Древности Уссурийского городского округа

клуб

карта сайта

палеолит

неолит

бронзовый век

ранний железный век

ранний железный век (продолжение)

развитый железный век

культура и контакты первобытных людей

мохэ

история Бохая

государство и общество бохайцев

хозяйство и быт бохайцев

культура и контакты бохайцев

бохайцы после Бохая

ранние чжурчжэни

история Золотой империи

поселения и быт чжурчжэней

сельское хозяйство и промыслы чжурчжэней

ремёсла чжурчжэней

искусство и наука чжурчжэней

образование, религия, обычаи чжурчжэней

общество и государство чжурчжэней

чжурчжэньская армия

Восточное Ся

средневековый Уссурийск

события XIII-XVII веков

исследователи округа

археологическое наследие

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Бронзовый век в Уссурийском городском округе

Бронзовый век в Приморье

Более 3 тысяч лет назад (конец II тыс. до. н. э.) в Приморье начинается новый культурно-исторический период – бронзовый век. Это наименее изученный период на территории Приморья.  Нередко для этого времени используют понятие «эпоха бронзы». Более всего археологических памятников этой эпохи обнаружено в Южном и Восточном Приморье, но распространены они по территории всего края. По ряду признаков эти памятники объединены в четыре археологические культуры (АК).

Однако, современная культурная систематизация памятников бронзового века не лишена противоречий. Не исключено, что в будущем нынешние археологические культуры будут пересмотрены.

 

Проблема выделения бронзового века

Вначале одни исследователи сопоставляли начальный этап процесса перехода от камня к металлу в Приморье с памятниками, керамические коллекции которых обнаруживают аналогии в андроновской АК бронзового века Сибири. Полученные недавно радиоуглеродные датировки ставят под сомнение этот момент. Они показывают, что андроновские аналогии существовали в Приморье в конце III тыс. до н.э. - сер. II тыс. до н.э., т.е. в период, когда самой андроновской АК еще не существовало.

Другие исследователи сопоставляют начальный этап освоения металла в Приморье с памятниками, в инвентаре которых впервые появляются каменные копии[1] бронзовых изделий, повторяющие сейминские или иньские оригиналы.

С одной стороны, материальная культура памятников с репликами наконечников копий и кинжалов явно демонстрирует более высокий уровень развития по сравнению с предшествующими неолитическими, и, кроме того, оставившее их население, безусловно, знало металл. С другой стороны, самого металла очень мало, отсутствует местная металлургия бронзы. В попытках решить эту дилемму археологи Приморья пришли к концепции так называемого специфичного бронзового века, или "бронзового века с оговорками", или "эпохи бронзы". Суть ее в том, что памятники с репликами являются, несомненно, памятниками бронзового века, хотя сам бронзовый век протекал в Приморье с заметным своеобразием. Нет ясности в отношении самих реплик. Они либо не датированы, либо относятся к раннему железному веку.

 

Маргаритовская культура

Люди, оставившие маргарúтовскую культуру, жили в Восточном Приморье в XV-X вв. до н. э. (вторая половина II тысячелетия до н.э.). Название культуре дал памятник, расположенный в приустьевой части реки Маргаритовки, на окраине современного поселка Моряк-Рыболов.

Археологами обнаружены их поселения Моряк-Рыболов, Пермское-2, гроты у Синих Скал, Ясная Поляна-3 и другие. Расположены вблизи бухты Ольга, Валентин, Киевка, на побережье бухт Евстафия и Моряк-Рыболов Они расположены южнее лидовской культуры, на востоке Приморья, в долинах рек Маргаритовка, Аввакумовка и Киевка.

Люди жили в четырёхугольных, углубленных в землю домах. Основа комплекса культуры в каменном инвентаре составляет сочетание ретушированных и шлифованных изделий, своеобразие которому придают орудия (наконечники копий и кинжалы), подражающие бронзовым. Для керамического комплекса характерны широкогорлые, слабопрофилированные сосуды с утолщенным в виде карнизика венчиком с различными оттисками, и посуда с лощеными стенками ярко малинового цвета. Особенность комплекса - изделия из бронзы: наконечник листовидного копья и бляшки плоско-конической формы, а также литейные двусоставные формы, предназначенные для отливки копий, бляшек, втульчатых двухлопастных наконечников стрел и рыболовных крючков. Оригинальную черту комплекса составляют предметы из светлого мягкого камня, по форме и размерам близкие к современным шашкам. 

Основными их занятиями были охота (предпочтение отдавалось копытным животным), рыболовством (чаще всего встречаются кости кеты, горбуши, краснопёрки, камбалы, трески и ряда других рыб), изготовление каменных и костяных орудий, керамической посуды. Появляется примитивное скотоводство, возможно, земледелие. Ряд продуктов по-прежнему поставляло лесное собирательство, в море собирали моллюсков. Особый интерес представляет форма для отливки бронзовых изделий.

Это одна из самых спорных культур. Выделена в 70-е годы ХХ в. В 80-е годы раскритикована и показано, что здесь смешаны зайсановские и иные комплексы. В 2000-х выделены пхусунские элементы, по которым стали выделять маргаритовскую культуру. До сих пор не определены конкретные границы культуры. Много споров о характерных признаках культуры. Во втором десятилетии ХХI в. вновь раскритикована за смесь неолитических приханскайских и пхусунских элементов и предложена новая культура – пхусунская.

 

Синегайская культура

Археологическая культура, существовавшая в Юго-Западном Приморье, получила название синегáйской, по наиболее раскопанному поселению этого времени Синий Гай (Черниговский район). Время существования культуры в пределах II тыс. до н.э.

Памятники этой культуры - Харинская, Рубиновка, Синий Гай - обнаружены вблизи оз. Ханка и в Южном Приморье. Причем Рубиновка расположена на низкой террасе, а Синий Гай и Харинская - на высоких, труднодоступных террасах.

Некоторые поселения укреплялись валами и рвами.

Синегайцы строили округлые и прямоугольные с округлыми углами жилища, углублённые в землю, отапливаемые очагом. В жилищах найдены каменные и костяные орудия труда, керамическая посуда, украшения, игрушки и другие вещи.

Для культуры в целом характерны шлифованные ножи, прямоугольные в сечении шлифованные топоры, неорнаментированные сосуды, многочисленные орудия из кости и рога. На поселении Синий Гай впервые в Приморье обнаружены бронзовые изделия - ножи и полушарные бляхи.

Уникальность данного памятника не только в нахождении изделий из бронзы, но и в серии вещей и объектов культового характера, помогающих представить мировоззрение древних. В числе наиболее интересных объектов возле одного из жилищ - захоронение свиньи в положении лежа на спине.

Кроме орудий труда и оружия получена коллекция украшений и игрушек.

Свинья занимала особое положение в культуре. На Синем Гае в каждом жилище под полом найдены челюсти свиней или керамические подвески в виде кабаньего клыка. Не исключено, что почитались барсук и изюбр, погребения которых также найдены на поселении.

Синегайцы занимались земледелием, скотоводством (основное внимание – свиноводство), рыболовством и охотой. Выращивали просо и разводили свиней. Люди почитали этих животных, известны их ритуальные погребения. В это время человек уже использовал календарь. Жизнь в те века не была спокойной: укреплённые поселения, доспехи из костяных пластин и разнообразное оружие отчётливо это подтверждают.

Не все учёные согласны с предложенным обликом АК. Материал Кировского не следует объединять в единую культуру с материалом Пади Харинской и Синего Гая. Есть гипотеза, что, все три памятника представляют разные археологические культуры.

 

Лидовская культура

Расположена на северо-востоке края. Датируется X-V вв. до н. э. Название получила по наиболее исследованному памятнику – Лидовка-1.

Впервые памятники лидовской культуры обнаружены и выделены на узкой прибрежной полосе Северо-Восточного Приморья, между поселками Терней и Ольга, в долине р. Самарги - Лидовка 1, Самарга 1, Благодатное 3 и др.). Поселения этой культуры неукреплённые, но часто занимают вершины сопок или поверхности мысов.

Кроме поселений, археологами найдено святилище лидовцев (Монастырка-2) в Дальнегорском районе.

Жилища прямоугольные, отапливались очагом. На поселениях найдены разнообразные каменные орудия труда, керамическая посуда (характерны амфоровидные сосуды), украшения, предметы неопределённого (культового?) назначения. Немало каменных изделий копируют бронзовые (реплики). Ретушированные орудия из кремнистых пород и халцедона.

Лидовцы освоили мотыжное земледелие, активно занимались охотой и рыболовством. Сети в то время плели из специально подготовленной крапивы. Немало времени эти люди отдавали лесному собирательству.

Памятники АК разделены на ряд групп.

Пхусунская группа. 15-14 вв. до н.э. Памятники – Монастырка-3  и Водораздельная. Культурным индикатором являются сосуды с непрофилированной прямой горловиной и орнаментированный широким валиком-карнизиком.

Тетюхинская группа. 11 в. до н.э. – 4 в. н.э. Памятники – Рудная Пристань, Суворово-6, Суворово-8, Водораздельная, Ветродуй. Индикаторы: арочный орнамент, венчик с плоским подлепом и приострённо-овальной кромкой; трапецевидные скребки с прямым рабочим краем и прямым основанием.

Ахобинская (лидовская) группа. 7 – 2 вв. до н.э. Памятники – Лидовка-1, Благодатное-3, Усть-Зеркальная-4, городище Мыс Страшный, ритуальный комплекс Монастырка-2. Основными признаками являются: 1)     антропоморфные фигурки, 2)     воротничковые венчики, оформленные перегибом венечной ленты, 3)     плавный переход дня в стенки, 4)     орнаментальное разнообразие керамики, 5)     «сетчатый» орнамент с различными вариантами исполнения, 6)     орнаментированный налепной валик-карнизик, особенно косыми насечками и вдавлениями, имитирующий перевитый шнур, 7)     шлифованные изделия в качестве нуклеусов для получения отщепов с гладкой поверхностью, 8)     шлифованные ножи со скошенным лезвием. 9)     плечиковые мотыги, 10) кометообразные скребки, 11) ретушированные ножи с выделенной рукоятью и дугообразным лезвием. 12) резаки – массивные треугольные отщепы с широким нижним рабочим краем, 13)ассиметричная заточка лезвий наконечников копий и стрел.

Куналейская группа. 5 в. до н.э. – 1 в. н.э. Памятники – Куналейское городище, Кузнецовское городище, укрепление Усть-Зеркальное, Зеркальное-Карьер. Основными признаками являются сосуды амфоровидной формы с г-образным венчиком и железные изделия. Преобладание выпуклого орнамента над врезным, налепные валики – основной элемент декора, специальное чернение поверхности сосудов, преобладание шлифованных изделий над ретушированными.

Группа хоть и относится к лидовской культуре, но это уже железный век.

 

Совместное существование различных групп памятников эпохи палеометалла подразумевает и этнокультурные контакты между их населением. Формы контактов могли быть различными: вооруженный конфликт, полная или частичная ассимиляция, мирное сосуществование и сложение новых этнических групп. Строительство городищ, например, свидетельствует о напряженной ситуации и возможном вооруженном конфликте. Сложение новых этнических групп документируется появлением синкретичных комплексов, примером чему являются лидовско-янковские комплексы куналейской группы. Мирное сосуществование прослеживается появлением в традиционных лидовских ансамблях импортных вещей или изделий, выполненных по новым образцам, например, чаша с овальным дном на поселении Благодатное-3, орнамент в виде налепной шишечки в материалах Круглой долины, Мыса Страшного, Ветродуя. Полной или частичной ассимиляцией лидовцев исследователи объясняли своеобразие некоторых янковских памятников восточного и юго-восточного Приморья. Перфорированная орнаментика венчиков, зафиксированная на двух поселениях лидовской культуры - Каменки и Ветродуй, позволяет говорить о том, что в конце I тыс. до н.э. — в начале I тыс. н.э. между носителями лидовской и самаргинской культур имел место достаточно близкий контакт, приведший в заимствованию данного декора.

 

Памятники северного Приморья

Распространена на севере Приморья в бассейне р.Большая Уссурка.

Памятники: Дальний Кут-15 и Шивелаза-1.

По мне нию Н. А. Клюева, основные признаки — развитая морфоструктура, тонкостенность, высокое качество обработки стенок, окрашивание и принципы орнаментации — находят аналогии в культурах палеометалла Приморья (лидовской и янковской культур, анучинской группы памятников) и Приамурья (урильской культуры). В работах по проблемам палеометалла Н. А. Клюев выделяет дальнекутскую (большеуссурскую) группу памятников, при этом подчёркивает, что обнаруженный археологический материал обладает достаточным своеобразием и демонстрирует типологически выдержанный археологический комплекс.

Другой точки зрения придерживается В. А. Лынша. Он не отрицает наличия в керамических комплексах памятников аналогий с другими культурами эпохи палеометалла Приморья, однако настаивает на выделении новой культуры и предлагает называть её дальнекутской.

Предварительно эти комплексы датируются первой половиной I тыс. до н.э., что подтверждает радиоуглеродная дата — 2570+115 (СОАН-4492) (калиброванная дата — 970 — 400 гг. до н.э.).

 

Памятники неопределённых культур

Не все обнаруженные памятники размещены в рамках выделенных АК. Одна группа памятников бронзового века была обнаружена в Западном Приморье (Ново-Георгиевка-3, Чернятино-3, Кроуновка-5, Кроуновка-21, Золотой Колос-1, Золотой Колос-14). Другие памятники обнаружены в южных и центральных (Анучино-5) районах края. В силу слабой изученности, культурная принадлежность их до сих пор не определена.

 

Альтернативная  точка  зрения

Анализ керамического материала позволяет иначе интерпретировать культурную принадлежность памятников бронзового века в Приморье (Яншина О.В.).

Выделяется два этапа.

1-й этап: всё II тысячелетие до н.э.

Памятники бывшей маргаритовской культуры являются самостоятельной группой памятников. Группа самостоятельная в культурном отношении. Они имеют неолитический облик. Признаков для отнесения этих памятников к бронзовому веку нет.

2-й этап: начинается на границе II и I тысячелетий до н.э. и заканчивается кроуновской АК.

Поселение Падь Харинская не имеет аналогов среди других памятников.

Поселение Кировский не имеет аналогов среди других памятников.

Памятники центрального Приморья объединены в анучинско-синегайскую группу.

Памятники северо-восточного Приморья, ранее относимые к лидовской культуре, объединены в лидовско-типевайскую группу. Группа самостоятельная в культурном отношении.

Памятники восточного Приморья, ранее относимые к лидовской культуре, объединены в суворовскую группу. Группа самостоятельная в культурном отношении.

К этому же этапу отнесены памятники янковской АК раннего железного века и ее континентального варианта.

Население этого этапа знало и использовало в своей трудовой практике металл - бронзу и железо - и представляло собой два возможно враждебных друг другу культурных мира. С одной стороны, представители традиции отощения керамики речным моллюском, знавшие видимо, только бронзу, с другой стороны, представители памятников, относимых в археологии Приморья к раннему железному веку.

Следует признать, что единственным понятием, которое соответствует эпохе раннего освоения металла в Приморье является, понятие палеометалла, как это предполагал Д.Л. Бродянский. Памятникам первого этапа трудно задать какую-то определенную позицию в рамках археологической периодизации. Возможно, если в будущем будет достоверно установлена хоть какая-то связь с культурами «бронзы» соседних регионов, они составят самый ранний этап палеометалла в Приморье, а до тех пор правильнее будет рассматривать их в рамках завершающих этапов неолита Приморья.

 

В целом, бронзовый век в Приморье - это время развития производящего хозяйства. На памятниках эпохи бронзы Приморья, как и на всем Дальнем Востоке, чаще находят не сами изделия из бронзы, а их имитации из камня. В этот период небольшие группы людей уже сменяются устойчивыми общинами численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

 

Бронзовый век на территории округа

Не смотря на то, что уссурийские древности исследуются очень давно, ещё в середине 90-х годов здесь небыло известно ни одного памятника бронзового века. Исследования последних лет позволили обнаружить следы эпохи у с. Кроуновка и в окрестностях крестьянского хозяйства «Золотой Колос», почти на всех проводились раскопки, позволившие получить информацию о той далёкой эпохе.

Одним из интереснейших поселений является Золотой Колос-1, защищённое валом и рвом. Это одно из самых древних укреплений в Приморье. Здесь обнаружены предметы вооружения, посуда, орудия труда. Такие же изделия раскопаны на поселении Золотой Колос-14. Оригинальный набор вещей раскопан на Золотом Колосе-12. Здесь на узком мысу выявлены каменные украшения и предметы неопределённого назначения. Отдельные находки собраны на памятнике Золотой Колос-11. На поселении Кроуновка-5 обнаружены посуда и склад заготовок для изготовления каменных орудий. Посуда, предметы вооружения, бытовая утварь раскопаны на поселении Кроуновка-21. Здесь же обнаружена небольшая бронзовая скобка, на данный момент это самое древнее металлическое изделие в Уссурийском округе.

Занятия этих людей были такими же, как и в других местностях в данное время. От охотников остались наконечники каменных стрел и копий. Туши животных разделывались ножами, шкуры обрабатывались скребками. Найдены предметы, необходимые для ткачества - пряслица. На всех памятниках изготовлялась керамическая посуда и каменные орудия труда. Использовали люди бронзовое оружие и ножи, которые хотя и не найдены, но обнаружены точильца для их заточки. Вероятно, наши земляки занимались земледелием, и хотя сами земледельческие орудия не обнаружены, но раскопан пест для обработки зерна.

Археологический материал уссурийских памятников имеет немало общего с находками на памятнике Синий Гай. Скорее всего, берега р. Раздольной и её притоков в бронзовом веке были заселены населением, родственным синегайцам.

В эту эпоху складываются устойчивые общины, объединявшие до нескольких тысяч человек. Постепенно усиливается власть старейшин. Общины на основе разных связей объединяются в племена, между которыми началась борьба за лидерство. Вероятно, эта борьба и заставила людей укреплять свои поселения, изобретать доспехи, защищавшие воинов в битвах. Существует гипотеза о том, что синегайцы были пришлым населением, вынужденным закрепляться на новых землях.

Бронзовый век – время знакомства человека с металлом, развития производящего хозяйства, совершенствования каменных орудий. Это также время, когда врагом человека, кроме животных, стал сам человек.

 


[1] Такие копии в археологии называются рéплики.

В статье использованы фотографии И.Слепцова

Hosted by uCoz