Древности Уссурийского городского округа

 

клуб

карта сайта

палеолит

неолит

бронзовый век

ранний железный век

ранний железный век (продолжение)

развитый железный век

культура и контакты первобытных людей

мохэ

история Бохая

государство и общество бохайцев

хозяйство и быт бохайцев

культура и контакты бохайцев

бохайцы после Бохая

ранние чжурчжэни

история Золотой империи

поселения и быт чжурчжэней

сельское хозяйство и промыслы чжурчжэней

ремёсла чжурчжэней

искусство и наука чжурчжэней

образование, религия, обычаи чжурчжэней

общество и государство чжурчжэней

чжурчжэньская армия

Восточное Ся

средневековый Уссурийск

события XIII-XVII веков

исследователи округа

археологическое наследие

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

Образование, религия, обычаи чжурчжэней

 

 

Образование

В начале существования Золотой империи просвещение ещё не приобрело государственного значения. В ходе войны с киданями чжурчжэни пользовались любыми способами, чтобы заполучить киданьских и китайских учителей. Известный китайский просветитель Хун Хао, проведя в плену 19 лет, был воспитателем и учителем в знатной чжурчжэньской семье в Пятиградье[1]. Потребность в грамотных чиновниках заставило правительство заниматься вопросами образования. На чиновничьих экзаменах сдавалась поэзия. К экзаменам допускались все желающие мужчины (даже сыновья рабов), кроме рабов, императорских ремесленников, актёров и музыкантов. Для увеличения числа чжурчжэней в администрациях, чжурчжэни сдавали менее сложный экзамен, чем китайцы.

В 1151 г. был открыт Государственный университет. Здесь работали два профессора, два преподавателя и четыре ассистента, позднее университет укрупнился. Высшие учебные заведения стали создаваться отдельно для китайцев и чжурчжэней. В 1164 г. начали создавать Государственный институт для чжурчжэней, расчитаный на три тысячи студентов. Уже в 1169 г. было выпущено первых сто студентов. К 1173 г. институт начал работать на полную мощность. В 1166 г. был открыт институт для китайцев, в котором обучалось 400 студентов. Обучение в университете и институтах носило гуманитарный уклон. Основное внимание уделялось изучению истории, философии и литературы.

Во время правления Улу в областных городах стали открываться училища, с 1173 г. – чжурчжэньские, всего 16, а с 1176 г. – китайские. В училище принимали после сдачи экзаменов по рекомендациям. Учащиеся жили на полном обеспечении. В каждом училище обучалось, в среднем, 120 человек. Имелось такое училище и в Сюйпине. Небольшие училища открывались в центрах округов, в них обучалось 20-30 человек.

Кроме высшего (университет, институт) и среднего (училища) существовало начальное образование, о котором известно мало. Во время правления Улу и Мадагэ развивались городские и сельские школы.

Большое количество учебников печатал университет. Известно даже пособие, служившее шпаргалками.

Система набора учеников была ступенчатой и сословной. На определённое количество мест сначала набирались знатные дети, затем менее знатные и т.д., если оставались места, могли набрать детей простолюдинов.

С 60-х годов XII в. образование становится важнейшей заботой государства. Когда в 1216 г., во время войны с монголами, чиновники предложили снять студентов с довольствия, император жёстко отверг эту идею. После войн в первую очередь восстанавливались школы.

Однозначно можно утверждать, что чжурчжэньская знать была грамотной. Надписи на керамической посуде позволяют говорить, что грамотность была распространена и среди простого народа.

Религии

 

Первобытная религия ранних чжурчжэней сочетала в себе элементы анимизма, магии, культу природы и предков. Существенное место занимало поклонение Небу, Солнцу, Земле, Воде, Лесу. В жертву приносили белых собак и свиней. Считалось, что соколиные перья обладают магической силой. Известны культу коней, матери и змеи.

Оригинальнейшей чертой чжурчжэньской жизни было шаманство. Чжурчжэни верили, что весь мир населён добрыми и злыми духами. Задобрить духов могли специальные люди – шаманы, у чжурчжэней ими были мужчины и женщины. Они умели гадать о новорожденных, знали различные заклинания, лечили.

Буддизм до образования империи только начал проникать к чжурчжэням от киданей, корейцев и китайцев.

Религиозная жизнь в Золотой империи оказалась не похожей на прежнюю. Шаманизм оставался центральной религией чжурчжэней. Общий смысл его таков: наверху находится Небо – защитник людей и земли. От него зависит судьба и процветание мира. Здесь обитают многие духи. Души людей бессмертны и после смерти они оберегают своих потомков, поэтому духам предков поклоняются и через них ищут милость Неба. Небо – это природа, вселенная. Под влиянием китайцев. У чжурчжэней появился повелитель Неба – Шан-ди – Верховное божество.

Культы Неба (Горы), Тайги (Земли), Воды свойственны всем тунгусо-маньчжурским народам. Поклонение этим духам было слабее, чем Небу. У чжурчжэней были священные горы Чанбошань, священная река Сунгари и священная роща Хуголинь. Имелось огромное количество мелких духов, которые не обделялись вниманием верующих.

Особое место отводилось духам предков. По важности этот обряд уступал только поклонению Небу. Чтобы уменьшить зловредное влияние этих духов, могли даже приноситься человеческие жертвы, такие факты были известны во время войны с монголами.

Шаманские атрибуты часто находят археологи в различных уголках края. Каменая личина со схематичным прочерченным изображением человека найдена у с.Алексее-Никольск.

В XII в. в чжурчжэньское общество активно вливается конфуцианство, буддизм, даосизм. Конфуцианство, как и шаманизм, имело источником первобытную религию, поэтому было понятно чжурчжэням. Во время войны с Китаем, чжурчжэньский полководец Ваньянь Няньхань не позволил китайцам осквернить могилу Конфуция. Чжурчжэней интересовали религиозно-нравственные нормы Конфуцианства. Один из потомков Конфуция был приближенным императора Хэла. Во всех городах были  [2]храмы или кумирни Конфуция. Император Улу являлся сторонником традиционного конфуцианства, изгнал из храмов неоконфуцианцев, эта секта отрицательно относилась к буддизму и даосизму, настраивала китайцев против других национальностей страны.

Чжурчжэни с буддизмом были хорошо знакомы ещё до создания империи. Первые императоры к этой религии относились благожелательно. Уцимай строил новые храмы. Китайский просветитель Хун Хао, живший в 30-х годах XII в. в плену в Приморье, свидетельствовал об усердном поклонении здесь Будде. При Дигунае положение изменилось. Он запретил многие чжурчжэньские праздники.

В Золотой империи развивалось несколько направлений буддизма. Если в первое время наиболее активной была секта «Цзинту», то затем усиливаются секты «Чань»[3] и «Хуаянь», последняя стремилась объединить все религии страны. Активно издавалась буддийская литература. Буддийские монастыри появились на самом востоке империи – в Приморье. Здесь останками крупного монастыря является Николаевское городище в Партизанском районе. Буддийский храм известен в окрестностях Доброполья. Буддийская атрибутика обнаужена при раскопках Краснояровского городища, в том числе культовый жезл - ваджра.

Большим влиянием пользовался даосизм. В империи было много храмов и организаций даосов. Активно действовали несколько сект, из которых «Цюаньчжэньцяо» распространилась до Восточного моря. Здесь были свои монахи и миссионеры, изучалось священное учение о «пути», проводились медитации, почитались родители и государь. Исходя из первобытной религии, даосы объединили в своём учении конфуцианство, буддизм и шаманизм.

Государство чётко контролировало религиозные организации. Но в целом правительство проводило веротерпимую политику.

Обычаи

Обычаев у чжурчжэней было много. Часть их относилась к сфере производства. Известен «пир первой рыбы» и «пир первого гуся» – рыболовная и охотничья традиции, отмечавшие начало промыслового сезона. Большое внимание уделялось спортивным развлечениям – стрельбе из лука с коня, конное поло, в которое играли на одни или двое ворот.

Широко распространены были сельские праздники-гульбища. Народные гуляния сопровождались музыкой, пением, танцами. Удивление вызывало у соседей право «свободной кражи». В ночь на 15 день первого месяца можно было всё брать безнаказанно. Хозяин украденного в трёхдневный срок мог выкупить украденное. Часто в этот день крали невест.

После создания империи стали появляться новые обычаи. Одним из них стало празднование дня рождения, распространилась игра в шахматы. Шахматные фигурки обнаружены при раскопках в разных частях Приморья, в том числе на Южно-Уссурийском городище в районе ул. Лермонтова. Постепенно в чжурчжэньскую среду влилось настолько много китайских обычаев, что во время правления Улу проводилась работа по их искоренению.

Годовые праздники чжурчжэней известны частично. Новый год отмечался по лунно-солнечному календарю[4]. Во второй день второго месяца отмечался день рождения божества Тудишэня – плодоносящей земли (начало весны). В этот день знак изгнания зимы разбивалось глиняное изображение коровы. На 106 день после зимнего солнцестояния отмечался праздник холодной пищи, когда трое суток запрещалось разводить огонь. В конце второго – начале третьего месяца отмечался праздник чистоты и ясности. В этот день устраивались особые моления духам предков, а император – верховный жрец государства – проводил плугом первую борозду, после чего в стране начиналась пахота и сев. В пятый день пятого месяца отмечалось начало лета – очень почитаемый праздник. В седьмой день седьмого месяца отмечался праздник мастерства, когда просили духов об успехах в разных ремёслах и браке. 15 числа седьмого месяца отмечался праздник прощения грехов. Праздник середины осени (урожая) отмечали в 15 день восьмого месяца. Девятого числа девятого месяца отмечался праздник поздней осени (праздник хризантем). Это был очень почитаемый праздник, народ уходил в горы, молил духов о различных успехах, устраивали пиршество. В начале двенадцатого месяца отмечался день зимнего солнцестояния.

Для аристократии существовали государственные и придворные праздничные церемонии, связанные с днём рождения государя, продвижения по службе, присвоения посмертного титула и т.п.

Во второй половине XII в. правительство проводило большие мероприятия по сохранению чжурчжэньских обычаев, всей культуры. Эти действия дали положительные результаты, о вторжение монголов всё изменило. В Золотой империи образовалось сложное переплетение разнородных обычаев. Чжурчжэни не навязывали свои обычаи покорённым народам, кроме одежды и причёски.


[1] Пятиградье часто встречается в летописях. Учёные считают, что это место располагается в Приморье, но где именно – не ясно. Есть мнение, что Пятиградье – это современный Уссурийск.

[2] Надо полагать, такой храм был и в Сюйпине.

[3] До сих пор существует в Китае.

[4] Как в наше время в Китае.

Hosted by uCoz