клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

В музее ДВГУ

 

В музее С.Н. Гарпенко

 

В музее Сергеевской школы

 

На Краснояровском городище

 

На Борисовском городище

 

На Барановском вулкане

 

Полевые занятия и экскурсии

 

В программе работы клуба предусмотрены занятия в полевых условиях или приближённые к ним. К этой категории занятий относим экскурсии, походы и экспедиции.

Экскурсия как метод обучения давно и широко используется в учебной и внеклассной работе. Активное применение нашёл этот метод при изучении истории. Экскурсии могут быть как непродолжительными, так и длительными. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский считают археологическую экскурсию особой группой экскурсий (Родин, Соколовский 1974: С.18).

Экскурсия имеет большие педагогические возможности: конкретизация понятия; содействие созданию ярких, образных представлений; привлечение разнообразных источников знания; воспроизведение лучшим образом изучаемых явлений и событий, реконструкция прошлого. По месту в учебной работе методистами различаются следующие типы экскурсий: вводная - перед изучением темы; урок-экскурсия - во время изучения темы; итоговая - после изучения темы и обзорная - завершающая тему или ряд тем (Методика ... 1978: С.167-168). В практике «Резерва» используются все эти типы экскурсий, но основное внимание стараемся уделять итоговым и обзорным.

Экскурсия способствует: развитию мышления и воображения учащихся; активизирует и обогащает познавательную деятельность; возбуждает и развивает интерес к далёкому прошлому; формирует мировоззрение; расширяет кругозор; повышает культуру; решает воспитательные задачи.

Успех экскурсии в значительно мере определяется тем, насколько сам учитель проявил интерес к данной работе. Экскурсия должна быть должным образом подготовлена. Существует несколько видов экскурсионных методов, но для археологических экскурсий подходят не все. Наиболее целесообразно использовать методы показа (анализа) объекта, рассказ, беседа, движение. Подробно эти методы рассматриваются А.Ф. Родиным и Ю.Е. Соколовским (Родин, Соколовский 1965: С.62-101).

Важнейшая задача экскурсии - научить детей видеть в объекте его прошлое. Как отмечают методисты, эмоционально-насыщенный образный рассказ учителя помогает как бы перенестись школьникам в ту эпоху, стать как бы современниками определённых исторических событий (Кацюба, Гиндлин 1975: С.19).

Во время проведения экскурсии активизируются почти все стимулы познавательных интересов.

В практике работы клуба юных археологов «Резерв» экскурсии проводятся в музеи и на археологические памятники. Поскольку методика их проведения различна, то первые так и именуются - экскурсии, за вторыми закрепилось название - походы.

Наиболее известные археологические коллекции в Приморье экспонируются во Владивостоке (краевой музей им. В.К.Арсеньева, музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, музей археологии и этнологии ДВГУ) и в с.Сергеевка Партизанского района (школьный музей, частный музей С.Н. Гарпенко). Если в Сергеевку в настоящее время съездить на экскурсию проблематично, то Владивосток является более доступным. При посещении владивостокских музеев в основу ставится знакомство детей с артефактами, на основе которых написана древняя история края. Увидеть вещи более впечатлительно, чем их рисунки или фотографии. Кроме того, появляется возможность увидеть учёных, о которых столько рассказывали или читали.

Огромный потенциал в развитии познавательных и других интересов имеет создание музея. Клубный музей долгое время находился в коробках. Теперь, когда получено помещение, школьники привлекаются к его оформлению. О роли музейного дела в развитии и воспитании детей написано очень много, но в нашей практике этот опыт только начинает нарабатываться.

Поход - основной тип полевых занятий. При этом походы могут являться как учебными, так и исследовательскими. Учебные походы проводятся для школьников первого года обучения. Их основная задача - научить ребёнка ориентироваться в особенностях микрорельефа, определять искусственные изменения ландшафта, отличать археологические памятники от иных объектов. В настоящее время используются четыре учебных маршрута походов, обязательных для первогодок.

Первый поход - Краснояровское городище (с. Утёсное Уссурийского района). Городище существовало в XII-XIII вв. Открыто в 1868 году. Исследования велись до революции, в 60-х годах, немного в 80-х годах и продолжены с 1995 г. Сегодня памятник отождествляется с г. Кайюань, столицей государства Восточное Ся. Поход полностью пеший (13 км). Развёрнутая история этого памятника рассказывается по пути на городище. На месте осматриваются валы, рвы, следы жилищ, раскопы последних лет. Основная цель этого похода - научить определять на местности крупный город и следы сооружений в нём. После знакомства с памятником дети обедают, затем проводится игровая программа, и пеший переход домой завершает поход.

Второй поход - Борисовский комплекс (окрестности с. Борисовка Уссурийского района). До с. Борисовка и обратно группа передвигается на рейсовом автобусе, остальное - 10-километровый пеший переход. Во время похода осматриваются могильник Борисовка-11, затем Борисовское городище, поселения Корсаковка-16 - 17 и Борисовка-3. На могильнике рассматриваются раскопанные могилы и западины от могил. На городище (открыто в 1916 г.) осматриваются валы разных времён, западины от жилищ и колодец. На поселениях - западины от жилищ и хозяйственных ям, следы дороги (одной из самых древних в Приморье). Во время переходов разбираются на местности различные топографические объекты: пойменные и разные уровни надпойменных террас, мысы, плато и их связь с расположением археологических памятников. Расписание движения автобуса таково, что поход сжат, обед проводится на пути к Борисовке-3, после осмотра которой школьники выходят к автобусу. Для игр в походе редко остаётся время. Основная цель этого похода - научить различать западины могил, жилищ, хозяйственных ям и колодцев. Научиться определять на местности малые городища по их фортификационным сооружениям и древние дороги.

Третий поход - Михайловский комплекс (окрестности сёл Михайловка и Васильевка Михайловского района). До Михайловских дач группа доезжает рейсовым автобусом, затем 8- или 10-километровый пеший переход и возвращение в город автобусом от с. Воздвиженка. Непосредственно у дач осматривается одно из крупнейших мохэских поселений в Приморье Михайловка-2, на котором раскопан 4 жилища существовавшие в конце 4 в. Здесь осматриваются западины, показываются раскопы со следами жилищ, шурфы, траншея, по краю карьера производится сбор подъемного материала. За дачами осматривается ещё два мохэских поселения. После чего группа обедает, играет и выходит на трассу. Основная цель похода - научиться выявлять на местности древнее поселение.

Четвертый поход - Барановский вулкан (окрестности с. Тереховка Надеждинского района). До ст. Барановский и обратно группа следует электричкой, на месте - 3-километровый пеший переход. Вулкан является природным памятником, археологами зафиксирована здесь лишь случайная находка - каменный топор, следы поселения не выявлены. Здесь одна из расщелин небольшим ручьём превращена в живописный каньон с каскадом водопадов. С вершины открывается прекрасный вид на долину, видны следы промывания русла рекой Раздольной, после того как около полумиллиона лет назад оно от Ханки развернулось в море. Осматривается жерло вулкана, переход над скальником и спуск по крутому склону. После обеда остаётся масса времени для игр. Основная цель похода - отработать навыки передвижения в пересеченных условиях и просто полюбоваться красивым уголком края.

Учебные походы проводятся и на другие археологические памятники, они связаны с изучением определённой теоретической темы. Изучение теории сопровождается посещением памятников изучаемой эпохи. В силу различных обстоятельств: погодные условия, удаление памятника от города и характер расписания рейсовых автобусов, толщина снежного покрова и т.д. Эти походы могут быть как вводными, так итоговыми или обзорными. В окрестностях Уссурийска имеются археологические памятники всех эпох, которые являются опорными при изучении этих эпох. К их числу относятся палеолитическое поселение Партизан-1 у ст. Баневурово, неолитическое поселение зайсановской культуры Кроуновка-1 и Корсаковка-20, поселения эпохи бронз у к/х «Золотой Колос», множество поселений кроуновской культуры железного века, мохэские поселения у с. Борисовка, множество бохайских памятников. Краснояровское городище - яркий памятник чжурчжэньской эпохи. Позднесредневековые памятники имеются у с. Красный Яр. Один из ярчайших памятников янковской культуры - Чапаево, располагается в окрестностях Тавричанки. Раз в год мы посещаем эти памятники.

Туристские навыки передвижения в тех или иных условиях отрабатываются в каждом походе, они необходимы для будущих исследовательских работ. Кроме того, на Барановском вулкане имеются три скалодрома, на которых спелеологи и скалолазы отрабатывают подъёмы со спусками (вертикальное движение) и траверс (горизонтальное движение). Если для вертикали требуется специальная страховка, то на траверсе дети ползают с огромным удовольствием, но это делается в тёплое время года. Чем разнообразнее учебный поход, тем он более интересен для школьников. Узко археологические походы интересны для старших школьников, но это, как правило, исследовательские походы.

Помимо всего, походы являются прекрасным средством укрепления здоровья и развития физической подготовки.

Наша практика показывает, что в клубе имеется группа детей, для которых интересны не теоретические занятия, а походы, лишь это их удерживает в «Резерве». Нередко они слабее занимаются, менее активны на занятиях, поэтому к ним мы используем индивидуальный подход для развития интереса к науке. Эти дети с большим удовольствием занимаются какими-то практическими делами, что им обычно и предлагается.

Помимо решения учебных задач походы позволяют лучше узнать детей, составить более полный их психологический портрет. Необходимо отметить, что в походах возникают как физические, так и психологические проблемы, самостоятельное решение которых ребёнком в гораздо большей степени раскрывает его потенциал, инициативу, качества. Да и сами дети в таких ситуациях оценивают своих товарищей и педагогов. Зачастую именно благодаря походам складывается активное ядро клуба.

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz