А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Заключение
Формирование устойчивого интереса к истории в дополнительном образовании ориентировано не только на любознательных, но и на детей со средним или низким уровнем интересов. Добровольность, как основное условие работы учреждения дополнительного образования вносит свою специфику, определяет особенности внешкольной работы как таковой. Увлечение детей археологией позволяет сформировать у школьников устойчивый интерес к истории, особенно древней и средневековой. На основе опыта работы со школьниками в клубе юных археологов «Резерв» мы попытались рассмотреть содержание и средства формирования у школьников устойчивого интереса к истории в целом и к древней истории Приморья в частности, в системе дополнительного образования на основе одной из исторических наук - археологии. Параллельно восполняется пробел в методике обучения, развития умений и навыков, воспитании должного отношения к свидетельствам минувшего. Нами сделана попытка приобщения детей к миру археологии - давно минувшим временам и приёмам их исследования: полевым и лабораторным. Опираясь на классификацию А.Г. Ковалёва, приведенную во введении, можно резюмировать, что в клубе юных археологов «Резерв» происходит формирование следующих интересов: по содержанию - познавательный; непосредственный, реже встречается опосредствованный; по уровню действенности - активный, отдельных школьников устраивает пассивный; по объему - предпринимается всё возможное для развития широкого; по глубине - упор делается на глубокий; по устойчивости - основное внимание уделяется устойчивому. . Авторская методика опирается не на всю историю в целом, а лишь на одну из исторических наук - археологию. Учитывая синтетичность и сложность многих археологических знаний, эта работа имеет несколько этапов. Первым этапом является приобщение школьников к миру древностей. Сначала развивается интерес к археологическим материалам и памятникам. К самой археологии, как исторической науке формирование интереса происходит при помощи знакомства с методами археологических исследований, историей науки, воспитанием должного отношения к историческому наследию. Вторым этапом является углубление интереса к миру древностей. Здесь происходит более детальное знакомство с прошлым Приморья, что достигается сочетанием теоретических, лабораторных и практических занятий. Огромный стимулирующий потенциал имеет исследовательская работа детей и соревнования. Обязательно учитывается принцип дифференциации. К концу занятий в клубе познавательный интерес становится не только учебным, но для отдельных школьников может быть и специально научным. Привлечение подростков к археологии в Приморье практикуется вот уже более 30 лет. Эта работа осуществляется путём создания специализированных классов с углубленным изучением истории, кружков и клубов в школах и учреждениях дополнительного образования, либо группа школьников набиралась по объявлениям научных учреждений для участия в раскопках (лагерь труда и отдыха), были туристские группы выезжавшие в экспедиции для укрепления коллектива (Муратов 1989: С.97-98; Сапфиров, Фурлет 1987: С.76-77; Чупахина 1987: С.74-75; Шамшин 1998: С.58-59). Различными средствами в процессе работы учителя решали образовательные и развивающие вопросы, но воспитание через приобщение к исследованию древностей имеет множество аналогов у разных детских объединений. В Приморье накоплен большой практический опыт по данной работе, небольшая часть его обобщена методистами краевого Центра детско-юношеского туризма и экскурсии, но ещё огромный пласт этой информации хранится, в лучшем случае, в районных или городских информационно-методических центрах (методкабинетах), в личных архивах учителей или вообще ни как не обработан. Необходимо отметить, хотя профориентация не является основой работы клуба, на истфак УГПИ в разные годы поступили Н.Талипова, Ю.Попович А.Ким, Е.Окишев, К.Пилипенко. А.Ким поступил в аспирантуру. Выпускники клуба поддерживают с «Резервом» контакты, даже проживая в других регионах России и за рубежом. Данная работа явилась итогом 10-летней работы в клубе юных археологов «Резерв». По её результатам можно утверждать, что процесс формирования устойчивого интереса к истории у школьников позволяет организовать краеведческую работу более эффективно. Здесь предлагается концепция содержания и система средств для формирования этого интереса. Внедрение полученных результатов в практику других коллективов юных археологов позволит разнообразить их опыт работы, избежать ошибки, допущенные нами и ,возможно даже, – поднять им уровень подготовки. Работа клуба юных археологов «Резерв» продолжается. Каждый новый учебный год приносит новые педагогические проблемы, рождает эксперименты, совершенствует накопленный опыт.
Литература
Алексеев Д.А. К истории деятельности школьного археологического клуба «Искатель». // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999. С.25-26. Артемьева Н.Г. Предметы защитного вооружения с Краснояровского городища. // Вестник ДВО РАН. 1999. №5. С.36-41. Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. // Преподавание истории в школе. 1995, №3. С.29-41. Бродянский Д.Л. Оружие дальневосточного палеометалла. // Освоение Северной Пасифики. Владивосток, Изд-во ДВГУ. 1996. С.77-99. Вагин А..А. Методы обучения истории в школе. М. «Просвещение». 1972. - 351 с. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. М. «Просвещение». 1988. - 111 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с. История Российского Приморья. Учебное пособие. Владивосток. «Дальнаука». 1998. - 336 с. Кацюба Д.В., Гиндлин И.Б. Практические занятия по курсу «историческое краеведение». М. Изд-во МГУ. 1975. Ковалёв А.Г. Психология личности. М. «Просвещение». 1970. - 391 с. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение». 1980. - 224 с. Константинов А.В., Разгильдеева И.И. Истоки школьной археологии в Забайкалье. Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999. С. 17-20. Краткий психологический словарь. / сост. Л.А. Карпенко. М. «Политиздат». 1985. - 431 с. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М. «Высшая школа». 1989. - 223 с. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М. «Просвещение». 1996. - 304 с. Методика историко-краеведческой работы в школе. М. «Просвещение». 1978. Методика историко-краеведческой работы в школе. М. «Просвещение». 1982. Муратов А. Из опыта работ историко-краеведческого клуба Рощинской средней школы. // Проблемы краеведения. (Арсеньевские чтения). Тезисы докладов. Уссурийск. 1989. С.97-98. Никитин Ю.Г. Население долины реки Суйфун в предгосударственный период. // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э.В. Шавкунова. Владивосток, ДВГУ. 2000. С. 143-157. Об итогах III Всероссийского конкурса авторских программ в системе дополнительного образования. // Вестник образования. 1998. №7. с Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. М. «Педагогика». 1978. - 192 с. Психология и педагогика. / Ред. А.А. Радугин. М. «Центр». 1996. - 336 с. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1965. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1974. Рольфес И. Дидактика истории: история, понятие, предмет. // Преподавание истории в школе. 1997. №7. С.29-32. Сапфиров Д.А., Фурлет В. Итоги работы кружка юных археологов СШ № 2 г. Артёма. // Проблемы краеведения Приморья. Уссурийск. 1987. С.76-77. Скворцова Н.Г. Элемент смеховой культуры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.42-43. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М. «Просвещение». 1964. Чупахина Е.В. О работе кружка археологии Владивостокского Дворца пионеров и школьников. // Проблемы краеведения Приморья. Уссурийск. 1987. С.74-75. Шавкунов Э.В. Предварительные итоги российско-корейских археологических исследований 1993 года. // Вестник ДВО РАН. 1994. №2. С.105-110. Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.58-59. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. «Педагогика». 1971. - 352 с.
|