Бохайцы после
разгрома
Разгромленные бохайцы не смирились
со своим поражением. В разных местах бывшего королевства
вспыхивает одно восстание за другим. На покорённых землях кидани
в 926 г. создали государство Дундань, во главе которого стал
старший сын киданьского императора – Туюй. В состав Дунданя
вошли лишь некоторые земли Бохая. Туюй правил новым государством
не продолжительное время, а в 930 г. перебрался в Ляо, стремясь
не допустить своего брата на отцовский трон. Территория Приморья
в состав Дунданя не входила, но подчинялась Ляо.
Для разобщения бохайцев. Кидани
стали переселять их с покорённых земель в другие части
империи. Известно, что ляоский округ Канчжоу был учреждён
императором Ши-цзуном (947-951 гг.) из бохайцев, переселенных из
области Шуайбинь.
Бохайцы всячески стремились
восстановить свою независимость. Уже в 929 г. представители
королевского рода Да провозгласили государство Поздний Бохай. В
938 году знатный бохайский род Ле на территории нынешней
Северной Кореи провозглашает государство Динъань. Динъаню не
суждено было существовать долго независимым. Первый министр
Позднего Бохая, носивший фамилию У, покорил это государство и
стал, фактически, управлять двумя государствами. Он заново
отстраивает бывшую Верхнюю столицу Бохая. Поздний Бохай на
протяжении многих лет был в авангарде борьбы против киданей.
В
других местах бохайцы также старались восстановить свою
независимость. В хрониках упоминается государство
Северо-Западный Бохай. В последний раз бохайцы попытались
восстановить свою государственность в 1116 г., создав Великое
государство Бохай, но оно просуществовало лишь несколько месяцев.
Сопротивление киданям
Активная борьба против Ляо не
позволила киданям полностью покорить бохайцев. Даже созданный
захватчиками Дундань считался самостоятельным, но вассальным
государством. Правители Дунданя имели собственный девиз
правления, как и бохайские короли. В этом государстве активно
использовались бохайские чиновники. Всё это должно было
подорвать сопротивление бохайцев.
Поздний Бохай и Динъань первые
30-40 лет не вели активной борьбы против Ляо. Это был период
накопления сил, устанавливались отношения с соседями. В 975-987
годах бохайцы попытались отвоевать у киданей бывшую Восточную
столицу. Удачный поход против Ляо был совершён в 976 г. К этому
времени бохайцы пытаются договориться с чжурчжэнями о союзе.
Предвидя это, кидани в 982 г. ликвидировали Дундань, включив его
земли в состав империи.
Опасаясь усиления бохайцев,
кидани решили разгромить Динъань. В 983 г. они совершают удачный
поход против этого государства. Было много убитых, две тысячи
жителей бежали в Корею. Это была первая карательная экспедиция
против бохайцев. Кидани пытались завоевать Динъань, лишь горы,
недоступные коннице, спасли бохайцев от полного разгрома.
Понимая, что этими действиями не
сломить сопротивления бохайцев, кидани хорошо подготовили новую
карательную экспедицию против бохайцев и в 985-986 годах
разгромили Динъань. Спасшиеся бохайцы сумели заключить союз с
чжурчжэнями и китайцами и вновь начинают войну против Ляо. В
988-989 годах кидани отправляют третью карательную экспедицию в
земли Динъаня. Теперь шло поголовное истребление людей,
сжигались поселения, захватывались трофеи. В 990 г. кидани
организовывают ещё одну карательную экспедицию, которая
окончательно сломила сопротивление бохайцев. Кидани покоряют
северные земли Динъаня, корейская армия занимает южные земли.
После этого более столетия
бохайцы жили под властью киданей.
Следы времени в
округе
В Приморье следов пребывания
киданей не обнаружено. В это время, жившие здесь бохайцы,
сохранили относительную независимость, но платили киданям дань,
которую посылали не регулярно.
Поселения с материалом
X-XI
вв. обнаружены у с.Загородного, здесь обнаружено крупное
поселение, возникшее ещё в бохайское время и продолжало
существовать после гибели этого государства. Подобные поселения
обнаружены в окрестностях с.Кроуновка – Абрикосовское и
Павлиновка-1, между сёлами Корсаковка и Борисовка –
Корсаковка-5. Продолжало в это время
существовать и поселение Утёсное-4. Находки этого времени
встречены на Южно-Уссурийском городище. Не
исключено, что позднее чжурчжэни построили свой город на
постбохайском (раннечжурчжэньском) поселении.
Хозяйство и быт оставались у
бохайцев прежними, лишь монеты и изменения в орнаментах на
черепице позволяют отличать поселения этого времени от других
времён.
|