клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

Дальнейшее углубление интереса к прошлому

 

Активизация и углубление интереса происходит в первый год обучения в клубе. В последующие годы происходит дальнейшее углубление интереса к истории и археологии. Далее основная нагрузка лежит на развитии объема интереса, то есть прилагаются усилия к развитию широкого интереса - ещё большим интересуется, ещё глубже разбирается.

В начале второго учебного года предлагается изучение короткого курса истории первобытного общества (24 часа). Здесь рассматриваются пять тем: Антропосоциогенез, Брак и семья в первобытном обществе, Происхождение и ранние форм религии,  Мифология, Происхождение искусства.

Затем весь изучаемый материал предлагается разделить на два курса: первобытной археологии и средневековой археологии и истории Приморья. Курс первобытной археологии состоит из двух разделов: Каменный век Приморья (80 часов) и Палеометалл Приморья (64 часа). Первый раздел посвящён изучению специфики каменного инвентаря, затем изучаются палеолитические памятники Восточного и Южного Приморья, проблема перехода к неолиту, неолитические культуры. Второй раздел посвящён культурам бронзового и железного веков.

Курс средневековой археологии и истории включает три раздела: Раннее средневековье 54 часа), Развитое средневековье (64 часа) и Приморье в позднесредневековое и новое время (30 часов). В этих разделах изучаются темы, информация о которых получена из археологических источников. В последнем разделе привлекаются исторические источники, поскольку археологические источники здесь крайне скудны.

Третий год обучения также предлагается разделить на два курса, аналогичных второму году обучения. Здесь первобытный курс содержит пять разделов: Историография первобытной археологии Приморья (12 часов); Проблемы палеолита Дальнего Востока (28 часов); Проблемы неолита Дальнего Востока (44 часа). Проблемы палеометалла Дальнего Востока (50 часов); Традиции и инновации в культуре (22 часа). Средневековый курс включает три раздела: Средневековые религии в Приморье (6 часов); Раннее средневековье (74 часа); Развитое средневековье в Приморье (78 часов). Здесь основное внимание уделяется историческим источникам, хотя не оставляются без внимания и археологические.

В группе четвёртого-пятого годов обучения основное внимание необходимо уделять исследовательской работе, о чём говорилось выше. Теоретические занятия проводятся лишь по мере появления новой научной информации (издание монографии, работа научной конференции т.п.).

Начиная со второго года обучения, источниками формирования познавательного интереса продолжают оставаться 1) содержание учебного материала и 2) процесс учения, как процесс организации познавательной деятельности учащихся. Из способов стимуляции содержанием наиболее активно используется обновление уже усвоенных знаний, практическая необходимость в знаниях и новизна содержания. Активно используются все стимулы характером и организацией деятельности.

В эти годы обучения познавательный интерес продолжает активно укрепляться и дополняться непосредственным интересом, а у отдельных школьников появляется и опосредствованный. Общий интерес становится более активным, широким, глубоким, что в совокупности составляет устойчивый интерес.

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz