клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

 

Работа с археологическими памятниками.

 

Археологические памятники - большая категория объектов, оставленных человеком. К ним относятся разнообразные поселения, погребения, культовые и производственные сооружения, монументальные и изобразительные памятники. Работа с памятниками включает те же стимулы формирования познавательного интереса, что и работа с артефактами, но имеет отличие.

Основное отличие - в активизирующем характере самой деятельности. Поход - очень веский стимулятор интереса к занятиям в клубе, как показывает практика. В полевых условиях с особым колоритом выступает приём новизны содержания. Ни кто не знает, что его ожидает за поворотом. Даже посещение уже известного памятника может принести новые находки, которые могут не только обновить уже имеющиеся знания, но своею уникальностью вывести на новый уровень научные представления. Например, в первом походе одной из групп набора 1994 г. в карьере были найдены два целых цельнокупольных чжурчжэньских шлема, до этого науке был известен лишь один фрагмент такого шлема (кстати, также найденный резервовцами в 1991 г.). В первом походе 5-й группы набора 1996 г. было открыто бохайское селище Утёсное-4, на котором нашли совершенно новый тип рыболовного грузила. В таких случаях школьники информируются о том, что именно сейчас, ими самими был сделан существенный вклад в науку.

После первых находок включаются такие приёмы стимуляции, как самостоятельность работы («я искал и сам нашёл эту вещь»), плотно переплетенный с исследовательским подходом. Это творческая для ребенка работа («где бы ещё поискать?», «а давайте поднимемся на эту сопку, вдруг там ...» и т.д.). Очень важны, в эмоциональном плане отношения, которые возникают в условиях похода: взаимная поддержка и элемент соревнования.

В первых походах школьники знакомятся с топографическими особенностями расположения памятников, их основными типами. Учатся отличать городища от селищ и первобытных поселений; определять места расположения жилищ или иных объектов; разбираться в древних и средневековых фортификациях; определять производственные памятники и т.д. Основная идея данных занятий: «Перед вами следы деятельности древнего человека и вы теперь умеете в них разбираться. Другие пройдут по лесу или полю и ничего не заметят, но вы сможете отличить даже мелочи, вы сможете не просто любоваться окружающей местностью, но и ещё извлекать из неё историческую информацию». Фактор субъективных открытий, то есть открытия для себя того, что уже известно специалистам, является существенным компонентом при стимуляции познавательного интереса содержанием.

С целью формирования устойчивого интереса к посещению клуба на первых порах мы придаём большое значение походам. Поход не несёт в себе узко познавательные цели. Здесь вначале очень важен элемент развлекательности, поэтому в программу похода всегда включаются разнообразные игры. В зимних походах предпочтение отдаётся активным подвижными играм, в более тёплое время успешно практикуются и малоподвижные игры, коллективные головоломки и т.д.

Работа с археологическими памятниками способствует пробуждению познавательного интереса, активизирует, расширяет и углубляет его, усиливается непосредственный интерес.

Работа с артефактами и археологическими памятниками базируется на детской любознательности. Основная задача учителя перевести эту любознательность в плоскость познавательного интереса, что и решается в первые месяцы занятий в клубе в той или иной доле успешности, зависящей от многих обстоятельств. Изучение артефактов и памятников закладывает фундамент формирования устойчивого интереса к археологии - как к одной из исторических наук.

карта сайта

 

Hosted by uCoz