Легенда о трёх братьях.
На территории нынешней Северной
Кореи проживали три брата Агунай, Ханьпу и Баохоли. Однажды
Ханьпу стал уговаривать своих братьев переселиться в другое
место. Но Агунай ответил, что он уже старый, почитает Будду и не
желает переселяться в дикие места, где нет храмов. Сам остался
жить на месте, а младших братьев отпустил. Братья пришли в
Манчжурию. Среднему брату понравилось село на р. Пугань и он
решил остаться. А Баохоли пошёл дальше, пока не добрался до
местности Елань (Южное Приморье), где и поселился. От потомков
этих братьев произошли чжурчжэни. Все они жили отдельно, а когда
вождём племени ваньянь стал Агуда (потомок Ханьпу), он объединил
потомков всех братьев.
Праздник первой рыбы.
Старинный киданьский праздник.
Осенью, когда реки замерзали. В определённый день близ столицы
множество народа выходило на лёд ловить корову-рыбу. (Сегодня не
известно, что это была за рыба. Предположительно это треска,
белуха, осётр или какая-то другая). Человек, первым поймавший
эту рыбу, становился почётным гражданином империи. Ему
предоставляли роскошное жильё, слуг, выполнялись многие желания,
как и император, он становился неприкосновенным лицом. Этими
привилегиями он пользовался ровно год, до следующего праздника.
|
Легендарная версия
Существует три средневековых
версии о происхождении чжурчжэней и все они содержат легенду о
трех братьях. Все эти версии утверждают, что чжурчжэни –
соплеменники хэйшуй-мохэ и боковое ответвление бохайцев.
Кроме легенд, о происхождении чжурчжэней можно узнать из
документов. В киданьских летописях много сообщается о чжурчжэнях,
но ни разу о хэйшуй. В корейских лепотисях писали о чжурчжэнях и
о хэйшуй. Известно несколько случаев, когда одного и того же
человека сначала летописцы записывали как хэйшуйца, а потом как
чжурчжэня. На основе таких фактов было выяснено, что в начале
XI
в. название хэйшуй заменяется названием чжурчжэни.
При этом хэйшуй составили ядро чжурчжэней, кроме них в
образовании нового народа участвовали бохайцы, тели, юэси, ужэ и
другие тунгусоязычные народности. Они и явились основой нового
народа, окончательно сложившегося в
XII
в.
История ранних чжурчжэней
Ранними
называют чжурчжэней, живших до создания собственной империи. В
то время все чжурчжэни были разделены киданями на мирных (цивилизованных)
и немирных (диких). Мирные жили на территории Ляо и служили
киданям. Немирные жили за пределами Ляо и платили дань. Мирным
запрещалось поддерживать отношения с немирными.
Ранние
чжурчжэни проживали на территории Маньчжурии, Приморья и
Северной Кореи. Вместе с бохайцами Позднего Бохая и Динъаня вели
борьбу против киданей. Особенно яростно с киданями боролся союз
племен называемый «30 родов». Этот союз успешно воевал и с
корейцами. Но в 991 г. кидани сломили «30 родов».
С
XI
в. начинает усиливаться род Ваньянь. По легенде о трех братьях,
Ханьпу прожил в этом роду несколько лет и сумел прекратить
долгую вражду с другим родом, за что его избрали вождем. Потом
вождями были его сын Улу и внук Бахай. Правнук Суйкэ научил
людей строить дома вместо землянок. Сын Суйкэ Шилу ввел законы,
вместо обычаев и за это его хотели убить. Он силой утверждает
новые законы и, со своей дружиной, дошел до Елани. Сын Суйкэ –
Угунай – расширил владения, его дружина часто бывала в Приморье,
в том числе на р. Раздольной. Во время голода в Елани он
направил туда быков и лошадей. Угунай активно помогал киданям и
этим усилил свою власть. Его сын Хэлибо стал следующим вождём,
но брат Угуная Бахэй не признал власть племянника и поднял мятеж.
После смерти Хэлибо вождём стал его брат Полашу, который
разгромил Бахэя. Когда Полашу умер, вождём стал младший брат
Угуная Ингэ. Ингэ усмирил многих соседей, приходила его дружина
и на р. Раздольную. После него власть перешла к старшему сыну
Хэлибо Уясу. Он правил 10 лет и воевал с корейцами. После него в
1113 г. вождём стал средний сын Хэлибо -
Агуда.
Агуда был
молодым, энергичным и талантливым вождём, он прослыл смелым
человеком ещё не будучи вождём. В 1112 г. на празднике
Первой рыбы он во главе делегации чжурчжэней прилюдно
выразил неповиновение киданьскому императору и, при этом,
безнаказанно вернулся домой. В 1114 г. Агуда с большой
дружиной напал на приграничный город Нинцзянчжоу, в котором
кидани часто грабили чжурчжэньских купцов, и разгромил его.
В 1115 г. Агуда провозглашает создание чжурчжэньской империи,
которую назвал Золотая. Он говорил, что кидани
назвали свою империю Стальная, но сталь ржавеет, а золото
никогда не портится.
Род Ваньянь сумел объединить чжурчжэней и создать
государство по ряду причин. Во-первых: удобное
географическое положение, удалённость от Ляо и Корё, но не
настолько, чтобы не поддерживать с ними отношения. Во-вторых:
через земли ваньянь проходила «Соколиная дорога», по которой
в Ляо везлась богатая дань. Перекрыв дорогу, можно было
влиять на Ляо. В-третьих: использование спокойствия этих
земель, хозяйственных и торговых преимуществ позволило
вождям ваньянь подчинять соседей. В-четвёртых: верная служба
Ляо усилила ваньянь над другими родами
События на реке Раздольной
Примерно в середине
XI
в. бассейн р. Раздольной попадает в зону интересов
Ваньянь. В то время здесь проживали несколько племён. По
среднему течению реки жили племена Вачжунь и Чжидэ, в
нижнем течении проживали Ханьго и Угулунь, последнее
частично занимало территорию современного Хасанского
района. В конце
XI
в. наиболее сильными среди чжурчжэней были племена
Ваньянь, Тутань, Угулунь, Пуча и Хэшиле. Пуча и Хэшиле
были соседями племён, живших на р. Раздольной.
В
90-х годах
XI
в. Хайгэань – вождь вачжунь – начал объединять вокруг
себя все племена по р. Раздольной, а затем и другие,
жившие у Японского моря, пока не столкнулись с племенем
хэшиле. Хэшиле имели родственные связи с ваньянь и Ингэ
в 1095 г. со своею дружиной пришёл на Суйфун. Разгромив
вачжунь, Ингэ в скором времени, разгромил и хэшиле,
которые после поражения вачжунь пытались подчинить
Суйфун себе. Эти события повлекли 20-летний конфликт
внутри чжурчжэней.
Вожди
чжурчжэньских племён ревностно следили за возвышением
ваньянь. В 1096 г. новый вождь хэшиле Асу начал борьбу
против Ингэ, желая отомстить за суйфунский разгром. Но
перед этим Асу заручился поддержкой Ляо. К Асу примкнули
вожди тридцати пяти племён. На стороне Ингэ было
двенадцать племён. Воевать было бесполезно и пять лет
Ингэ дипломатически решал эту проблему с Ляо, которое
очень опасалось усиления чжурчжэней. За это время под
власть Ингэ перешли ряд земель в Приморье, в том числе
Елань. Асу всячески мешал укреплению ваньянь. Когда
вождём ваньянь стал Агуда, с Асу уже осталось мало
союзников. После длительной войны союзники покорились
Агуде, а сам Асу бежал в Ляо.
Археологические памятники раннечжурчжэньского времени
трудновыделимы. В Уссурийском городском
округе к этому времени, предположительно,
относится сооружение третьего вала на Борисовском
городище.
|