клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

Заключение

 

Формирование устойчивого интереса к истории в дополнительном образовании ориентировано не только на любознательных, но и на детей со средним или низким уровнем интересов. Добровольность, как основное условие работы учреждения дополнительного образования вносит свою специфику, определяет особенности внешкольной работы как таковой.

Увлечение детей археологией позволяет сформировать у школьников устойчивый интерес к истории, особенно древней и средневековой.

На основе опыта работы со школьниками в клубе юных археологов «Резерв» мы попытались рассмотреть содержание и средства формирования у школьников устойчивого интереса к истории в целом и к древней истории Приморья в частности, в системе дополнительного образования на основе одной из исторических наук - археологии. Параллельно восполняется пробел в методике обучения, развития умений и навыков, воспитании должного отношения к свидетельствам минувшего. Нами сделана попытка приобщения детей к миру археологии - давно минувшим временам и приёмам их исследования: полевым и лабораторным.

Опираясь на классификацию А.Г. Ковалёва, приведенную во введении, можно резюмировать, что в клубе юных археологов «Резерв» происходит формирование следующих интересов: по содержанию - познавательный; непосредственный, реже встречается опосредствованный; по уровню действенности - активный, отдельных школьников устраивает пассивный; по объему - предпринимается всё возможное для развития широкого; по глубине - упор делается на глубокий; по устойчивости - основное внимание уделяется устойчивому.

. Авторская методика опирается не на всю историю в целом, а лишь на одну из исторических наук - археологию. Учитывая синтетичность и сложность многих археологических знаний, эта работа имеет несколько этапов. Первым этапом является приобщение школьников к миру древностей. Сначала развивается интерес к археологическим материалам и памятникам. К самой археологии, как исторической науке формирование интереса происходит при помощи знакомства с методами археологических исследований, историей науки, воспитанием должного отношения к историческому наследию.

Вторым этапом является углубление интереса к миру древностей. Здесь происходит более детальное знакомство с прошлым Приморья, что достигается сочетанием теоретических, лабораторных и практических занятий. Огромный стимулирующий потенциал имеет исследовательская работа детей и соревнования. Обязательно учитывается принцип дифференциации.

К концу занятий в клубе познавательный интерес становится не только учебным, но для отдельных школьников может быть и специально научным.

Привлечение подростков к археологии в Приморье практикуется вот уже более 30 лет. Эта работа осуществляется путём создания специализированных классов с углубленным изучением истории, кружков и клубов в школах и учреждениях дополнительного образования, либо группа школьников набиралась по объявлениям научных учреждений для участия в раскопках (лагерь труда и отдыха), были туристские группы выезжавшие в экспедиции для укрепления коллектива (Муратов 1989: С.97-98; Сапфиров, Фурлет 1987: С.76-77; Чупахина 1987: С.74-75; Шамшин 1998: С.58-59). Различными средствами в процессе работы учителя решали образовательные и развивающие вопросы, но воспитание через приобщение к исследованию древностей имеет множество аналогов у разных детских объединений. В Приморье накоплен большой практический опыт по данной работе, небольшая часть его обобщена методистами краевого Центра детско-юношеского туризма и экскурсии, но ещё огромный пласт этой информации хранится, в лучшем случае, в районных или городских информационно-методических центрах (методкабинетах), в личных архивах учителей или вообще ни как не обработан.

Необходимо отметить, хотя профориентация не является основой работы клуба, на истфак УГПИ в разные годы поступили Н.Талипова, Ю.Попович А.Ким, Е.Окишев, К.Пилипенко. А.Ким поступил в аспирантуру. Выпускники клуба поддерживают с «Резервом» контакты, даже проживая в других регионах России и за рубежом.

Данная работа явилась итогом 10-летней работы в клубе юных археологов «Резерв». По её результатам можно утверждать, что процесс формирования устойчивого интереса к истории у школьников позволяет организовать краеведческую работу более эффективно. Здесь предлагается концепция содержания и система средств для формирования этого интереса. Внедрение полученных результатов в практику других коллективов юных археологов позволит разнообразить их опыт работы, избежать ошибки, допущенные нами и ,возможно даже, – поднять им уровень подготовки.

Работа клуба юных археологов «Резерв» продолжается. Каждый новый учебный год приносит новые педагогические проблемы, рождает эксперименты, совершенствует накопленный опыт.

 

Литература

 

    Алексеев Д.А. К истории деятельности школьного археологического клуба «Искатель». // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999. С.25-26.

    Артемьева Н.Г.  Предметы защитного вооружения с Краснояровского городища. // Вестник ДВО РАН. 1999. №5. С.36-41.

    Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. // Преподавание истории в школе. 1995, №3. С.29-41.

    Бродянский Д.Л. Оружие дальневосточного палеометалла. // Освоение Северной Пасифики. Владивосток, Изд-во ДВГУ. 1996. С.77-99.

    Вагин А..А. Методы обучения истории в школе. М. «Просвещение». 1972. - 351 с.

    Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. М. «Просвещение». 1988. - 111 с.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с.

    История Российского Приморья. Учебное пособие. Владивосток. «Дальнаука». 1998. - 336 с.

    Кацюба Д.В., Гиндлин И.Б. Практические занятия по курсу «историческое краеведение». М. Изд-во МГУ. 1975.

    Ковалёв А.Г. Психология личности. М. «Просвещение». 1970. - 391 с.

    Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение». 1980. - 224 с.

    Константинов А.В., Разгильдеева И.И. Истоки школьной археологии в Забайкалье. Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999. С. 17-20.

    Краткий психологический словарь. / сост. Л.А. Карпенко. М. «Политиздат». 1985. - 431 с.

    Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М. «Высшая школа». 1989. - 223 с.

    Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М. «Просвещение». 1996. - 304 с.

    Методика историко-краеведческой работы в школе. М. «Просвещение». 1978.

    Методика историко-краеведческой работы в школе. М. «Просвещение». 1982.

    Муратов А. Из опыта работ историко-краеведческого клуба Рощинской средней школы. // Проблемы краеведения. (Арсеньевские чтения). Тезисы докладов. Уссурийск. 1989. С.97-98.

    Никитин Ю.Г. Население долины реки Суйфун в предгосударственный период. // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э.В. Шавкунова. Владивосток, ДВГУ. 2000. С. 143-157.

    Об итогах III Всероссийского конкурса авторских программ в системе дополнительного образования. // Вестник образования. 1998. №7. с

    Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. М. «Педагогика». 1978. - 192 с.

    Психология и педагогика. / Ред. А.А. Радугин. М. «Центр». 1996. - 336 с.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1965.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1974.

    Рольфес И. Дидактика истории: история, понятие, предмет. // Преподавание истории в школе. 1997. №7. С.29-32.

    Сапфиров Д.А., Фурлет В. Итоги работы кружка юных археологов СШ № 2 г. Артёма. // Проблемы краеведения Приморья. Уссурийск. 1987. С.76-77.

   Скворцова Н.Г. Элемент смеховой культуры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.42-43.

    Стражев А.И. Методика преподавания истории. М. «Просвещение». 1964.

    Чупахина Е.В. О работе кружка археологии Владивостокского Дворца пионеров и школьников. // Проблемы краеведения Приморья. Уссурийск. 1987. С.74-75.

    Шавкунов Э.В. Предварительные итоги российско-корейских археологических исследований 1993 года. // Вестник ДВО РАН. 1994. №2. С.105-110.

    Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.58-59.

   Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. «Педагогика». 1971. - 352 с.

 

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz