. Материальная культура Бохая (38 часа).

Тема 1. История изучения бохайской культуры (2 часа).

Первые сведения о Бохае. Работа П. Кафарова. Исследования в начале ХХ в. Деятельность Дальневосточной археологической экспедиции. Работы Э.В. Шавкунова и Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Вклад юных археологов. Изучение Бохая за рубежом.

Тема 2. Металлургия (4 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Изучение чёрных металлов: сталь, чугун, железо. Способы плавки, закалки, использование.

Занятие 2. Теоретическое (2 часа).

Изучение цветных металлов: бронза, драгоценные металлы.

Тема 3. Керамика (14 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Классификация бохайской керамики, технико-технологические особенности. Гончарные печи.

Занятие 2. Теоретическое (2 часа).

Строительная керамика Классификация черепицы. Черепичные печи. Рыболовные грузила.

Занятие 3. Лабораторное (2 часа).

Работа с бохайскими керамическими изделиями.

Занятие 4. Полевое (8 часов).

Поход на Абрикосовское селище.

Тема 4. Органика и украшения (2 часа)

Изделия из кости. Бохайская остеология. Изделия из дерева. Изделия из кожи. Классификация бохайских украшений.

Тема 5. Оружие (4 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Оружие ближнего боя: палаши, копья. Дистанционное оружие: стрелы, дротики. Защитное вооружение.

Занятие 2. Лабораторное (2 часа).

Работа с предметами бохайского вооружения.

Тема 6. Памятники, сооружения, погребения (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Поселения: городища (равнинные, горные), селища, сезонные поселения. Погребения. Производственные памятники. Культовые памятники. Храмы. Жилища. Мастерские.

Занятие 2. Полевое (8 часов).

Поход на Борисовский храм.

Тема 7. Постбохайские артефакты (2 часов).

Занятие 1. Теоретическое (1 час).

Диагностичные признаки постбохайского времени. Работа с постбохайскими артефактами.

Занятие 2. Лабораторное (1 час).

Работа с постбохайскими артефактами

Повторно-обобщительное занятие (2 часа).

Раздел 5. Материальная культура чжурчжэней (38 часов).

Тема 1. История изучения чжурчжэньской культуры (2 часа).

Первая информация о чжурчжэнях: И. Бичурин, В.М. Васильев, П. Горский. Работы П. Кафарова. Деятельность Общества изучения Амурского края (ОИАК). Работы В.К. Арсеньева. Исследования Л.Н. Иваньева. Работа Дальневосточной археологической экспедиции. Деятельность Э.В. Шавкунова. Исследования Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Деятельность юных археологов.

Тема 2. Металлургия (4 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Роль металлургии в чжурчжэньском хозяйстве. История изучения металлургии. Черная металлургия: железо, сталь, чугун. Металлургические горны. Способы обработки металлов.

Занятие 2. Лабораторное (2 часа).

Работа с металлическими изделиями чжуржэней.

Тема 3. Керамика (14 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Значение керамики в жизни чжурчжэней. История изучения керамического производства. Гончарные печи. Формальная классификация чжурчжэньской посуды. Орнаментика и тамги.

Занятие 2. Теоретическое (2 часа).

Строительная керамика. Кирпичи. Классификация черепицы. Черепичные печи. Рыболовные грузила.

Занятие 3. Лабораторное (2 часа).

Лабораторная работа с чжурчжэньской керамикой.

Занятие 4. Полевое (8 часов).

Поход на селище Корсаковка-24.

Тема 4. Органика и украшения (2 часа).

История изучения изделий из органики и украшений. Изделия из органических материалов: кости, рога, кожи, дерева, бересты. Классификация украшений. Сырьё для изготовления украшений.

Тема 5. Оружие (4 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

История изучения вооружения. Оружие ближнего боя: меч, палаш, копьё, боевой топор, секира. Дистанционное оружие: лук, дротик, «чеснок». Защитное вооружение: панцирь, шлем, маска. Военная техника: крепостные и мобильные камнемёты, крепостные арбалеты, тараны, огнестрельное оружие.

Занятие 2. Лабораторное (2 часа).

Описание чжурчжэньского оружия. Определение типов. Рисование артефактов.

Тема 6. Памятники, сооружения, погребения (10 часов).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Классификация чжурчжэньских памятников. Поселения: городища (равнинные и горные), селища, временные поселения. Погребения: могильники, мавзолеи. Производственные памятники: дороги, каменоломни, рудники, колодцы. Дворцовые и общественные сооружения. Мастерские. Жилища. Амбары.

Занятие 2. Полевое (8 часов).

Поход на каменоломни на Крестовой сопке.

Повторно-обощительное занятие (2 часа).

Повторение по курсу (2 часа).

Раздел 6. Материальная культура позднего средневековья и нового времени (2 часа).

Тема 1. Материальная культура позднего средневековья и нового времени (2 часа).

Изменения в материальной культуре позднего средневековья. Артефакты этнографического (нового) времени.

Раздел 7. Материальная культура переселенцев конца XIX – начала ХХ вв. (2 часа).

Тема 1. Материальная культура переселенцев конца XIX – начала ХХ вв. (2 часа).

Артефакты российских переселенцев. Артефакты корейских переселенцев. Признаки отличия керамики и металлов. Места расположения поселений.

Раздел 8. Методика полевых исследований (18 часов).

Тема 1. Специальные методы полевых исследований (4 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Приёмы поисковых исследований: полевая разведка, авиа- и космическая разведка, электроволновая разведка, геомагнитная разведка, биолокация, использование космической навигации. Методы раскопочных работ: шурфовка, траншея, вскрытие широкими площадями, отступающая бровка. Флотация. Правила сбора пыльцы. Правила отбора углей. Работа с быстроразрушающимися предметами

Занятие 2. Лабораторное (2 часа).

Работа с приборами космической навигации. Практическая отработка навыков сбора грунта для анализа на пыльцу во дворе ЦДТ.

Тема 2. Основы топографии (4 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Введение в топографию. Основные виды топографических карт. Топографические знаки. Составление глазомерных планов. Инструментальная съёмка местности.

Занятие 1. Лабораторное (2 часа).

Рисование плана местности во дворе ЦДТ. Инструментальная топосъёмка двора.

Тема 3. Основы геологии (10 часа).

Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Назначение геологии. Взаимосвязь геологии и археологии. Геологическая периодизация. Геологическая стратиграфия. Геологическая периодизация и стратиграфия Приморья.

Занятие 2. Полевое (8 часов).

Работа с обнажением на глуховском карьере.

Раздел 9. Основы экспериментальной археологии. ( 2 часа).

Тема 1. Основы экспериментальной археологии (10 часа).

Причины появления экспериментальной археологии. Эксперименты по изготовлению орудий и бытовой утвари. Строительные эксперименты. Экспериментальный образ жизни.

Раздел 10. Повторно-обощительное занятие по курсу. (2 часа).

Раздел 11. Конференция. (2 часа).

Раздел 12. Камеральная работа. (26часов).

Раздел 13. Музееведение (23 часа).

 

 

Первый год обучения. Третий год обучения. Четвёртый-пятый года обучения.

 

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Портал "Археология России" - крупнейшая тематическая электронная библиотека, каталог ресурсов, форумы

 

 

Hosted by uCoz