Древности Уссурийского городского округа

клуб

карта сайта

палеолит

неолит

бронзовый век

ранний железный век

ранний железный век (продолжение)

развитый железный век

культура и контакты первобытных людей

мохэ

история Бохая

государство и общество бохайцев

хозяйство и быт бохайцев

культура и контакты бохайцев

бохайцы после Бохая

ранние чжурчжэни

история Золотой империи

поселения и быт чжурчжэней

сельское хозяйство и промыслы чжурчжэней

ремёсла чжурчжэней

искусство и наука чжурчжэней

образование, религия, обычаи чжурчжэней

общество и государство чжурчжэней

чжурчжэньская армия

Восточное Ся

средневековый Уссурийск

события XIII-XVII веков

исследователи округа

археологическое наследие

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

Искусство и наука чжурчжэней

 

 

Юань Хаовэнь

(один из стихов)

Некогда, в мирные годы, жили писатели,

Но с разрухой сочинения сгорают и истлевают.

Уцелевшие веками под небом лежат.

Затаясь в горах и скрывая слёзы, их сохраню.

Написано после разгрома империи.

Язык и письменность

В чжурчжэньской империи население говорило на разных языках, а писало лишь на нескольких. Многие племена говорили на своих языках или диалектах. В ранний период языками межплеменного общения были китайский или киданьский. В Золотой империи покорённые народы общались в основном на китайском языке, хотя государственным языком был чжурчжэньский. Чжурчжэньский язык в настоящее время является мёртвым, на нём никто не говорит. Старочжурчжэньский язык (X-XIII вв.) изучен плохо, среднечжурчжэньский (XIV-XVI вв.) не намного лучше. Словарь чжурчжэньского языка, составленный самими чжурчжэнями, погиб Определённое родство имеется между чжурчжэньским и маньчжурским языками. Цзяньчжоуский диалект среднечжурчжэньского языка лёг в основу манчжурского языка.

Появление государственного языка потребовало введения письменности. Сначала чжурчжэни использовали киданьское письмо, но в 1119 г. Ваньянь Сиинь создал чжурчжэньскую письменность, которая позднее получила название «большое письмо», так как включало около трёх тысяч знаков. В 1138 г. было создано «малое письмо», обходившееся несколькими сотнями знаков[1]. К концу XII в. малое письмо вытеснило большое. Чжурчжэньское письмо является нерасшифрованным, хотя учёным известно около 700 знаков из обоих писем.

Создание чжурчжэньской письменности – важное событие в жизни и культуре. Оно продемонстрировало зрелость чжурчжэньской культуры, позволило превратить чжурчжэньский язык в государственный язык империи, создать оригинальную литературу и систему образов. Чжурчжэньская письменность сохранилась плохо, в основном это различные каменные стелы, печатные и рукописные работы. Рукописных книг сохранилось очень мало, но в печатных книгах имеется немало ссылок на них. Активно использовался чжурчжэнями и китайский язык, произведений на котором сохранилось не мало.

Имеющийся материал позволяет говорить о самобытности этого языка. В XII-XIII веках язык достиг довольно высокого развития. После разгрома Золотой империи язык пришёл в упадок, но не исчез. Некоторые слова были заимствованы другими народами, в том числе монголами, через которых попали в русский язык. Это такие слова как «шаман», «узда», «удила», «ура». Чжурчжэньский боевой клич «ура!» означает зад. Как только противник разворачивался и начинал бежать с поля боя, передние воины кричали «ура!», давая остальным понять, что враг обернулся задом и его надо преследовать.

Книги и литература

С книгами чжурчжэни познакомились рано, ещё до создания империи они приобретали их. В ходе войн с Ляо и Китаем чжурчжэни вывезли много книг, печатных досок и не менее 300 печатников. Позднее чжурчжэни сами наладили книгопроизводство. Четыре наиболее важных центра книгопроизводства располагались в двух столицах и крупных городах. Вообще известны печатни в 9 из 19 губерний империи. Наиболее активным было университетское издательство в Яньцзине - столице государства. Здесь издавалась религиозная, историческая и другая государственная литература, сборники стихов. Были созданы Литературная коллегия и Императорская библиотека, вёлся учёт частных библиотек. Чжурчжэни печатали очень много литературы, но почти вся она погибла во время войны с монголами. Несколько книг на чжурчжэньском языке хранились в Китае в Императорской библиотеке ещё в XVIII в., но сегодня они не известны.

Чжурчжэньская литература очень обширна, в каталогах сохранилось большое количество наименований произведений. Из них около 140 относится к литературе художественной и литературно-критической. В своем развитии чжурчжэньская литература прошла три этапа. Первый длился с 1115 по 1160 год. В это время в литературе творили писатели нечжурчжэньского происхождения. Различными путями они оказались в Золотой империи и вклад их в литературу значителен. Среди них кидани Хань Фан, Ху Ли, Ван Шу и другие, китайцы Юйвэнь Сюйчжун, Гао Шитань, У Цзи, Ши Ишэн и другие. Новой своей стране они служили добровольно, многие стали членами академии Ханьлинь. Время расцвета чжурчжэньской литературы приходится на второй этап (1160-1214 гг.). Знаменитыми писателями и поэтами были образованные чжурчжэни и китайцы, родившиеся в Золотой империи, среди них Цай Гун, Дан Хуайин, Ван Тинъюнь и другие. Третий этап длился с 1215 по 1257 гг. В это время творили мощные таланты, сложились литературные школы, которые продолжали существовать и после разгрома империи. Тогда блистали Чжао Бинвэнь, Ян Юньи, Ван Жосюй и Юань Хаовэнь. Со смертью после него чжурчжэньская литература приходит в упадок. Юань Хаовэнем было написано почти шесть тысяч стихов, он смог остаться чжурчжэньским патриотом даже после разгрома Родины.

В истории сохранились имена 43 чжурчжэньских писателей и 358 поэтов. Поэзией увлекались некоторые чжурчжэньские  императоры и их родственники. Известны различные поэтические жанры: оды, «строгие» и свободные стихи, романсы-песни, народные песни, арии. Отличительной чертой чжурчжэньской поэзии стали такие качества, как верность пейзажных сцен, открытость, иногда суровость некоторых образов, отражение жизни рядового населения. В конце существования империи стала развиваться драматургия. Известно свыше 700 названий пьес, некоторые сохранились до нашего времени. Во многих пьесах основными героями были ловкий и сильный главный положительный герой, его друг, молодая женщина, грубый солдафон и другие.

Творческий уровень чжурчжэньской литературы был очень высоким.

Архитектура

В своей империи чжурчжэни воздвигали самые различные сооружения. Монголы и время истребили большинство из них. Чжурчжэньские постройки, отличавшиеся от китайских, были разрушены китайцами. До настоящего времени в Китае сохранилось полтора десятка религиозных чжурчжэньских построек. Среди них храм и ворота монастыря Шаньхуасы в Датуне, храм Дадянь в уезде Инсянь, главный храм монастыря Яньцинсы в уезде Утай и другие. Гораздо больше сохранилось кирпичных и деревянных пагод.

Храмовое строительство испытывало сильное китайское и корейское влияние. Особенности чжурчжэньского стиля более всего сохранились в деревянном зодчестве, но этих построек очень мало. Судя по находкам, храмовые сооружения имелись в черте Уссурийска, в окрестностях Доброполья, на Краснояровском городище. Храмовый комплекс или монастырь включал главный храм, в котором размещалась статуя Будды, перед ним, отделенный большим двором, располагался храм небесных царей, справа и слева размещались подсобные храмы. За главным храмом стоял ещё один храм. Перед храмом Небесных царей – башня с барабаном и колоколом. Перед всем этим располагались ворота. Могли быть парадные ворота, павильон со стелой. Все здания строились в один ряд. Храмы, строившиеся на востоке империи, в современном Приморье, были небольшими и одноэтажными. Все пагоды и храмы строились на земляной платформе, выложенной кирпичом. Платформы с кирпичами были описаны в Уссурийске А.З. Фёдоровым ещё в 1916 г.

Имела свои особенности кирпичная и каменная архитектура. Чжурчжэньские пагоды были шести- или восьмиугольными в плане, имели 9, 11 и 13 карнизов, высокий фундамент, без внутренних  комнат, железный шпиль.

Чжурчжэньская архитектура развивалась в общем русле дальневосточной архитектуры, образовав в ней своеобразное направление, ещё во многом не изученное.

Скульптура

Чжурчжэньских скульптурных изображений сохранилось не много. Все они являются религиозными и ритуально-церемониальными.

Из дерева скульпторы чаще всего изготавливали Аволокитешвару – буддийское божество милосердия. Часто скульптуры буддийских божеств изготавливались из белого мрамора.

У чжурчжэней существовал обычай ставить у могил или в иных местах скульптуры черепах, других животных, офицеров и чиновников. Две такие черепахи обнаружены на территории Уссурийска. Здесь же были обнаружены скульптуры льва, собаки, барана, обезьяны и другие.

Другой тип скульптурных изображений представлен каменными или кирпичными барельефами, образующих убранство подземных гробниц. Известно несколько таких чжурчжэньских гробниц, но ни одна из них не располагается в Приморье. Зато в Южном Приморье в пещерах обнаружены горельефы, изображающие людей. Ближайшие к Уссурийску горельефы располагались у ст. Барановский. Широко известен барельеф в пещере "Спящая красавица". Но он вызывает много споров, одни считают их бохайским, другие чжурчжэньским, третьи – творчеством современных туристов.

Скульптура, как независимый вид искусства, не характерен для Дальнего Востока. Но в Золотой империи скульптура преобладала над другими искусствами и в этом проявляется своеобразие эстетических представлений чжурчжэней. Время существования Золотой империи было временем расцвета скульптуры. Оригинальность чжурчжэньской скульптуры особенно проявилась в кирпичных погребальных барельефах

Живопись

О чжурчжэньской живописи известно не много. Среди живописцев наиболее известным был пейзажист Ван Тинъюнь (1151-1201 гг.). Сегодня чжурчжэньские картины хранятся в Китае, Японии, Америке и на Тайване. Искусствоведами выявлены до 50 чжурчжэньских художников, среди них император Дигунай, Ли Шань, У Юаньчжи и другие. Самыми многочисленными были пейзажисты, известны портретисты. Наибольших успехов чжурчжэньские художники достигли в изображении коней, демонов и оборотней.

В Золотой империи печатали художественные гравюры. Две такие гравюры хранятся в Эрмитаже. По дальневосточной традиции к живописи причисляется каллиграфия[2].

Фрески – особое направление живописи. Они известны в погребениях и храмах. Контуры рисовались тушью, рисунок заполнялся цветными красками.

В чжурчжэньской империи живопись не процветала. Живопись на шёлке и бумаге достигла среднего уровня. Во фресковой живописи имеется немало оригинальных черт и свобода исполнения. На государственной службе было мало художников, большинство же мастеров были свободными художниками.

Наука

Захватив Северный Китай, в руках чжурчжэней оказалась академия Ханьлинь, которая вскоре была возрождена. Но роль научной жизни в Золотой империи не была столь высокой как в Китае. К государственным наукам в империи относились история, астрономия, фармакология, философия, служба времени, география, горное дело, медицина и агротехника. Наиболее официальными были первые три.

Государственные историки должны были давать оценки предшествующим династиям, вести архивную и протокольную работу, подавать императору советы в государственных делах, подкрепляя их примерами из прошлого. Была создана коллегия государственной истории и палата для записей ежедневных деяний императора. Историческую науку начал развивать император Уцимай.

Большое внимание уделялось философии и астрономии (астрономы также были и астрологами). Государственная астрономическая служба включала обсерваторию и ряд отделов. Астрономы занимались теоритическими и практическими проблемами, имелась служба гадания по звёздам. Обсерватория вела наблюдения за Солнцем, Луной, планетами, созвездиями. Учёные отслеживали пятна на Солнце, рассчитывали затмения и появление комет. Специалисты составляли календари.

В математике прославился Ли Чжи (1178-1265 гг.). Он рассчитал, что Земля не плоская, ни квадратная, а сферическая. Ввёл в науку отрицательные величины, разработал ряд коэффициентов для уравнений, учение о натуральных и иррациональных числах, разработал способ измерения круга с алгебраическими величинами.

Огромные размеры империи требовали развития географии. Составлялись карты страны и областей.

Большое внимание уделялось медицине. В составе университета имелось медицинское училище. Оно готовило специалистов по 10 направлениям: 1) болезни взрослых, 2) детские болезни, 3) простуда, 4) акушерство и гинекология, 5) болезни глаз, 6) болезни рта, зубов, горла, 7) переломы и ранения, 8) опухоли и язвы, 9) иглоукалывание и прижигание, 10) внушения и заклинания. Выпускники сдавали экзамены. Даже китайцы отмечали высокое развитие медицины у чжурчжэней. Кроме училища существовали медицинские школы, наиболее известные из которых были открыты крупными врачами Шоу Шэн (1110-1200 гг.), Цзы Хэ (1156-1228 гг.) и Дун Юань (1179-1251 гг.). У чжурчжэней успехов достигли хирургия, ортопедия, эпидемиология.

Ботаника развивалась в тесной связи с фармакологией и медициной, но известен научный труд о съедобных растениях.

В Золотой империи сложилась система наук, в развитии которых чжурчжэни использовали опыт китайцев. В ряде отраслей чжурчжэньские учёные достигли значительных успехов. Особенностью научной жизни Золотой империи явилось привлечение к науке кроме чжурчжэней представителей всех национальностей страны: китайцев, бохайцев, корейцев, киданей, монголов. Чжурчжэньская наука внесла весомый вклад в средневековую науку.

 

[1] Для сравнения, в русской письменности активно используется около 60 знаков.

[2] Искусство красивого написания иероглифов.

 

Hosted by uCoz