Древности Уссурийского городского округа

 

клуб

карта сайта

палеолит

неолит

бронзовый век

ранний железный век

ранний железный век (продолжение)

развитый железный век

культура и контакты первобытных людей

мохэ

история Бохая

государство и общество бохайцев

хозяйство и быт бохайцев

культура и контакты бохайцев

бохайцы после Бохая

ранние чжурчжэни

история Золотой империи

поселения и быт чжурчжэней

сельское хозяйство и промыслы чжурчжэней

ремёсла чжурчжэней

искусство и наука чжурчжэней

образование, религия, обычаи чжурчжэней

общество и государство чжурчжэней

чжурчжэньская армия

Восточное Ся

средневековый Уссурийск

события XIII-XVII веков

исследователи округа

археологическое наследие

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Происхождение и история ранних чжурчжэней

 

Легенда о трёх братьях.

 На территории нынешней Северной Кореи проживали три брата Агунай, Ханьпу и Баохоли. Однажды Ханьпу стал уговаривать своих братьев переселиться в другое место. Но Агунай ответил, что он уже старый, почитает Будду и не желает переселяться в дикие места, где нет храмов. Сам остался жить на месте, а младших братьев отпустил. Братья пришли в Манчжурию. Среднему брату понравилось село на р. Пугань и он решил остаться. А Баохоли пошёл дальше, пока не добрался до местности Елань (Южное Приморье), где и поселился. От потомков этих братьев произошли чжурчжэни. Все они жили отдельно, а когда вождём племени ваньянь стал Агуда (потомок Ханьпу), он объединил потомков всех братьев.

Праздник первой рыбы.

  Старинный киданьский праздник. Осенью, когда реки замерзали. В определённый день близ столицы множество народа выходило на лёд ловить корову-рыбу. (Сегодня не известно, что это была за рыба. Предположительно это треска, белуха, осётр или какая-то другая). Человек, первым поймавший эту рыбу, становился почётным гражданином империи. Ему предоставляли роскошное жильё, слуг, выполнялись многие желания, как и император, он становился неприкосновенным лицом. Этими привилегиями он пользовался ровно год, до следующего праздника.

Легендарная версия

 

Существует три средневековых версии о происхождении чжурчжэней и все они содержат легенду о трех братьях. Все эти версии утверждают, что чжурчжэни – соплеменники хэйшуй-мохэ и боковое ответвление бохайцев.

 

Кроме легенд, о происхождении чжурчжэней можно узнать из документов. В киданьских летописях много сообщается о чжурчжэнях, но ни разу о хэйшуй. В корейских лепотисях писали о чжурчжэнях и о хэйшуй. Известно несколько случаев, когда одного и того же человека сначала летописцы записывали как хэйшуйца, а потом как чжурчжэня. На основе таких фактов было выяснено, что в начале XI в. название хэйшуй заменяется названием чжурчжэни. При этом хэйшуй составили ядро чжурчжэней, кроме них в образовании нового народа участвовали бохайцы, тели, юэси, ужэ и другие тунгусоязычные народности. Они и явились основой нового народа, окончательно сложившегося в XII в.

 

История ранних чжурчжэней

 

Ранними называют чжурчжэней, живших до создания собственной империи. В то время все чжурчжэни были разделены киданями на мирных (цивилизованных) и немирных (диких). Мирные жили на территории Ляо и служили киданям. Немирные жили за пределами Ляо и платили дань. Мирным запрещалось поддерживать отношения с немирными.

 

Ранние чжурчжэни проживали на территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. Вместе с бохайцами Позднего Бохая и Динъаня вели борьбу против киданей. Особенно яростно с киданями боролся союз племен называемый «30 родов». Этот союз успешно воевал и с корейцами. Но в 991 г. кидани сломили «30 родов».

 

С XI в. начинает усиливаться род Ваньянь. По легенде о трех братьях, Ханьпу прожил в этом роду несколько лет и сумел прекратить долгую вражду с другим родом, за что его избрали вождем. Потом вождями были его сын Улу и внук Бахай. Правнук Суйкэ научил людей строить дома вместо землянок. Сын Суйкэ Шилу ввел законы, вместо обычаев и за это его хотели убить. Он силой утверждает новые законы и, со своей дружиной, дошел до Елани. Сын Суйкэ – Угунай – расширил владения, его дружина часто бывала в Приморье, в том числе на р. Раздольной. Во время голода в Елани он направил туда быков и лошадей. Угунай активно помогал киданям и этим усилил свою власть. Его сын Хэлибо стал следующим вождём, но брат Угуная Бахэй не признал власть племянника и поднял мятеж. После смерти Хэлибо вождём стал его брат Полашу, который разгромил Бахэя. Когда Полашу умер, вождём стал младший брат Угуная Ингэ. Ингэ усмирил многих соседей, приходила его дружина и на р. Раздольную. После него власть перешла к старшему сыну Хэлибо Уясу. Он правил 10 лет и воевал с корейцами. После него в 1113 г. вождём стал средний сын Хэлибо - Агуда.

Агуда был молодым, энергичным и талантливым вождём, он прослыл смелым человеком ещё не будучи вождём. В 1112 г. на празднике Первой рыбы он во главе делегации чжурчжэней прилюдно выразил неповиновение киданьскому императору и, при этом, безнаказанно вернулся домой. В 1114 г. Агуда с большой дружиной напал на приграничный город Нинцзянчжоу, в котором кидани часто грабили чжурчжэньских купцов, и разгромил его. В 1115 г. Агуда провозглашает создание чжурчжэньской империи, которую назвал Золотая. Он говорил, что кидани назвали свою империю Стальная, но сталь ржавеет, а золото никогда не портится.

Род Ваньянь сумел объединить чжурчжэней и создать государство по ряду причин. Во-первых: удобное географическое положение, удалённость от Ляо и Корё, но не настолько, чтобы не поддерживать с ними отношения. Во-вторых: через земли ваньянь проходила «Соколиная дорога», по которой в Ляо везлась богатая дань. Перекрыв дорогу, можно было влиять на Ляо. В-третьих: использование спокойствия этих земель, хозяйственных и торговых преимуществ позволило вождям ваньянь подчинять соседей. В-четвёртых: верная служба Ляо усилила ваньянь над другими родами

События на реке Раздольной

Примерно в середине XI в. бассейн р. Раздольной попадает в зону интересов Ваньянь. В то время здесь проживали несколько племён. По среднему течению реки жили племена Вачжунь и Чжидэ, в нижнем течении проживали Ханьго и Угулунь, последнее частично занимало территорию современного Хасанского района. В конце XI в. наиболее сильными среди чжурчжэней были племена Ваньянь, Тутань, Угулунь, Пуча и Хэшиле. Пуча и Хэшиле были соседями племён, живших на р. Раздольной.

В 90-х годах XI в. Хайгэань – вождь вачжунь – начал объединять вокруг себя все племена по р. Раздольной, а затем и другие, жившие у Японского моря, пока не столкнулись с племенем хэшиле. Хэшиле имели родственные связи с ваньянь и Ингэ в 1095 г. со своею дружиной пришёл на Суйфун. Разгромив вачжунь, Ингэ в скором времени, разгромил и хэшиле, которые после поражения вачжунь пытались подчинить Суйфун себе. Эти события повлекли 20-летний конфликт внутри чжурчжэней.

Вожди чжурчжэньских племён ревностно следили за возвышением ваньянь. В 1096 г. новый вождь хэшиле Асу начал борьбу против Ингэ, желая отомстить за суйфунский разгром. Но перед этим Асу заручился поддержкой Ляо. К Асу примкнули вожди тридцати пяти племён. На стороне Ингэ было двенадцать племён. Воевать было бесполезно и пять лет Ингэ дипломатически решал эту проблему с Ляо, которое очень опасалось усиления чжурчжэней. За это время под власть Ингэ перешли ряд земель в Приморье, в том числе Елань. Асу всячески мешал укреплению ваньянь. Когда вождём ваньянь стал Агуда, с Асу уже осталось мало союзников. После длительной войны союзники покорились Агуде, а сам Асу бежал в Ляо.

Археологические памятники раннечжурчжэньского времени трудновыделимы. В Уссурийском городском округе к этому времени, предположительно, относится сооружение третьего вала на Борисовском городище.

подробнее о событиях на Раздольной

Hosted by uCoz