клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1. Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

 

Введение

 

Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.

История - область знаний, интерес к которой пробуждается весьма рано, в дошкольном возрасте. Начиная с бабушкиных сказок и повествованиях об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости. Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. - задача учителей истории. В силу различных обстоятельств эта задача решается не только на школьных уроках, но и в процессе индивидуальной работы ребенка, созданием факультативов, кружков, клубов и других объединений школьников, работой учреждений дополнительного образования. Система дополнительного образования содержит громадный потенциал, позволяющий научить подростков уважать прошлое и настоящее своей Родины, любить свой край, быть хотя бы чуточку добрее, уважать себя и других.

Одна из задач клуба юных археологов «Резерв», созданного в 1988 г. - попытка привить интерес у детей к истории как к науке, части нашего бытия и как школьному предмету реализуется автором совместно с Д.В.Бровко.

В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок познавательного интереса. В определении А.Г. Ковалева познавательный интерес это - 1) осознанная потребность; 2) познавательное отношение; 3) направленность внимания (Ковалев 1970: С.140). Этот же автор коротко формулирует интерес как увлечение объектом. Наиболее полная характеристика познавательного интереса, на взгляд, дана в следующем определении: ”Интерес - мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности” (Ковалев 1970: С.141). Г.И.Щукина, дополняет этот перечень следующими определениями интереса: это - 1) избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов; 2) проявление умственной и эмоциональной активности; 3) активатор разнообразных чувств и своеобразная чувствительность ребенка; 4) тенденция к занятию деятельностью, вещами, процессом занятий; 5) своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека; 6) структура, состоящая из потребностей; 7) активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение к миру (Щукина 1971: С.5). Мы видим много общего у этих авторов, но в целом они представляют весьма обширный веер определений познавательного интереса. По мнению И.А.Зимней, интерес - сложное неоднородное явление и определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы (Зимняя 1997: С.296). Также встречаем, что интерес является одним из звеньев системы устойчивых мотивов, определяющих направленность личности (Психология ... 1996: С.103).

Устойчивый интерес, обладая универсальностью, наглядно демонстрирует достижение учителем ставящихся им перед собой и обучаемым им коллективом педагогических задач. Развитые способности могут сформироваться при постоянном стимулировании познавательного интереса, активным взаимодействии непосредственного и опосредствованного интересов, при этом интерес должен быть активным, широким и глубоким. Здесь учитель должен не только давать знания, но и всесторонне развивать необходимые умения, многие, доводя до навыков. Глубокое осознание своего долга и призвания - это уже область воспитательной работы возлагающая на учителя огромную ответственность. Всё это и определяет универсальность устойчивого интереса, он включает в себя элементы других интересов. Поэтому формирование устойчивого интереса является одной из важнейших задач, как в методике преподавания исторических наук, так и в процессе кружковой и факультативной работы.

О значении интереса к истории для формирования личности, сказано много. В более узком контексте интереса к истории прекрасно сказано в преамбуле нового учебника «Истории Российского Приморья»: «Знать историю края, в котором вы живете, важно и необходимо. Многие тысячелетия эта территория была частью восточно-азиатского экономического и культурного пространства, краем, в пределах которого жили и который осваивали представители различных рас, народов и культур. История края напоминает нам о необходимости беречь то культурное наследие, носителями которого являются малочисленные народы Приморья. Это наследие принадлежит не только краю, России, но всему миру. Сохранение этого наследия, памяти о своей большой и малой родине - качество культурного человека и любого народа, который хочет назваться цивилизованным» (История ... 1998: С.4).

В системе дополнительного образования сегодня существует большое количество  направлений исторической работы. Это различные военно-патриотические клубы, ориентированные на изучение военного прошлого нашей Родины со времён Руси до современности; историко-краеведческие объединения, работающие на основе исторических, археологических или этнографических источников; клубы любителей старины, объединенные искусствоведческими, архитектурными, техническими, музейными или иными интересами. Каждая наука или другой вид деятельности, вовлекающие в свою сферу детей, обычно получают двойное наименование с прилагательными юношеский, детский, школьный, педагогический и т.п.

Педагогическая археология - направление в историко-краеведческой работе со школьниками. Это направление, опираясь на разностороннюю базу педагогики, приобщает детей к археологии, к познанию далёкого прошлого своего края. Археология - наука стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом не только её своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса по широкому спектру наук. В нашей стране археология рассматривается как историческая наука, в ряде других стран её относят к биологическим или естественным наукам (Матюшин 1996: С.15). Поэтому в отечественной науке методы археологии тесно переплетены с методами истории и преподавание археологии увязано в общий контекст преподавания исторических наук. Как следствие, специалисты-археологи готовятся на исторических факультетах вузов. Особенностью преподавания археологии является её вузовская ориентация. Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но наука весьма притягательна для детей, что позволило ей прочно войти в систему дополнительного образования. Сегодня это одно из составляющих звеньев дидактики истории, особенно внешкольной дидактики истории, которая по мнению И.Рольфеса, в современном мире готовится к гигантской экспансии (Рольфес, 1997. С.29-32). В силу перечисленных обстоятельств методика преподавания археологии для школьников прочно переплетена с методикой преподавания истории.

Изучение только научных археологических методик было бы очень скучным для детей, поэтому большое внимание уделяется сочетанию археологии и истории в клубе юных археологов. В существующих сегодня школьных программах по истории данные археологии учтены в столь ограниченном объёме, что дети обладают скромной информацией о далёком прошлом своего края. Более того, недостаточное изучение и сообщения в средствах массовой информации формируют у школьников представления об археологии как о гробницах фараонов, кладах и поисках золота, что совершенно не отражает реальностей данной науки. Между тем археология, как ни какая другая наука обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребёнок может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.

Никакой рассказ учителя или рисунок не даст ребёнку того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с орудиями древних людей, особенно когда ребёнок самостоятельно обнаружил это орудие в земле.

Как показывает опыт, знакомство ребёнка с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка.

Обращаясь два-три раза в неделю в свободное время к истории края, проведя хотя бы один месяц на раскопках археологического памятника, у школьников, как показывает практика, значительно повышается интерес к истории. В первую очередь он распространяется на историю края, в меньшей степени на остальную историю. На личном опыте было замечено, что дети, посещающие клуб юных археологов Дома детского творчества, в который набор начинается с 7 класса, при изучении истории края в школе в 8 классе по итогам четверти в подавляющем большинстве имеют твёрдую пятёрку, даже если до этого прочно держались в троечниках. В большинстве случаев у резервовцев (под этим названием понимаются школьники, занимающиеся в клубе юных археологов «Резерв») повышается интерес к истории, что также отражается на школьных оценках. Археология основное внимание уделяет древней и средневековой истории, почти не касаясь последних столетий. Поэтому не удивительно, что, привыкнув к насыщенному общению в рамках этой исторической среды, для школьников менее увлекательной становится история нового и новейшего времени, где изучаются иные исторические понятия и закономерности. Наша практика показывает, что у старшеклассников, не связывающих свою будущую профессию с историей, интерес к школьному курсу этой науки несколько ослабевает.

Здесь просматривается недоработка школы, которой надо искать новые формы и методы для повышения познавательного интереса у ребёнка к изучению новой и новейшей истории.

В общем контексте школьного обучения можем отметить, что увлечение детей археологией повышает их интерес к истории. Особенно это заметно в работе школьных археологических кружков. Опыт работы таких кружков в с. Рощино (Красноармейский район), с. Сергеевка (Партизанский район), с. Степном (Спасский район) это прекрасно подтверждает. Здесь ребенок, увлекаясь столь загадочной наукой, по-иному воспринимает учителя, тем более совершая с ним походы, участвуя в экспедициях, преодолевая совместно бытовые, погодные и прочие невзгоды. Через призму отношения к учителю корректируется и отношение к преподаваемому им предмету.

В итоге можно констатировать, что педагогическая археология оказывает существенное влияние на формирование устойчивого познавательного интереса к истории. Таким образом, целью данного исследования анализ воспитательных возможностей археологии к истории в системе дополнительного образования и ее роль в формировании устойчивого познавательного интереса к истории. Задачами исследования являются: 1) определение понятия «устойчивый  интерес к истории» и каким образом через археологию возможно привитие интереса к истории, 2) разработка приёмов активизации интереса, а затем  3) углубление интереса к миру древностей.

Структура настоящей работы включает раздел о теории проблемы, две главы, в которых рассматриваются приёмы и способы активизации и углубления интереса к миру древностей. В основу этой структуры положен хронологический с элементами систематического принцип, отражающий последовательность работы клуба.

Если в школах края учителями ведётся относительно активная работа по привлечению детей к археологии, то учреждения дополнительного образования сегодня эту деятельность ведут лишь в Уссурийске и Черниговке. Приобщая детей к одной из интереснейших исторических наук - археологии - система дополнительного образования не только бы расширила собственные образовательные возможности, но могла бы повлиять на школьную успеваемость подростков, пробуждая их интерес к истории и другим предметам.

Опыт, приобретенный в процессе работы с клубом юных археологов «Резерв» может оказаться полезным как в системе дополнительного образования, так и школьным краеведческим объединениям. Огромные педагогические возможности, предоставляемые археологией, обусловили актуальность данной работы. Не менее актуальной она является в связи с тем, что и в других регионах Дальнего Востока педагогический потенциал археологии остаётся невостребованным. Если в Приморье существует более десятка объединений юных археологов в городах и сёлах, то по Дальнему Востоку их можно встретить в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске и Магадане. В силу вышесказанного, автор соглашается с сотрудниками Благовещенского государственного пединститута, что данную краеведческую работу можно назвать «педагогическая археология». В Восточной Сибири для этой работы с детьми закрепилось определение «школьная археология» (Константинов, Разгильдеева 1999: С.17-20; Алексеев 1999: С.25-26). На наш взгляд, это понятие несколько  уже предлагаемого благовещенцами, поскольку ориентировано именно на школьную работу и не включает систему дополнительного образования. Понятие «педагогическая археология» более полное.

Интересно отметить, что в странах Северной Пасифики педагогический потенциал археологии ещё более невостребован. Работая в экспедициях с учёными из разных стран, мы пытались узнавать о подобных детских объединениях. Данная краеведческая работа развита в КНДР, сотрудник Академии общественных наук Ли Юн Чель рассказывал о данной работе в городских и сельских школах. Профессор Анкориджского университета (штат Аляска) Д.Еснер сообщил, что ему известно о четырех подобных программах в США. Профессоры Института азиатских исследований Мун Мён Дэ и Сеульского университета Сон Ки Хо рассказывали о привлечении археологических материалов общественными молодежными организациями в Республике Корея. Японские и китайские учёные отмечали, что полевая археология - это область вузовских интересов. Конечно, это далеко не полная информация, но профессиональные археологи если уж не по всей стране, то в рамках своих регионов такой информацией обладают.

Расширяющиеся возможности педагогики и археологии позволяют уверенно говорить, что ни когда не наступит то время, когда педагогический потенциал археологии окажется полностью востребованным.

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz