клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

 

Лабораторные занятия

 

Лабораторные работы разнообразны. Основная их задача - дать необходимые практические навыки,  которые являются опорным стимулом развития интереса, в сочетании с новизной содержания и многообразием форм самостоятельной работы.

При всём разнообразии приемов преподавания теоретически материал рано или поздно может приобрести элемент сухости, однообразия, что начнёт снижать интерес. Лабораторные занятия, в первую очередь, должны расширить знания по изучаемому предмету, а уж затем являются приемом, укрепляющим интерес. В процессе работы клуба лабораторные занятия практикуются во всех годах обучения. Основными являются работы с артефактами. Кроме этого проводятся работы с приборами, отрабатываются основные правила и приёмы разбивки раскопов и траншей, правила составления планов памятников, фиксации стратиграфии и т.п.

Если в процессе изучения теоретического материала различные артефакты привлекаются в качестве наглядных пособий, отражающих основные признаки археологической культуры, то лабораторные занятия позволяют школьнику работать с массовым материалом. При изучении археологии Приморья лабораторные занятия присутствуют в каждом разделе.

В развитии устойчивого интереса для ребёнка важен факт непосредственного общения с артефактами, опирающийся на стимулы обновления уже усвоенных знаний и практической необходимости в знаниях. Оба стимула и непосредственная работа с артефактами несут в себе мощный эмоциональны фон, который может длительное время поддерживать интерес к изучаемому предмету.

Лабораторные работы можно проводить по палеолиту и неолитическим культурам. Во время этих занятий закрепляются знания по основным признакам этих археологических культур, рассматриваются на массовом материале характерные и нехарактерные черты. Предоставляется практическая возможность научиться отличать артефакты одной культуры от других, хотя на качественное закрепление этого умения требуется не одно занятие. Существуют отдельные лабораторные занятия с керамикой, как наиболее массовой категорией артефактов на приморских памятниках. Здесь из массы черепков школьники выделяют гончарные и лепные фрагменты, особенности теста и отощителей, рассматриваются различные типы венчиков и способы их изготовления, та же самая работа проводится с доньями, рассматриваются различные приёмы нанесения орнамента, особенности ручек и т.д.

Обработка артефактов - ещё одна форма лабораторных занятий. В данном случае, только первое занятие является обучающим, остальные носят характер необходимой подготовительной работы к летним экспедициям и соревнованиям. Для этого используются дополнительные занятия, которые проводятся после уроков по желанию школьников. Принесенный с памятника артефакт нуждается в промывке или иной очистке, шифровке (маркировке) и упаковке. Очень редко обнаруженный артефакт является чистым, обычно его следует очистить от земли, глины или иного. Существуют основные правила помывки керамики, при этом учитывается качество обжига, орнаментация и ряд других специфичных особенностей. Гораздо проще обрабатываются каменные изделия, если только они не очень тонкие. Разные виды бронз имеют различную сохранность, что обуславливает особенности ее очистки. Наиболее трудоёмко для школьников научиться обрабатывать железо, здесь кроме грязи надо ещё разобраться со ржавчиною. Кость и раковина - наиболее часто встречаемые органические материал и имеют свою специфику обработки.

После того, как артефакты очищены от грязи или иного, они шифруются или маркируются. Шифр состоит из цифровых и буквенных обозначений, включающих название памятника и другие необходимые данные: год находки, конкретное место и т.д. Существует ряд общепринятых правил определяющих расположение шифра на артефакте. Маркировка наносится для идентификации материала с конкретным памятником, поскольку каждый артефакт несёт в себе научную информацию и смешение артефактов с разных памятников может значительно исказить представления о прошлом.

Когда данная работа проведена с находками, важно правильно их упаковать, т.е. обеспечить длительное хранение. Фрагменты керамики, отщепы можно хранить в общей массе в отдельных коробках. Индивидуальные находки хранятся отдельно. Хрупким предметам обеспечивается мягкая подстилка, при этом железо не рекомендуется хранить в вате, поскольку последняя  впитывает и долгое время сохраняет влагу.

Еще одна форма лабораторных работ - реконструкция изделий. Но это уже внеурочная работа, проводится после занятий и по желанию школьников. Обычно это работа по реконструкции сосудов, которые склеиваются из кусочков, иногда собранных не в одном, а в ряде походов на какой-то памятник. В этом случае срабатывает принцип головоломки, когда по ряду признаков, многие из которых очень незначительны, приходится определять в каком месте сосуда находился тот или иной черепок. Увлечённые школьники могут очень долгое время заниматься этой работой. Привлекает маленькое чудо, когда из груды черепков из-под твоих рук входит ваза, кувшин или горшок, конкретное изделие древних людей, разрушенное природой и восстановленное твоими руками.

Стимул интереса в данной работе содержится в понимании её необходимости, ибо без этого невозможно дальнейшее использование артефактов ни в музейной экспозиции, ни в качестве наглядного пособия, ни при дальнейшей научной обработке. Для части школьников эта работа кажется скучной, других увлекает, поэтому ей посвящается свободное время после окончания или до начала занятий и рассчитана на добровольцев. Эта работа позволяет детям ощутить маленький, но собственный вклад в поиски научной информации в длительной череде обработки артефактов.

Даже без раскопок в полевых условиях археологами производится значительный объём работ. Эти работы являются основой для дальнейших исследований, в т.ч. раскопочных, поэтому юный археолог должен знать необходимые действия. Во-первых, надо научиться рисовать топографический план памятников. Это занятие полевое, но прежде школьники в кабинете практикуются рисовать планы по заданным условиям, например: поселение находится на отдельном 8-метровом плоском холме у слияния двух рек, один берег которых лесистый, другой луговой, рядом имеется небольшое озеро, болото и полевая дорога, памятник находится в 2 км юго-западнее с. Глухомановка и т.д. Примерно по этому же принципу обучаются рисовать стратиграфию, план находок в шурфе. Отдельные занятия проводятся по рисованию артефактов.

Для рисования артефактов существуют правила расположения источника освещения и соответствующее нанесение на рисунок светотени. Ряд правил оговаривают рисование артефактов из дерева, керамики, камня (оббитого, шлифованного и пикетированного), бронзы, железа и кости.

Здесь срабатывают стимулы «практической необходимости» в знаниях и «многообразие форм самостоятельной работы». Для ряда школьников ведущим является стимул «новизна содержания работы».

Для работы с приборами можно отвести одно занятие (2 часа) в конце первого учебного года, на котором школьники обучаются пользованию нивелиром, теодолитом, буссолью и обычным компасом. В последующие годы обучения в течение учебного года один-два раза проводятся короткие повторения для закрепления имеющихся навыков.

Компас - основной прибор при проведении археологических разведок, при помощи которого производится привязка обнаруженного памятника к местности, правильно ориентируется план памятника на листе. Компасом обычно ориентируют раскоп. При работе с компасом напоминаются приёмы ориентирования по сторонам света и определение азимута. В той или иной степени этими умениями владеют многие школьники ещё до прихода в клуб.

Буссоль - более точная разновидность компаса с лучшими возможностями съёмки азимутов. Этим прибором школьники быстро научаются пользоваться.

Нивелир - основной прибор, применяемый на раскопе. Им фиксируются все изменения по глубине или высоте. Существуют свои приёмы настройки этого прибора, работа с рейкой, определение расстояний.

Теодолит - более сложный геодезический прибор, чем нивелир, хотя может работать и как последний. В археологии применяется для инструментальной съёмки топографических планов памятников. Школьники обучаются основным азам работы на этом приборе.

В этом случае ведущими являются те же стимулы, что и при работе с рисунком. Нам приходилось слышать от родителей, как их дети с гордостью заявляли дома, что научились пользоваться тем или иным прибором. Овладение приборами проявляет в ребёнке фактор своей значительности, что важно для подростка, и также стимулирует познавательный интерес.

Ещё одна лабораторная работа, которая проводится в конце учебного года - обучение разбивке раскопа. Для этого во дворе клуба школьниками проводится весь объем необходимых работ:  ориентирование по сторонам света, построение прямых улов по теореме Пифагора, метровая разметка, натяжка сетки. Овладевание этими умениями экономит время работы в экспедициях. Рассказываются основные правила ведения раскопочной документации, но поскольку это персональная работа начальника раскопа, то ей обучаются в полном объеме лишь школьники, участвующие в краевых соревнованиях. Основной стимул интереса в данной работе - необходимость в практических знаниях.

Всё это, в комплексе с другими, позволяет поддерживать и развивать устойчивый интерес школьников к изучаемому предмету.

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz