А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Особенности внешкольной работы
Учебный (школьный) процесс отличается от дополнительного образования по основным категориям: «учебная группа» и «формы организации воспитательной работы». В школе дети сгруппированы в класс, в системе дополнительного образования - в учебные группы. Последние, в отличие от первых, полностью строятся на добровольной основе, но их состав менее стабилен. Это, в свою очередь, определяет специфику воспитательной работы. В системе дополнительного образования, на наш взгляд, возможности воспитательной работы шире по причине добровольности, а не обязательности обучения. Система дополнительного образования, в отличие от школьного, имеет определённые преимущества в развитии интересов детей. Один из основных постулатов этой системы - добровольность, что подразумевает наличие хоть какого-то интереса к профилю кружка или иного объединения, выбранного ребёнком для занятий. Можно выделять ряд причин, по которым школьник приходит в кружок: лишь бы чем-то заняться в свободное время; за компанию с другом; это меня интересует. Если последние, как правило, составляют активное ядро коллектива, то первые нуждаются в очень большом внимании учителей и при неправильном подходе создают большую текучесть кадров, если уместно воспользоваться здесь этим выражением. Кроме того, они могут ослабить интерес и последних. Поэтому одной из основных проблем учебных групп в системе дополнительного образования является закрепление школьников. В практике каждый учитель вырабатывает собственное решение этой задачи, поскольку без постоянного коллектива удастся лишь возбудить интерес ребёнка, но о систематическом формировании интереса нечего и говорить. Методика работы с юными археологами позволяет стимулировать интерес характером и организацией деятельности как узко по специальности, так и рядом других способов. Первое направление включает внесение элементов развлекательности и смеховой культуры, чередованием кабинетных и полевых занятий. Может опираться на принципы романтики и игры. К другим способам относим деятельность совершенно не связанную с археологией: посещение бассейна, стрельба из автоматов, посещение автогонок и т.д. Элемент развлекательности вносится как в само занятие, так используется и после. В процессе занятия могут вклиниваться развлекательные задачи про саблезубых тигров, мамонтов и первобытных людей или головоломки по изучаемым темам, вопросы типа «почему на мамонтов не копали ямы?» Перед занятием или после могут устраиваться различные игры, практика показывает, что в разные годы обучения у детей вызывает интерес разные игры. Такая форма проведения занятий заметно отличается от школьных уроков и бывает, что дети просят поскорее закончить тему, чтобы поиграть. Развлекательные элементы более характерны для первого года обучения в клубе. Элементы смеховой культуры позволяют не только трудные темы сделать более приемлемыми для школьников, но и разнообразить методику проведения занятия, снизить утомление, сделать урок более интересным и эмоциональным. Методистами нередко отмечалась чрезмерная серьёзность исторического курса, снижающая интерес школьников к предмету (Скворцова 1998: С.42). Оригинальные тесты значительно разнообразят опрос, сделав эту часть занятия более увлекательной. Наибольшей популярностью пользуются тесты «алфавит» и «сетка», практикуются и другие. О потенциале полевых занятий в развитии интереса писалось выше, поэтому лишь отметим, что это фактор, позволяющий закреплять желание школьников заниматься археологией. По возможности мы стараемся заниматься с детьми чем-то им интересным. Например зимою, во время крещенских или китайских морозов, когда в походах ложка примерзает к губам или пронизывающий ветер, кажется, продувает насквозь, мы предпочитаем со школьниками сходить в бассейн или съездить в артбригаду пострелять из автомата, или побывать ещё на каком-то мероприятии. Организуются клубные вечера с дискотеками. Главное - детям должно нравиться заниматься в «Резерве». Это вполне достижимо при стимулировании различных интересов. Учитывая то, что примерно на 13 лет (это школьники второго года обучения) приходится пик подросткового кризиса. Самооценка школьника в это время характеризуется неустойчивостью, конфликтностью, преобладанием сильной неуверенности в себе и т.п. В это время происходит смена позиций «ребёнок»-«взрослый» (Особенности ... 1988: С.109-110). Поэтому не удивительно, что основной отток детей из клуба происходит в первый и второй года обучения. Данный отток не следует воспринимать трагически. Ребёнок в этом возрасте ищет нишу своим интересам и потребностям. Но при этом учителю не следует автоматически списывать на кризис всякий уход школьника из учебной групп. В своей практике мы стараемся прояснить ситуацию по каждому ушедшему из клуба ребёнку. В отдельных случаях имеются и наши ошибки. Однако кризис приходится учитывать и поэтому учащиеся первого года обучения в количественном отношении составляют до 60-70% членов клуба.
Проблема самовыражения часто рождает самые разнообразные интересы. Одной из актуальных она является и для подростков. Важность осознания собственных достижений неоднократно оговорена психологами. Осознание этих достижений происходит в свете сравнительной информации по отношению к другим членам коллектива, коллегам и т.п. Источником клубной информации о достижениях каждого является еженедельный бюллетень «Тарчилуччи». Он включает девять параметров, по которым оценивается каждый клубовец. К ним относятся «звание» - показатель, фиксирующий уровень успеваемости и определяющий степень льгот; «плюсы» - суммарная оценка успеваемости, меняет звания через 250 (1-2 год обучения), 200 (3 год обучения) и 150 (4-5 года обучения) плюсов, при этом один плюс соответствует одному верному ответу при опросах на занятиях; «экспедиции» - показатель количества экспедиций, в которых участвовал школьник (рекорд клуба - 12, Коннова Люба, 4 поток); «походы» - показатель количества походов (рекорд клуба - 68, Бочарников Игорь, 9 поток); «полевые дни» - показатель количества дней проведённых в походах или экспедициях (рекорд клуба - 372, Галигабаров Петя, 4 поток); «километраж» - показатель суммарного количества километров, пройденных в походах или экспедициях (рекорд клуба - 1309, Клименко Вася, 9 поток); «льготы» - индекс льгот, связанный с успеваемостью и влияющий на степень наказания при проступках или совершении обычных грехов; «баллы» - индекс проступков или нарушения клубных законов, выражается в цифровом обозначении со знаком «+» (плюс), которые следует исправлять при отсутствии льгот или индекс добрых дел, выражаемый цифрами со знаком «-» (минус). «Минус баллы» могут компенсировать «плюс баллы». Если к концу учебного года остаются свободные «минус баллы», то они пересчитываются к «плюсам» (оценкам), повышая тем самым уровень льгот на лето; «прогулы» - количество прогулов в течение учебного года, если набрано критическое количество (на каждый учебный год по-разному, обычно 8-12) появляется шанс не поехать в экспедицию. Учитываются лишь прогулы без веской причины. Отражение деятельности клуба в средствах массовой информации привлекает новых детей и поднимает престиж клуба в глазах посещающих его ребят. К настоящему времени передачи о клубе снимали уссурийские телекомпании, студия «Местное время» ТГТРК «Владивосток», ПКТВ, писали газеты «Коммунар», «Новая», «Приморский экспресс», «Утро России», «Завтра России», «Владивосток». Клубный сайт создан в Интернете (www. rezerv. narod. ru). Для более широкого общения открыт ящик электронной почты (rezervklub@mail.ru.). Интерес детей к занятиям в клубе, в конечном итоге, постоянно побуждает руководителей заниматься поиском новых активных форм преподавания. На грани интереса и воспитательной работы лежат различные клубные праздники. Кроме традиционных – Новый год, 23 февраля, 8 марта и 12 июня, отмечаются клубные – 19 марта (день клуба), 15 августа (день археолога) 11 ноября (день «Резерва»). Иногда отмечается восточный Новый год. Первый летний экспедиционный восход солнца и последний закат. На эту же грань можно положить и другие традиции клуба. Одной из основных задач системы дополнительного образования является воспитательная работа. Историческое краеведение - как направление педагогической деятельности имеет огромный воспитательный потенциал, базирующийся на познавательном интересе школьников. В упрощённом виде эту идею можно выразить формулой: «Если тебе нравится заниматься у нас, не поступай так-то». Чем сильнее преподавателю удаётся сформировать и развить интерес школьников, тем большие возможности он имеет для воспитательной работы. Воспитательная работа в системе дополнительного образования может быть самой разноплановой. В «Резерве» эта работа включает несколько уровней. Основной уровень - воспитание гуманистических качеств в ребёнке и воспитание патриотизма. Все остальные можно рассматривать как их составляющие. Гуманистические качества - понятие многоёмкое и каждым преподавателем осмысливается по-своему. В нашей практике, мы стремимся научить ребёнка: во-первых: рассеивать в себе зло по отношении к окружающим. Во-вторых: если в окружающей тебя реальности непозволительно быть добрым, то сумей не причинить неприятностей тем, кто рядом с тобой. В-третьих: стань настоящим другом тем, с кем тебе выезжать в экспедиции, ходить в походы, заниматься в одном клубе. Эти основы поддерживаются клубными законами, разделяемые на «смертные» и «обычные грехи». За «смертные грехи» следует исключение из клуба или закрытие лета, если подросток к этому времени имеет определённые «заслуги» перед клубом. Под «заслугами» подразумевается чемпионский титул ребёнка, действия, благоприятствующие развитию клуба, наличие важных открытий и т.п. «Закрытие лета» - понятие, означающее запрет на выезд в экспедиции текущего или следующего года. К смертным грехам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков, драка, подрыв авторитета клуба, нарушение закона честности, воровство, частое использование нецензурных слов. К «обычным грехам» относятся нецензурные выражения, оскорбления, неуважение к одноклубникам и преподавателям, использование некультурных выражений (пожрать и т.п.). Спектр воздействия при этих нарушениях широк: от закрытия походов до дежурства по кабинетам. Различные проступки оцениваются штрафными баллами, которые можно компенсировать различными добрыми делами. При этом личная инициатива в поиске добрых дел дополнительно поощряется. Не приветствуется неджентльменское поведение парней по отношению к девушкам (нарушение клубного закона о матриархате), так же как и привнесение в клуб элементов уличного поведения. Решение о наказании выносится руководителями клуба, наказания по «обычным грехам» может налагаться Великим Вождём и дежурными по лагерю. Наказания по «смертным грехам» выносится только руководителями и проводится через клубное собрание. Если исключённый из клуба желает вернуться в клуб, он предлагает комплекс каких-то крупных добрых дел, по исполнению которых общим собранием принимается вопрос о его возвращении в клуб. Под «добрыми делами» подразумеваются действия, принёсшие пользу клубу. За историю клуба из «Резерва» было исключено 7 школьников, трое из них приняты обратно в клуб. Лето или экспедиции закрывались шести школьникам. Каждый учебный год подносит какие-то нюансы заставляющие расширять и модернизировать воспитательные методики. Данная работа ни когда не является однообразной и даже схожие ситуации требуют различной реакции руководителей клуба. Большое внимание уделяется поощрениям. Они могут быть как моральными, так и материальными. Преобладают, конечно, первые. Но когда Антон Каневский нашёл дольмен, руководители клуба изыскали средства, чтобы подарить ему магнитофон. Активные, добросовестные школьники поощряются включением в состав международных экспедиций или дальних поездок и т.п. Когда доклад Пети Галигабарова на конференции посвящённой памяти Ф.Ф. Буссе был признан лучшим, для него приобрели только что вышедшую монографию и собрали в неё автографы авторов и ведущих ученых. Поощрений не может быть много, не стоит на них скупиться. Даже если не можешь поблагодарить материально, добрые слова школьнику будут не менее приятными. Патриотизм - понятие, в последние годы ставшее не столько гражданским, сколько политическим. Но для человека всегда, пожалуй, остаются незыблемыми любовь к отчему дому, местности, в которой он живёт и самой стране. Методистами неоднократно отмечалось, что краеведение имеет огромный патриотический потенциал. Изучая свой край, школьник больше узнаёт о нём, лучше понимает, больше им гордится и уважает, в конце концов, из различных крупиц складывается любовь к своей земле. Занимаясь с детьми археологией на протяжении десяти лет, автору не раз приходилось видеть как резервовцы, при встрече с другими командами были горды, что они живут в Уссурийске или Приморском крае. Особенность изучения приморской археологии заключается в том, что на протяжении многих лет наш край был заселен монголоидными этносами, сначала палеоазиатами, затем тунгусами, активно контактирующими с китайской цивилизацией. В свете последних политических событий приходится нередко заострять внимание на этом вопросе, разъясняя, что палеоазиаты и тунгусы - это вовсе не китайцы и поэтому последние не имеют ни какого морального права назвать Приморье своими землями. Да и тунгусских народностей на территории России гораздо больше, чем в Китае. Приморье отошло к России по обоюдному мирному договору, а не отобрано силой, поэтому китайцы также не правы, утверждая об исторической принадлежности этих земель Китаю. Приморье освоено Россией. За несколько российских поколений мы настолько привыкли к европеоидному населению края, что дети искренне удивляются, узнавая о монголоидности бохайцев, чжурчжэней и более древнего населения края. Кто бы ни жил на это земле, сегодня это российская земля и нам выпала миссия не только сохранить память о древних приморцах, но и вынести знания о них в мир. Экскурсии, походы, экспедиции по разным уголкам края позволяют развивать любовь к краю не только теоретически, но и практически, прошагать, увидеть, пощупать кроме разнообразных древностей замечательную природу с красивейшими пейзажами и творениями рук современников. Полевая жизнь развивает многие нравственные качества характера: коммуникабельность, товарищество, уверенность в себе, волю, выносливость и многое другое. Ведь поле даёт не только красоту, но и трудные переходы в походах, тайфун в экспедициях. Весенний таежный пожар окружал наше зимовьё. Циклон сорвал палатку девчонкам и мальчишки в 4 утра вылезли из своих теплых спальников и под шквальным ливнем восстановили большую стационарную палатку и тент над ней. И лишь когда сильный ветер мешал натянуть тент, разбудили руководителей. Поэтому не случайно дети дружат между собой и вне клуба, и после окончания школы. А сборы ветеранов в наиболее значительные клубные праздники стали традиционными. Школьники с учителями на долгие годы остаются друзьями. В свою очередь соответствующий внутренний психологически климат в коллективе становится стимулом интереса посещения клуба, особенно для школьников без чётко выраженного познавательного интереса. Сочетая познавательный интерес и воспитание можно сделать деятельность более эффективной. Программа по археологии имеет межкурсовые связи не только с историей, но рядом других школьных предметов. Беседы со школьниками на тему успеваемости по истории показали, что у большей части (ранее имевших четвертные оценки ниже «5») оценки поднялись, как минимум, на балл. Основной резкий скачёк даёт 8 класс, в котором изучается древняя и средневековая история Приморья. Здесь даже троечникам удавалось заработать за четверть пятёрку, что в итоге корректировало годовую оценку. Наиболее ярко прогресс прослеживается у детей с высоким и средним уровнем интереса к теоретической археологии. Меньший прогресс характерен для детей с интересом к плевой археологии. Эти дети, как правило, слабо учатся в школе и процесс учения в клубе у них на втором плане после походов и экспедиций. Определённую сумму знаний и умений школьники получают по географии, биологии, геометрии, физике и некоторым другим школьным предметам. Если в школе, в основном, изучаются теоретические аспекты этих наук, то, занимаясь в клубе, дети познают практическое применение теории. В частности: география - не по картинкам, а собственными ногами познаются пойменные и надпойменные террасы разных уровней, исследуются поймы по картам и на местности для определения перспективных мест расположения археологических памятников, мысы, седловины и другие характеристики рельефа перестают быть абстрактными понятиями; биология - умение отличать кости животных и птиц, различие женского и мужского скелета человека, в походах часто встречаются самые различные звери, их следы, норы, гнёзда и т.д. (Семченко Вова рассказав на экзамене по биологии о происхождении человека, используя знания полученные в клубе, получил «5»); геометрия - теорема Пифагора о прямоугольном треугольнике («египетский треугольник») изучается в «Резерве» чуть раньше, чем в школе, при помощи этой теоремы размечаются прямоугольные раскопы; физика - через месяц после изучения в школе диффузии этот процесс разбирается на клубных занятиях, изучая патинизацию; химия - на примере древней керамики разбираются реакции окисления и восстановления; физкультура - походы, работа на раскопах; трудовое обучение - навыки работы со столярным инструментом и т.д. Всё вышеперечисленное позволяет говорить, что в ходе разнообразной работы, сочетая различные средства, приёмы и методы обучения у школьников, занимающихся в клубе юных археологов «Резерв», удаётся сформировать устойчивый интерес к истории, особенно к древней и средневековой. Можно отметить, что на третьем-четвёртом годах занятий в клубе, археология, особенно плевая, для резервовцев становится, по сути, образом жизни. «Скорее бы лето. Ужас, как хочу в экспедицию» и т.п. - одни из самых распространённых реплик у подростков. Здесь уже наблюдается преобразование интереса в склонность.
* * * Аналитическое исследование показывает, что изучение археологии формирует устойчивый интерес к истории, более успешные результаты в этом плане у детей с опосредствованным интересом. У основного же состава школьников устойчивый интерес формируется к древней и средневековой истории, то есть тем временам, которые изучаются методами археологии в клубе. Остальные времена остаются вне сферы этого интереса и на вопрос о влиянии занятий в клубе на школьную успеваемость по истории один из старшеклассников ответил: «Какое же отношение имеет археология к внешней политике Хрущёва?» У небольшой группы школьников, посещающих клуб, устойчивый интерес к истории сформировать не удаётся. Для одних школьников археология - один из способов познания прошлого. Для других - это способ познания какой-то части прошлого и способ организации активного досуга. Для подростков, планирующих связать свою дальнейшую деятельность с историей, приобщение к археологии является мощным стимулом формирования устойчивого интереса к этому. Для остальных подростков увлечение археологией позволяет более полно сформировать представления о прошлом, позволив осознать его не сухим по книжному, а наполненное массой интересных вещей, которые можно не только подержать в руках, но и самому найти. Всё это даёт основание утверждать, что увлечение школьников археологией позволяет дифференцированно сформировать устойчивый интерес к истории.
|