Древности Уссурийского городского округа

 

клуб

карта сайта

палеолит

неолит

бронзовый век

ранний железный век

ранний железный век (продолжение)

развитый железный век

культура и контакты первобытных людей

мохэ

история Бохая

государство и общество бохайцев

хозяйство и быт бохайцев

культура и контакты бохайцев

бохайцы после Бохая

ранние чжурчжэни

история Золотой империи

поселения и быт чжурчжэней

сельское хозяйство и промыслы чжурчжэней

ремёсла чжурчжэней

искусство и наука чжурчжэней

образование, религия, обычаи чжурчжэней

общество и государство чжурчжэней

чжурчжэньская армия

Восточное Ся

средневековый Уссурийск

события XIII-XVII веков

исследователи округа

археологическое наследие

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

События на Суйфуне в конце XI - начале XII вв.

 

 

Мне тоже, знаете, ничего не довелось
встретить об этих, как вы сказали?
- Чжурчжэнях. Это был многочисленный и
сильный народ, значительно опередивший
в своём развитии жителей центрально-
азиатских степей….

В. Чивилихин. "Память".



Роман-эссе "Память", написанный Владимиром Чивилихиным в 70-80-е годы ХХ века, впервые познакомил многочисленную читательскую (не научную) аудиторию Советского Союза с загадочным дальневосточным народом. Но для жителей Уссурийска название этого народа становится знакомым с самых ранних лет, когда родители проводят ребёнка мимо впечатляющей гранитной черепахи в парке у Дома офицеров. Для этого средневекового народа Суйфун был таким же родным, как и для нас сегодня Раздольная.

Само название чжурчжэни появляется в начале Х в., но имеются спорные данные о появлении названия на рубеже VI-VII веков. Слово означало "непокорный народ". Среди историков нет единого мнения о происхождении названия. Одни считают его самоназванием, другие - названием, данным соседями. В Китае этот народ известен под именем нюйчжи.

В XI в. начинает формироваться коалиция чжурчжэньских племён вокруг рода ваньянь. Существует чжурчжэньская легенда о трёх братьях. Суть её сводится к тому, что в южных чжурчжэньских землях (на территории современной Северной Кореи) жили три брата - Агунай, Ханьпу и Баохоли. Однажды Ханьпу предложил братьям переселиться в другое место. Агунай, ссылаясь на возраст и нежелание уходить от буддийских храмов, остался жить на месте. Ханьпу с Баохоли ушли в Маньчжурию, и среднему брату понравилась местность, в которой проживал род ваньянь. Баохоли пошёл дальше и добрался до местности Елань, в которой и остался жить. Сегодня с Еланью отождествляют юго-восточное Приморье. Позднее потомки братьев стали влиятельными вождями в своих местностях и объединились во время создания чжурчжэньской империи. Средневековая история Суйфуна (Раздольной) неоднократно пересекалась с этой легендой.

В начале XI в. вождь чжурчжэньского рода ваньянь (ставшим императорским через столетие) Шилу начал вводить среди чжурчжэней "законы и распоряжения" вместо обычаев. Данная реформа вызывала протест даже среди его родственников, не говоря о более дальних племенах. Наиболее мощное сопротивление нововведениям оказали восточные племена, для усмирения которых Шилу совершил длительный и тяжёлый поход на восток и, как сообщает летопись, "посетил местности Субинь и Елань" (Ларичев 1998, с.67).

Местность Субинь - это бассейн Суйфуна. Суйфунские и еланьские племена стали базой борьбы против политики вождей ваньянь. Предположительно этот поход был совершён между 1010-м и 1021 годами, т.е. между конфликтом киданей и корёсцев за обладание чжурчжэньскими землями на Ялу (современная граница Китая и Кореи) и смертью Шилу. Разобщённость вождей позволила Шилу покорить Суйфун.

Сын Шилу - Угунай (1021-1074) вёл с восточными племенами более гибкую политику. Он наладил регулярные связи с родственными еланьскими ваньянь, путь к которым лежал через современный Уссурийск. Установление союза между ваньяньскими племенами оказалось роковым для Суйфуна. Связи ещё более укрепились во времена правления Хэлибо (1074-1092). С самого начала правления 19-летнего Хэлибо против его власти восстал родственник Бахэй, которого поддержали племена Приморья. Разгорелась ожесточенная война. Объединённые приморские племена напали на еланьских ваньянь, но еланьский вождь Шитумэнь - потомок Баохоли с 5-тысячным отрядом сумел разгромить эту коалицию (Ларичев 1998, с.70).

В годы правления Ингэ (1094-1103) центр борьбы против возвышающихся ваньянь вновь переместился в Приморье. В первый год его правления на Суйфуне произошли беспорядки, вызванные вождём племени вачжунь Хайгэанем. Хайгэань подчинил своей власти Суйфун, совершил удачный поход на Туманган и затем вторгся в земли племени хэшиле, с которыми ваньянь имели родственные связи. Недовольные действиями Хайгэаня, суйфунские племена попросили помощи у Ингэ и тот послал на Суйфун вождя хэшиле Нагэньнэ. Но, прибыв на место, Нагэньнэ превысил свои полномочия и самовольно начал вербовать людей в солдаты, что вызвало новый взрыв возмущения. Тогда он силой подчинил суйфунские племена. После этого взялся за покорение племён в Хэлани, юго-западной соседней местности. Хэланьские и суйфунские вожди отправили к Ингэ послов с жалобами на творимую несправедливость. В ответ были направлены военачальники Васай и Еха "рассмотреть жалобы".

Итак, к 1094 г. сильнейшим на Суйфуне становится племя вачжунь, проживавшее в среднем течении реки, как и племя чжидэ.

На среднем Суйфуне наибольшим экономическим потенциалом обладали земли в непосредственных окрестностях Уссурийска, это наиболее благоприятные земли на всём Суйфуне. Здесь обширная долина с плодородными землями, позволявшими успешно развиваться земледелию, и обширные остепнённые надпойменные террасы Суйфуна и междуречья, а также относительно ровная луговая поверхность плато, которые позволяли активно развиваться скотоводству. В отличие от других местностей Суйфуна, здесь в наименьшей степени конкурировали земледелие и скотоводство, гармонично дополняя друг друга. Вероятно, поэтому ещё с бохайских времён здесь разводились лучшие лошади. Племена с более мощной экономической основой усиливались быстрее прочих. Учитывая экономический потенциал местности и летописные сведения, более вероятно допущение заселения Уссурийска и его округи племенем вачжунь. Однако политические реалии могли разложить силы иначе, усилив племя с менее сильной экономической базой. Поэтому вопрос о племенной принадлежности уссурийской земли на рубеже XI-XII веков остаётся открытым. Несомненно, что обоим племенам район современного Уссурийска был хорошо знаком.

Покорив Суйфун, для Хайгэаня более удобным явилось бы удержание в своих руках самой крупной крепости. Крупнейшими крепостями, сохранившимися с бохайского времени, были городище Дачэнцзы (расположено на окраине Дуннина, недалеко от русско-китайской границы) и Южно-Уссурийское городище. Обе крепости с двух сторон ограничивают средний Суйфун. Имея более удобную долину, Южно-Уссурийское городище гораздо лучше было обеспечено людскими и прочими ресурсами. Это самая комфортная на Суйфуне территория, что привлекало сюда многих, и поэтому местность контролировалась сильнейшим сообществом.

Помощи у Ингэ, скорее всего, запросили западно-суйфунские вожди, чьим послам не приходилось двигаться через племенные земли Хайгэаня. Нагэньне для наведения порядка должен был прибыть именно на земли вачжунь. Только подчинив это племя можно было предпринимать действия для покорения всего Суйфуна. От имени центральной власти Нагэньнэ занялся решением собственных проблем, в первую очередь, расширением своих племенных владений. Поэтому Ингэ отправил военачальников Васая и Еха "рассмотреть жалобы".

Васай и Еха приказали Нагэньнэ отвести войска к западу от Суйфуна, но тот ослушался и занял земли до крепости Умай на востоке от Суйфуна. Вскоре повинился, но компенсацию платить отказался. Из-за этого Нагэньнэ был лишён полномочий представителя центральной власти на Суйфуне. После ряда сражений строптивый вождь погиб, и Васаю удалось подчинить примкнувшие к Нагэньнэ суйфунские племена (Ларичев 1998, с.72).

Приказ посланников Ингэ требовал выхода Нагэньнэ с суйфунских земель к центральным ваньяньским землям. Эта ситуация была невыгодна для последнего, и он уходит на восток. Решение спорное. Восточнее Суйфуна расположены бассейны рек Илистой и Артёмовки, ещё дальше - бассейны Арсеньевки и Партизанской. С последней обычно связываются владения еланьских ваньянь, и это делало переход сюда бессмысленным. На Артёмовке известно только одно городище, возведённое после описываемых событий. На Илистой расположены четыре бохайских городища и одно на перевале Пржевальского на водоразделе с Артёмовкой. Возможно, какое-то из них и являлось крепостью Умай. Переход вождя хэшиле на восток, ближе к еланьским ваньянь, выглядит менее логичным, чем выход на север. Какие-то неопределённые обстоятельства закрывали путь на север для Нагэньнэ.

Ни Хайгэань, ни Нагэньнэ не смогли объединить вокруг себя все восточные племена. Отметим, что зона деятельности суйфунских вождей была довольно обширной. Хайгэань и Нагэньнэ совершают рейды на Туманган, а это 250-300 км от территории вачжунь. Оба вождя, создавая своё объединение племён, основное внимание уделяли двум местностям - Суйфуну и Хэлани. Что-то отталкивало их от северных окрестностей - центральной долины Илистой и Приханкайской низменности - более близких земель, чем Туманган.

После рейда Васая на восточные земли были распространены законы племени ваньянь, в том числе назначение вождей, что вызвало единодушное недовольство суйфунских вождей. Во главе союза племён Хэлани и Суйфуна стал новый вождь племени хэшиле - Асу. В состав коалиции Асу суйфунские племена вошли под руководством Дигудэя и Дунэня - сына Нагэньнэ. В 1096 г. Люкэ, вождь племени угулунь, вместе с Дунэнем напал на племя вачжунь. Так на Суйфуне началось хорошо организованное, с чёткой программой и целью, восстание против гегемонии ваньянь (Ларичев 1998, с.72).

Возникает вопрос, почему первый удар был нанесён по вачжунь? Ещё два года назад оно было главным врагом ваньянь и вдруг антиваньяньская коалиция начинает войну нападением на это племя. Надо полагать, деятельность Васая, в первую очередь, была направлена против среднего Суйфуна. Покорив вачжунь, с их самыми удобными землями, можно было заниматься другими территориями. Для контролирования местности необходимо было навязать свою власть доминирующей части населения. На Суйфуне наибольшей демографической ёмкостью обладают окрестности Уссурийска, что подтверждается не только теоретическими расчётами, но и наибольшей концентрацией археологических памятников. На некоторых из них производились раскопки, подтвердившие существование поселений в это время. Останками одной из крупнейших деревень является селище Утёсное-4.

Вероятно, для управления племенем центральной властью был назначен управитель, проводивший прованьяньскую политику. Удар по вачжунь должен был освободить племя от ваньяньской зависимости и значительно усилить ресурсы восставших.

Племя угулунь проживало на нижнем Суйфуне и территории современного Хасанского района. Поэтому один удар по вачжунь был направлен с юга. Направление, с которого действовал Дунэнь, в хрониках не отражено. Суйфунские племена возглавляли два человека, наиболее авторитетные вожди, обладавшие наибольшими ресурсами. Второй комфортной местностью на Суйфуне являются окрестности г. Дуннина, в которых расположено городище Дачэнцзы. К уровню третьей комфортности можно отнести участки суйфунской долины между Уссурийском и Дуннином (Октябрьский район), бассейны рек Борисовки, Гранитной и самых крупных притоков. Вероятнее всего, второй удар по вачжунь был нанесён с запада.

Всего к Асу примкнуло 35 племён, в том числе четырнадцать суйфунских. На стороне ваньянь было 12 племён. Люкэ и Дунэнь заявили о предстоящей победе, что не было пустой угрозой. Ваньяньские племена начали ответное наступление. Ингэ с запада, а Шитумэнь с востока воевали с коалицией. Во главе одного из ваньяньских войск стоял племянник Ингэ - Сагай, который в первую очередь осадил ставку Дунэня. Асу старался выйти на помощь, но попал под удар другого войска во главе с Ингэ. Крепость Дунэня вскоре пала, но сам он бежал. Против суйфунских дружин Дигудэя действовал Шитумэнь. После первых поражений действия восставшей коалиции активизировались. Но затем внутренние трудности привели к расколу. На сторону Сагая перешёл сосед Дунэня Елэ - вождь племени цянь. Соседи Асу на Тумангане также переходили на сторону Ингэ (Ларичев 1998, с.73). Коалиция была вынуждена вести борьбу не только с внешними, но и с внутренними врагами, что значительно её ослабляло. Учитывая расположение земель Шитумэня, можем считать, что Дигудэй управлял восточной окраиной суйфунских земель, где крупнейшими долинами обладают Раковка и Комаровка. Вероятно, здесь и началась война этих вождей. Средневековые хроники нередко упоминают о проживании вождей в крепостях (чэн), обычно называемые по имени вождя. Вряд ли Дигудэй был исключением. В этом случае в бассейне р. Раковки или Комаровки должна находиться его резиденция - крепость Дигудэйчэн. В указанной местности археологические разведки проводились выборочно и сегодня не известно ни одного городища.

У ваньянь также силы были на исходе. На помощь войскам был отправлен последний резерв - 40 человек под командованием Агуды - к Сагаю и ещё 40 человек к Маньдухэ, помощнику Шитумэня.

В один из переломных моментов Дунэнь неправильно рассчитал свои силы и вместо помощи Люкэ напал на Маньдухэ. Последнего поддержал Шитумэнь и Дунэнь попал в плен, но не был казнён, как другие суйфунские вожди. Суйфунская группировка восставших оказалась полностью разгромленной. Усмирение Суйфуна сыграло решающую роль в подавлении восстания. Объединённые силы чжурчжэней под руководством Агуды постепенно ликвидировали оставшихся восставших. Продолжал обороняться лишь Асу. Вскоре разгромленный Асу бежал к киданям, но в 1102 г. предпринял неудачную попытку организации нового восстания в Хэлани и на Суйфуне.

Хотя приморские племена находились в тяжёлом положении, Ингэ не стал менять здесь систему управления из-за мощного протеста.

Асу проживал на пограничных с Корё землях и поэтому между ваньянь и корёсцами возник конфликт. Корёсцев не удовлетворяло появление сильного соперника на севере. Вероятно, у восточных племён было неспокойно и в 1103 г., когда ваньяньский военный отряд под командованием Шидихуаня отправился "убеждать" эти племена. Подойдя к реке Фоне, предположительно в бассейне Суйфуна, ему пришлось вступить в борьбу с семью мятежными городами. Корёсцы ещё не были готовы к войне и поэтому решили заступиться дипломатическими мерами. Но вскоре, захватив чжурчжэньского посла, развязали войну, которая велась с переменным успехом. Однако они были побеждены и всё вернули чжурчжэням (Ларичев 1998, с.77).

В первые годы правления Уясу (1103-1113), сменившего Ингэ, летопись сообщала, что народ Суйфуна не слушается приказаний. Видя, что племена соседней Хэлани при помощи Корё освободились от влияния Уясу, суйфунские вожди также надеялись на поддержку корёсцев.

В ответ на беспорядки Уясу направляет Вада, Васая и Валу, управляющих территорией Суйфуна, наставить восставших. Суйфунским вождям было приказано собраться на совет, но пришли не все. Вождь племени ханьго Вахо отказался прибыть на этот совет, а прибывшие вожди племен вачжунь и чжидэ - сбежали. Посланные вдогонку войска сначала усмирили вачжунь и чжидэ, а после осадили Вахо, которому пришлось сдаться (Ларичев 1998 с.79). Племя ханьго проживало на нижнем Суйфуне и в ходе войн могло пострадать меньше. У Вахо, вероятно, осталось достаточно ресурсов, позволявших ему проводить самостоятельную политику. Среднесуйфунские вачжунь и чжидэ хотя и были обескровлены, но предприняли попытку сопротивления.

Несмотря на усмирение восточных племён, корёсцы не собирались терять здесь своё влияние. Более того, для Корё представлялся шанс выхода в большую политику. При ослабленном Ляо и разгроме чжурчжэней Корё могло стать гегемоном в этой части Восточной Азии. В 1107 г. 170-тысячная корёская армия пятью корпусами вышла на север. В пожаре войны оказались Хэлань, а затем и Суйфун. Морские десанты были высажены на приморское побережье. Войска Уясу не смогли сдержать натиск.

Захваченные земли корёсцы начали усиленно укреплять, сооружая оборонные валы и заставы, запиравшие горные проходы. В Хэлани и Приморье были возведены девять крепостей. Шесть из них были крупными, типа областных центров, а три - малые, типа застав. Вытеснив местных жителей, на захваченные земли были переселены корейские крестьяне, которые занялись их обработкой. Быстрый захват Приморья был обусловлен не только силой корёской армии, но и позицией местных племён.

На р. Грязной, самом нижнем притоке Суйфуна, между сёлами Кравцовка и Гусевка долина перекрыта валом и небольшим  Гусевским городищем. Фортификация этого памятника указывает на его возведение в чжурчжэньское время. Здесь практически не выражен культурный слой, строители подготовили площадки лишь для трёх жилищ, хотя территория городища позволяет разместить более полусотни жилищ. Вал городища насыпан из камней без следов какой-либо кладки. Всё это говорит о быстром возведении и очень кратковременном существовании памятника. На территории Уссурийского городского округа такие оборонительные комплексы не выявлены.

Чжурчжэни долго сомневались по поводу войны с Корё, опасаясь удара киданей в тыл. В конце концов, в 1109 г. Васай десятью отрядами начал наступление на Хэлань и Приморье. Активные военные действия велись на Арсеньевке и Уссури. Корёсцы потерпели поражение, но летом вернулись снова. Началась ожесточённая война. Напротив новых крепостей чжурчжэни возвели свои. Осенью корёсцы запросили мира. По его условиям были ликвидированы возведённые крепости. Суйфун и Елань снова стали чжурчжэньскими землями (Ларичев 1998, с.80). Полтора десятилетия Суйфун находился в состоянии войны. Междоусобицы, оккупация и освободительная война значительно подорвали процветание этой земли. Возможно, поэтому уссурийские окрестности к началу второй декады XII в. уже не представляли опасности для ваньянь. Это было время, когда суйфунские племена имели шанс значительно изменить историю Восточной Азии и повлиять на мировую историю. Местность оказалась в горниле событий, решавших судьбу чжурчжэней.

Далее Суйфун не отмечается в летописях на протяжении ряда лет. Агуда, провозгласивший в 1115 г. создание Золотой империи чжурчжэней, последним своим требованием к киданям выдвинул возвращение Асу (Е Лун-ли 1979, с.194), всё ещё опасаясь, что тот мог взбунтовать усмирённые земли. Молодому чжурчжэньскому государству, планировавшему войну со своим заклятым врагом - киданьской империей Ляо, - военные действия в тылу явились бы смертельным ударом в спину.

Для снижения опасности нового восстания в Приморье в 1124 г. из Елани на Суйфун переселился мэнъань (тысяча воинов со своими семьями и тыловой службой) Эсыкуя (Артемьева, Ивлиев 2000, с.171). Эсыкуй (Ваньянь Чжун) имел прекрасный опыт борьбы с сепаратистами. Именно он возглавлял операцию против бохайцев. Воодушевлённые победами Агуды над киданями, бохайцы в 1116 г. в своей бывшей Верхней столице поднимают успешное восстание и провозглашают возрождение страны, которую назвали Великое государство Бохай. Заявив о поддержке чжурчжэней, они вскоре поставили вопрос о главенстве в антикиданьской борьбе, а затем вышли из союза. Чтобы не снимать силы с фронта, чжурчжэни создали специальное войско под командованием Эсыкуя, которое быстро уничтожило последнее бохайское государство, не просуществовавшее и года.

Пятнадцать лет, прошедшие после снятия с Суйфуна корёской оккупации и переселения мэнъаня Эсыкуя, не слишком большой срок для того, чтобы прежние участники выступлений против ваньянь забыли о былой свободе и обидах, которые ваньяньцы не могли не нанести побеждённым. Переселение не должно было ослабить еланьских ваньянь в самой Елани и, надо полагать, там остались достаточные силы. С другой стороны, Суйфун мог быть настолько ослаблен, что хватило лишь одного мэнъаня для поддержания порядка.

Прибыв на Суйфун, перед Эсыкуем стояла проблема выбора места под поселение. Поскольку окрестности современного Уссурийска являются самой благоприятной для средневекового хозяйства местностью на Суйфуне, мэнъань должен был обосноваться здесь. Тем более, что Эсыкуй переселился сюда на правах хозяина, поэтому менее удобные земли его не устраивали. Здесь уже проживало местное население, оплотом которых являлся город, останки которого известны как Южно-Уссурийское городище. Выселение из города местных жителей привело бы к серьёзному конфликту. Поэтому Эсыкуй возводит свой город или использует бывшую корёскую крепость. В отношении корёской крепости совершенно не ясно, что означало их разрушение. Здесь очень широкие вариации от полного сравнивания с землёй до частичной ликвидации наиболее важных конструкций.

Новая крепость (Западно-Уссурийское городище), расположенная в 2 км западнее, могла непосредственно контролировать старый город.

На основе этих крепостей и вырастает новый город Сюйпин (китайское написание чжурчжэньской транскрипции слова Шуайбинь). По сути - это был город, в котором имелся "старый кремль (крепость)" и "новый кремль". Сюйпин - это не только крепости, под городом следует понимать весь населённый пункт, примерные контуры которого были определены ещё А.З. Фёдоровым (Фёдоров, 1916). В рамках современного города границы Сюйпина проходили примерно по р. Раковке - Солдатскому озеру - р. Славянке - району комбайноремонтного завода - району АЗС на Новоникольском шоссе - склону Илюшкиной сопки - району ул. Пологой до р. Раковки.

Уточнение границ средневекового города - дело будущего. Примерные его контуры в последнее десятилетие ограничены исследованиями клуба юных археологов "Резерв". Сегодня уже однозначно можно утверждать, что окрестности Доброполья, Пригородного, Загородного и Тимирязевского - это средневековый пригород, так же, как и Хенина сопка. Для более точного определения этих границ необходимо обследование левобережья Раковки на Междуречье и Слободе, а также участка между 5-м км и Пологой.

Власть над Суйфуном и Еланью, как и остальной частью Приморья, вошедшей в состав губернии Сюйпин (Суйпин, Субинь и другие варианты), оказалась сосредоточенной в руках Эсыкуя. Власть над столь обширной территорией Эсыкуй мог получить в силу личных качеств. После его смерти в 1148 г. механизм управления, вероятно, был настолько отлажен, что отпала необходимость его смены. В состав губернии входил не только весь бассейн Суйфуна, но и почти всё Приморье до Имана и Ольги, а номинально ещё дальше.

Поскольку Эсыкуй принадлежал к царской фамилии и перед отчизной имел большие заслуги, для него был возведён мавзолейный комплекс. Возникает вопрос, почему это было сделано только в 1193 г. В этот комплекс, согласно чётким правилам, входили храм для жертвоприношений, аллея каменных изваяний, скульптура черепахи, на спине которой устанавливалась стелла с перечнем заслуг, колонны, торжественные ворота с четырьмя проходами, стена из камня или земли окружала четырёхугольником гробницу, перед которой выкапывался ров, заполнявшийся водой (Ларичев 1966, с.20).

Чтобы переселившиеся из Елани на Суйфун не забывали своих корней, их мэнъань в 1171 г. получил наименование "Еланьский" (Артемьева, Ивлиев, 2000, с.170). Возможно, за полстолетия жизни на Суйфуне переселенцы настолько стали отрываться от Елани, что заслуги предков пришлось закреплять наименованием.

Для обширной губернии в конце XII в. остро встала демографическая проблема. Сюда в 1184 г. был переселён один мэнъань из Маньчжурии, для хозяйственного освоения территории (Ивлиев 1996, с.33). Учитывая немалые размеры губернии, эти переселенцы были водворены, скорее всего, на какие-то новые или пустующие земли где-то на окраине.

Дальнейшая история Суйфуна на ряд лет выпадает из летописей. Губерния, надо полагать, превратилась в далёкую окраину, в которой ничего интересного, для столичных летописцев, не происходило. Жизнь протекала размеренно, ни-каких потрясений, и соседи не тревожили границы империи.

В Уссурийском городском округе выявлено более 30 археологических памятников чжурчжэньского времени. Основная их масса представлена поселениями. Рядом с горными поселениями до сих пор можно встретить участки дорог. На окраине города расположена каменоломня. Уникальны чжурчжэньские монументы, не находящие аналогов в других местностях Приморья. Чжурчжэньские поселения сконцентрированы на территории города и в ближайших окрестностях. На территории района известно немало поселений с чжурчжэньским материалом, залегающим в земле вместе с бохайским. "Чистых" чжурчжэньских поселений гораздо меньше.


На уссурийской земле располагаются три сверхбольших городища чжурчжэньского времени, имеющие площадь более 100 га. Ещё одно городище подобного размера имеется в Анучинском районе. Но оно не достроено и само отнесение к городищу комплекса валов у с. Орловка неоднозначно. Уссурийские же городища функционировали долгое время.

Южно-Уссурийское городище расположено в городской черте между улицами Агеева, Раздольной, Ватутина и Солдатским озером. Именно чжурчжэни возвели башни и увеличили высоту валов. Верхние слои содержат чжурчжэньский материал и почти полностью уничтожены. Культурный слой памятника достигает трёхметровой мощности. В стратиграфии чётко фиксируется два этапа существования городища.

Основой для определения возраста явилась монета Кай-юань, датированная 713-742 гг., найденная ещё до революции. Другие находки бохайского времени не обнаружены. На ул. Лермонтова найдены концевые диски с докшитами-охранителями, а в районе гаражей в конце улицы - краевая черепица. Орнамент и форма первых и вторых характерны для X - начала XII вв. Этот памятник являлся участником войн, прокатившихся по Суйфуну в конце XI - начале XII вв. Внешние следы этой крепости уничтожены сегодня более чем на 95%.

Западно-Уссурийское городище расположено в районе пер. Батарейного - ул. Комсомольской - ул. Ленинградской - ул. Агеева - окрестностей мелькомбината. Здесь в 50-е годы производились незначительные археологические раскопки. В настоящее время памятник почти полностью уничтожен.

На Борисовском городище аналог чжурчжэньской фортификации имеет внешний вал, самый крупный по размерам. Тогда же мог быть выкопан колодец. Его рас-положение у первого внутреннего вала было бессмысленным в более ранние времена. В Приморье нет мохэских и бохайских горных городищ с внутренними источниками воды, в то время как для чжурчжэней это являлось нормой. Не характерна для поздних чжурчжэнь-ских укреплений топография Борисовского городища, допускающая его возведение ранними чжурчжэнями.

Вероятнее всего, внешний вал и колодец были построены во время междоусобиц в конце XI - начале XII вв.

Для сельских поселений выбирались ровные или пологие возвышенные места на пойменных террасах или в нижней части склонов сопок. Пойменные поселения не затапливались обычными паводками, но во время больших наводнений могли оказаться под водой. Одним из типичных поселений является Золотой Колос-10, занимавший мысовидную пойменную террасу, ограниченную с двух сторон болотистыми низинами. Для большинства сельских поселений характерны условия, типичные для предшествующих бохайских селищ. Лишь артефакты отличают эти поселения от бохайских. Ранняя чжурчжэньская черепица обнаружена на Загородном-14.

Другие чжурчжэньские селища нуждаются в уточнении датировок, поскольку могли возводиться в XIII в.

Уникальны чжурчжэньские каменные изваяния. В городе зафиксированы три места их расположения. Рядом с Западно-Уссурийским городищем расположен редут, у которого первыми исследователями отмечена черепаха, ныне находящаяся в Хабаровске. Именно стела с хабаровской черепахи была определена как надгробие Эсыкуя. Прямоугольное сооружение с валом и рвом, возможно, являлось погребальным комплексом прославленного чжурчжэньского полководца.

Имеющиеся материалы ставят ряд вопросов.

Во-первых, в единственной ныне публикации об исторической топографии Уссурийска редут у Западно-Уссурийского городища и хабаровская черепаха обозначены рядом (Забелина, 1960, с.377). При этом указывается, что редут на карту нанесён приблизительно по более ранней информации. Это оставляет возможность допущения единого комплекса "редут (форт) и черепаха". Во-вторых, в этом месте не видим никаких изваяний. Первые исследователи обнаружили немало изваяний в районе перекрёстков улиц Советской с Ермакова и Комарова. Скульптуры были оконтуренные рвом.
Ныне находятся в краевом музее им. В.К. Арсеньева.

Вероятно, перед нами ещё один погребальный комплекс знатного человека, для которого были изготовлены статуи, хотя не исключается их перенос с погребения Эсыкуя в более позднее время. Подробнее на скульптурах остановимся ниже.

Могила Эсыкуя была раскопана китайцами в 1872 г. Здесь откопали каменный саркофаг, а в нём гроб. В гробу оказался воин в доспехах с вооружением. Находку китайцы увезли с собой. В 1893 г. курган рядом с черепахой был раскопан Ф.Ф. Буссе. Здесь обнаружили мусор, оставленный китайцами, а в саркофаге человеческие кости и зубы, наконечники стрел и зёрна какого-то хлебного растения (Забелина 1960, с.385). Саркофаг ныне находится во Владивостоке. В конце XIX в. весь комплекс был представлен черепахой и двумя курганами севернее неё. Саркофаг был раскопан в самом северном кургане. Огромнейший интерес представляют находки из саркофага, и можно ли их сегодня обнаружить? Не менее интересной представляется попытка найти в Китае следы перезахоронения Эсыкуя.

Надо полагать, в Уссурийске была построена не копия китайских образцов погребальных сооружений, а собственно чжурчжэньский комплекс. Объекты (скульптура черепахи на небольшом холме и два других холма, один их которых содержал саркофаг) здесь были ориентированы по линии юг-север. Нет чётких указаний на наличие вала и рва, наличие деревянной ограды легко установить раскопками, но это уже вряд ли возможно. Под вопросом наличие иных каменных изваяний. Ф.Ф. Буссе, раскопавший курган с черепахой в 1893 г., реконструировал погребение следующим образом: "Труп покойника был сожжён вне могилы, в которую положили останки…, стрелы, а над могилой убили собаку и боевого коня. Затем насыпали курган". (Бродянский, 1996, с.14).

При раскопках вместе с черепицей были найдены треугольные керамические щитки с растительным орнаментом. Аналогичные щитки были обнаружены нами на памятниках в окрестностях Доброполья.

А.З. Фёдоров в 1916 г. отмечает изваяния в районе вышеуказанных перекрёстков. В частности, Л.А. Крапоткин здесь видел изваяния двух баранов и четырёх человеческих фигур, у трёх из которых были отбиты головы. Все статуи были окружены рвом. Внутри прослеживались курганчики. Также упоминаются два медведя, заложенных под избу крестьянина. Позднее Ф.Ф. Буссе отобрал две человеческие статуи у частного лица. Л.А. Крапоткину в 1896 г. Ванин рассказал о тех же изваяниях, но лишь о двух статуях людей и ещё двух собаках и медведе. Также имеются сведения, что в фундаменте дома купца Шарапова, а затем Пьянкова, находились изваяния овец или собак (Забелина, 1960, с.382-384). Скорее всего, часть упоминавшихся позднее скульптур появились из местных легенд. Маловероятно существование иного комплекса с изваяниями, в силу каких-то причин не отраженного первыми исследователями.

Крупные события чжурчжэньской истории развернулись на Суйфуне в XIII в. На короткое время Суйфун стал центральными землями государства Восточное Ся, а затем попал под власть монголов.

Территория современного Уссурийска и его окрестности играли немалую роль в чжурчжэньской истории в XI-XII вв. Сохранившиеся следы этой эпохи сокрыты землёй. Город, возникший в междуречье Суйфуна, Раковки, Комаровки и Славянки в начале VIII в. и пришедший в упадок к середине XVII в., почти полностью уничтожен городом, возникшим на этом же месте во второй половине XIX в. Поэтому с каждым годом возрастает ценность уссурийской земли, всё ещё хранящей в себе осколки былой культуры. Во многих странах любые следы былого охраняются государством. В России эта работа также ведётся, принят краевой закон в Приморье, но в Уссурийске многовековая история города и района бездумно уничтожается.
 


клуб  карта сайта

Hosted by uCoz