Книги и литература
С книгами чжурчжэни
познакомились рано, ещё до создания империи они приобретали
их. В ходе войн с Ляо и Китаем чжурчжэни вывезли много книг,
печатных досок и не менее 300 печатников. Позднее чжурчжэни
сами наладили книгопроизводство. Четыре наиболее важных
центра книгопроизводства располагались в двух столицах и
крупных городах. Вообще известны печатни в 9 из 19 губерний
империи. Наиболее активным было университетское издательство
в Яньцзине - столице государства. Здесь издавалась
религиозная, историческая и другая государственная
литература, сборники стихов. Были созданы Литературная
коллегия и Императорская библиотека, вёлся учёт частных
библиотек. Чжурчжэни печатали очень много литературы, но
почти вся она погибла во время войны с монголами. Несколько
книг на чжурчжэньском языке хранились в Китае в
Императорской библиотеке ещё в
XVIII
в., но сегодня они не известны.
Чжурчжэньская литература
очень обширна, в каталогах сохранилось большое количество
наименований произведений. Из них около 140 относится к
литературе художественной и литературно-критической. В своем
развитии чжурчжэньская литература прошла три этапа. Первый
длился с 1115 по 1160 год. В это время в литературе творили
писатели нечжурчжэньского происхождения. Различными путями
они оказались в Золотой империи и вклад их в литературу
значителен. Среди них кидани Хань Фан, Ху Ли, Ван Шу и
другие, китайцы Юйвэнь Сюйчжун, Гао Шитань, У Цзи, Ши Ишэн и
другие. Новой своей стране они служили добровольно, многие
стали членами академии Ханьлинь. Время расцвета
чжурчжэньской литературы приходится на второй этап
(1160-1214 гг.). Знаменитыми писателями и поэтами были
образованные чжурчжэни и китайцы, родившиеся в Золотой
империи, среди них Цай Гун, Дан Хуайин, Ван Тинъюнь и другие.
Третий этап длился с 1215 по 1257 гг. В это время творили
мощные таланты, сложились литературные школы, которые
продолжали существовать и после разгрома империи. Тогда
блистали Чжао Бинвэнь, Ян Юньи, Ван Жосюй и Юань Хаовэнь. Со
смертью после него чжурчжэньская литература приходит в
упадок. Юань Хаовэнем было написано почти шесть тысяч стихов,
он смог остаться чжурчжэньским патриотом даже после разгрома
Родины.
В истории сохранились имена
43 чжурчжэньских писателей и 358 поэтов. Поэзией увлекались
некоторые чжурчжэньские императоры и их родственники.
Известны различные поэтические жанры: оды, «строгие» и
свободные стихи, романсы-песни, народные песни, арии.
Отличительной чертой чжурчжэньской поэзии стали такие
качества, как верность пейзажных сцен, открытость, иногда
суровость некоторых образов, отражение жизни рядового
населения. В конце существования империи стала развиваться
драматургия. Известно свыше 700 названий пьес, некоторые
сохранились до нашего времени. Во многих пьесах основными
героями были ловкий и сильный главный положительный герой,
его друг, молодая женщина, грубый солдафон и другие.
Творческий уровень
чжурчжэньской литературы был очень высоким.
Архитектура
В своей империи чжурчжэни
воздвигали самые различные сооружения. Монголы и время
истребили большинство из них. Чжурчжэньские постройки,
отличавшиеся от китайских, были разрушены китайцами. До
настоящего времени в Китае сохранилось полтора десятка
религиозных чжурчжэньских построек. Среди них храм и ворота
монастыря Шаньхуасы в Датуне, храм Дадянь в уезде Инсянь,
главный храм монастыря Яньцинсы в уезде Утай и другие.
Гораздо больше сохранилось кирпичных и деревянных пагод.
Храмовое строительство
испытывало сильное китайское и корейское влияние.
Особенности чжурчжэньского стиля более всего сохранились в
деревянном зодчестве, но этих построек очень мало. Судя по
находкам, храмовые сооружения имелись в черте Уссурийска, в
окрестностях Доброполья, на Краснояровском городище.
Храмовый комплекс или монастырь включал главный храм, в
котором размещалась статуя Будды, перед ним, отделенный
большим двором, располагался храм небесных царей, справа и
слева размещались подсобные храмы. За главным храмом стоял
ещё один храм. Перед храмом Небесных царей – башня с
барабаном и колоколом. Перед всем этим располагались ворота.
Могли быть парадные ворота, павильон со стелой. Все здания
строились в один ряд. Храмы, строившиеся на востоке империи,
в современном Приморье, были небольшими и одноэтажными. Все
пагоды и храмы строились на земляной платформе, выложенной
кирпичом. Платформы с кирпичами были описаны в Уссурийске
А.З. Фёдоровым ещё в 1916 г.
Имела свои особенности кирпичная и каменная архитектура.
Чжурчжэньские пагоды были шести- или восьмиугольными в плане,
имели 9, 11 и 13 карнизов, высокий фундамент, без внутренних
комнат, железный шпиль.
Чжурчжэньская архитектура
развивалась в общем русле дальневосточной архитектуры,
образовав в ней своеобразное направление, ещё во многом не
изученное.
Скульптура
Чжурчжэньских скульптурных
изображений сохранилось не много. Все они являются
религиозными и ритуально-церемониальными.
Из дерева скульпторы чаще
всего изготавливали Аволокитешвару – буддийское божество
милосердия. Часто скульптуры буддийских божеств
изготавливались из белого мрамора.
У чжурчжэней существовал
обычай ставить у могил или в иных местах скульптуры черепах,
других животных, офицеров и чиновников. Две такие черепахи
обнаружены на территории Уссурийска. Здесь же были
обнаружены скульптуры льва, собаки, барана, обезьяны и
другие.
Другой тип скульптурных
изображений представлен каменными или кирпичными барельефами,
образующих убранство подземных гробниц. Известно несколько
таких чжурчжэньских гробниц, но ни одна из них не
располагается в Приморье. Зато в Южном Приморье в пещерах
обнаружены горельефы, изображающие людей. Ближайшие к
Уссурийску горельефы располагались у ст. Барановский. Широко известен барельеф в пещере "Спящая красавица". Но он
вызывает много споров, одни считают их бохайским, другие
чжурчжэньским, третьи – творчеством современных туристов.
Скульптура,
как независимый вид искусства, не характерен для Дальнего
Востока. Но в Золотой империи скульптура преобладала над
другими искусствами и в этом проявляется своеобразие
эстетических представлений чжурчжэней. Время существования
Золотой империи было временем расцвета скульптуры.
Оригинальность чжурчжэньской скульптуры особенно проявилась
в кирпичных погребальных барельефах
Живопись
О чжурчжэньской живописи
известно не много. Среди живописцев наиболее известным был
пейзажист Ван Тинъюнь (1151-1201 гг.). Сегодня чжурчжэньские
картины хранятся в Китае, Японии, Америке и на Тайване.
Искусствоведами выявлены до 50 чжурчжэньских художников,
среди них император Дигунай, Ли Шань, У Юаньчжи и другие.
Самыми многочисленными были пейзажисты, известны портретисты.
Наибольших успехов чжурчжэньские художники достигли в
изображении коней, демонов и оборотней.
В Золотой империи печатали
художественные гравюры. Две такие гравюры хранятся в
Эрмитаже. По дальневосточной традиции к живописи
причисляется каллиграфия.
Фрески – особое направление
живописи. Они известны в погребениях и храмах. Контуры
рисовались тушью, рисунок заполнялся цветными красками.
В чжурчжэньской империи живопись не процветала. Живопись на
шёлке и бумаге достигла среднего уровня. Во фресковой
живописи имеется немало оригинальных черт и свобода
исполнения. На государственной службе было мало художников,
большинство же мастеров были свободными художниками.
Наука
Захватив Северный Китай, в
руках чжурчжэней оказалась академия Ханьлинь, которая вскоре
была возрождена. Но роль научной жизни в Золотой империи не
была столь высокой как в Китае. К государственным наукам в
империи относились история, астрономия, фармакология,
философия, служба времени, география, горное дело, медицина
и агротехника. Наиболее официальными были первые три.
Государственные историки
должны были давать оценки предшествующим династиям, вести
архивную и протокольную работу, подавать императору советы в
государственных делах, подкрепляя их примерами из прошлого.
Была создана коллегия государственной истории и палата для
записей ежедневных деяний императора. Историческую науку
начал развивать император Уцимай.
Большое внимание уделялось
философии и астрономии (астрономы также были и астрологами).
Государственная астрономическая служба включала обсерваторию
и ряд отделов. Астрономы занимались теоритическими и
практическими проблемами, имелась служба гадания по звёздам.
Обсерватория вела наблюдения за Солнцем, Луной, планетами,
созвездиями. Учёные отслеживали пятна на Солнце,
рассчитывали затмения и появление комет. Специалисты
составляли календари.
В
математике прославился Ли Чжи (1178-1265 гг.). Он рассчитал,
что Земля не плоская, ни квадратная, а сферическая. Ввёл в
науку отрицательные величины, разработал ряд коэффициентов
для уравнений, учение о натуральных и иррациональных числах,
разработал способ измерения круга с алгебраическими
величинами.
Огромные размеры империи
требовали развития географии. Составлялись карты страны и
областей.
Большое внимание уделялось
медицине. В составе университета имелось медицинское училище.
Оно готовило специалистов по 10 направлениям: 1) болезни
взрослых, 2) детские болезни, 3) простуда, 4) акушерство и
гинекология, 5) болезни глаз, 6) болезни рта, зубов, горла,
7) переломы и ранения, 8) опухоли и язвы, 9) иглоукалывание
и прижигание, 10) внушения и заклинания. Выпускники сдавали
экзамены. Даже китайцы отмечали высокое развитие медицины у
чжурчжэней. Кроме училища существовали медицинские школы,
наиболее известные из которых были открыты крупными врачами
Шоу Шэн (1110-1200 гг.), Цзы Хэ (1156-1228 гг.) и Дун Юань
(1179-1251 гг.). У чжурчжэней успехов достигли хирургия,
ортопедия, эпидемиология.
Ботаника развивалась в тесной
связи с фармакологией и медициной, но известен научный труд
о съедобных растениях.
В Золотой империи сложилась система наук, в развитии которых
чжурчжэни использовали опыт китайцев. В ряде отраслей
чжурчжэньские учёные достигли значительных успехов.
Особенностью научной жизни Золотой империи явилось
привлечение к науке кроме чжурчжэней представителей всех
национальностей страны: китайцев, бохайцев, корейцев,
киданей, монголов. Чжурчжэньская наука внесла весомый вклад
в средневековую науку.