Стих японского императора Сага
«Ранней весной наблюдаю
игру в мяч»
Прекрасный вид ясным утром в
весеннюю пору цветения;
Посольские гости, воспользовавшись
удобным случаем, вышли на передний двор;
Клюшки летают в пространстве, и
кажется, не молодой ли это месяц!
Мяч летает по земле как метеор.
Левые нападают, правые
сопротивляются, идёт борьба у ворот.
Массовый топот, неразбериха,
громоподобный шум.
Громкие крики, барабанный бой,
мечутся воробьи;
Даже
Гуань Инь подозревает, что это столица переносится в другой
город.
|
Многими учёными отмечается
высокий культурный уровень бохайской
цивилизации. Это
отражено в разных областях бохайской культуры. В стране
существовал даже обычай, запрещающий молодым людям жениться,
если они не овладели грамотой и стрельбой из лука.
Письменность
Письменность является основой
грамотности. Современные материалы позволяют говорить о трёх
видах письма, использовавшихся бохайцами. Наиболее
распространённой была китайская иероглифическая. На этом языке
велась переписка с соседними странами, сделаны надписи на стелах
бохайских принцесс. Знакомы были бохайцы и с древнетюркским
руническим письмом. В Уссурийске найдена каменная плитка с
рунической надписью «Суйбинг». Мало сведений сохранилось о
бохайском слоговом письме, на котором были сделаны надписи на
черепице в Верхней столице Бохая. Существует мнение о том, что
кроме письменности информация могла передаваться узелковым
письмом, которым пользовались некоторые средневековые народы, в
том числе корейцы.
Для овладения грамотой в Бохае создавались школы. Желающие
получить более высокое образование, уезжали учиться в Китай.
Искусства,
спорт, наука
В Бохае развивались различные
искусства. Непосредственно с письменностью была связана поэзия.
Бохайская поэзия оказала влияние на развитие японской поэзии.
Популярны были поэты Ван Хиорён, Инджон, Чонсо, Ян Тэса и его
стихи "Млечный путь так чист", а также "В морозном небе лунное
сияние", которые ценились за их блестящий стиль.
Хорошо были развиты музыка,
пение, театрализованные представления. Из Японии в Бохай
приезжали студенты изучать музыку. Бохайские музыка и танцы
оказали влияние на развитие японского театра. В Японии
театральный жанр «боккай гаку» (бохайская музыка) сохранился до
настоящего времени.
Высоко было развито декоративное
искусство. Разнообразные орнаменты наносились на посуду,
концевую черепицу и наременные накладки. Оригинальными делались
фигурки животных и нэцкэ.
Известны спортивные состязания
бохайцев. Среди них отмечают верховое поло, игра в мяч и
стрельба из лука. В 822 г.
бохайские послы провели матч по
верховому поло с японцами.
После захватывающей игры император Сага написал стихотворение «Ранней
весной наблюдаю игру в мяч».
Из
терракоты, бронзы и камня изготовлялись скульптурные изображения
для украшения храмовых строений, статуэтки будд, всадников,
шаманские атрибуты.
О достаточно высоком уровне развития
бохайской науки, прежде всего астрономии и механики,
свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин
посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический
календарь «Свод небесных светил», научив местных коллег методике
пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца
XVII
в.
Связь с внешним миром
С соседями, помимо войн, бохайцы
активно поддерживали торговые и дипломатические отношения. Это
могли быть как близкие, так и очень далёкие страны.
Самым крупным соседом был Китай.
С этой страной велась активная торговля, поддерживались
дипломатические связи. Для этого были построены две крупные
дороги – Инчжоуская и «дорога подношений». В Китай ездили
учиться.
Южным соседом была Силла. С
корейцами также были налажены дипломатические связи и велась
торговля. Существовала Силланская дорога. Корейские товары
проникали во многие места Бохая. Силланский керамический сосуд
был обнаружен при раскопках Абрикосовского селища под Кроуновкой.
Отношения с Японией длились на
протяжении всей истории Бохая. Бохай оказал влияние на искусства
и распространение буддизма в Японии. Путь на острова пролегал
через море и таил опасности. Почти полностью погибло в шторме
первое бохайское посольство в 727 г., затем ещё неоднократно
бохайские суда гибли в водах Японского моря (в те времена оно
называлось Восточным). Торговля с Японией была очень выгодной.
Морской путь на острова начинался из порта Янь, от которого
сегодня осталось Краскинское городище в Хасанском районе.
Поддерживались отношения с
северо-западными соседями – киданями, к которым вела Киданьская
дорога. К северо-восточным соседям хэйшуй-мохэ вела Хэйшуйская
дорога. Какие-то контакты, видимо, существовали и с северными
соседями - шивэй. В Центральной Азии располагалось мощное
государство Второй Восточно-Тюркский каганат, с которым у Бохая
был союз. Отношения с другим центральноазиатским государством –Уйгурским
каганатом - не ясны, но после его разгрома, много уйгуров
переселилось в Бохай. Крепкими были связи со среднеазиатским
государством Согд. В Приморье археологами найдены вещи
согдийского происхождения и даже согдийская колония в
окрестностях г. Арсеньева.
Связь с вешним миром обогащало Бохай достижениями соседей и
позволяла соседям знакомиться с бохайскими достижениями.
Религии
В Бохае, как и во многих
средневековых дальневосточных государствах, сосуществовали
различные религиозные учения. Наиболее крупными из которых были
буддизм и шаманизм.
Учение Будды пришло в Бохай из
Кореи и получило здесь широкое признание, особенно в
аристократической среде. Но и простое население также
исповедовало эту религию. В Уссурийском районе обнаружены
останки четырёх буддийских храмов (кумирен), построенные
бохайцами в сельской местности. Один храм располагался у с.
Борисовки и три у с. Кроуновка – Копытинский, Абрикосовский и
Корсаковский.
Копытинский храм был построен на
специальной платформе на вершине отдельной небольшой сопки,
возвышающейся посреди долины р. Кроуновки. Двор храма был
вымощен камнем. Под каменным настилом были сделаны специальные
водотоки, для отвода дождевых вод. Поскольку часть двора попала
на склон, то здесь также была сооружена платформа, позволившая
выровнять двор. Края платформы были выложены крупными камнями.
На территорию двора с улицы вела лестница, состоящая из
нескольких ступеней, которая полностью раскопана. Сам храм
строился из дерева. Его стены были оштукатурены и выкрашены в
цвет слоновой кости. Кроме этого, по стенам был нарисован
красный меандровый орнамент.
Абрикосовский храм был построен
на склоне одноименной сопки и для него также специальной
платформой выровняли склон. Этот храм был построен после пожара
на Копытинском храме. Часть черепицы с Копытинского храма была
перенесена на Абрикосовский храм. Сам храм располагался в центре
двора, который был окружён деревянным забором на каменном
фундаменте. Забор венчался черепичной крышей, как и заборы
современных храмов. Для входа на территорию двора были построены
небольшие ворота.
Корсаковский храм был построен
на высоком берегу реки Кроуновки. Часть его двора и частично сам
храм был размыт рекой. К тому же, в начале
XX
в. храм сильно перекопали корейские переселенцы, построившие
здесь свой дом.
Шаманизм является древним
мировоззрением мохэсцев и продолжал существовать у бохайцев. Он
включал систему культов: огня, черепов, анимизм. Шаманские
атрибуты найдены археологами под Уссурийском и в окрестностях
Кроуновки, также в Лазовском районе, а на Марьяновском городище
было раскопано жилище шамана.
Бохайцы были знакомы и с древнекитайским учением – даосизмом. С
учётом даоской теории фэншуй были построены буддийские храмы под
Кроуновкой. С даосизмом было тесно переплетено конфуцианство.
Вероятно, это учение также было знакомо бохайцам. Знали бохайцы
и о христианстве. Под Кроуновкой при раскопках
Абрикосовского храма было обнаружено изображение
несторианского креста. После того как несторианство было
признано ересью, многие христиане, последователи Нестора, с
Ближнего Востока переселились на восток до самого Китая.
Возможно, кто-то их них попал и в Приморье.
|