клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

Работа с литературой (библиографическая)

 

Литературные (библиографические) исследования, в отличие от предыдущих, не пользуются большой популярностью, но интересно для детей, пытающихся более досконально разобраться в каком-то вопросе (опосредствованный интерес). Чаще всего такая потребность возникает при написании доклада. В отношении написания докладов можно выделить два уровня взаимодействующих интересов: внутренний и внешний. Первый базируется на желании ребёнка разобраться в каком-то вопросе. Второй - на оценке доклада на слёте или конференции. На краевых слётах или конференциях юных археологов каждый доклад оценивается конкретными баллами с присуждением места. Работа с литературой основывается на сравнении материала обрабатываемого школьником с опубликованным учёными для определения культурной принадлежности, датировки, аналогии и т.п. Либо на критике или подтверждении опубликованного, но это встречается гораздо реже. Во-первых, уровень школьных исследований значительно ниже. Во-вторых, стереотип безусловного доверия печатному слову или авторитету имени учёного нередко парализует логику школьника. В таких случаях учителю необходимо уметь объяснить школьнику, что у него получились такие же результаты как и в книге не только потому, что он прав, но и область его исследований была смежной с опубликованной и его работа дополнительно подтверждает итоги учёных. Или, у него другой результат и это не означает, что школьник не прав. Опубликованные результаты получены на другом материале или в другой местности или данные по долине Суйфуна обобщены лишь по одному памятнику, а у школьника рассмотрено много памятников, что является более надёжным т.д. Данная работа завершается осознанием школьником того, что он не просто что-то нашёл, а внёс определённый, пусть даже маленький, но зато собственный интеллектуальный вклад в науку.

В целом можно отметить, что исследовательская работа наиболее мощно активизирует творческий потенциал интереса в тесном переплетении с иными стимулами.

Наряду с положительными факторами, методистами отмечаются определённые недостатки ученических исследований: отсутствие должного самостоятельного анализа фактов, источников, собственных выводов, рабочих гипотез, глубокого поиска, доказательности в суждениях; узкая источниковедческая база исследований; неполнота исследования при непосредственном изложении материала; недостаточное раскрытие причинно-следственной связи и закономерности. Причины этих недостатков кроются в отсутствии рациональной и постоянной методической помощи учащимся; недостаточная обеспеченность ученических исследований качественными источниками; слишком общий характер тематики исследований; неумение учителя руководить творческой деятельностью учеников (Методика ... 1978: С.64-65). С некоторыми недостатками и их причинами приходилось сталкиваться в нашей практике. Вместе с тем, надо заметить, доклады школьников из «Резерва» начиная с 1990 г. ни на краевых, ни на республиканских конференциях ни разу не оставались без призового места. В докладах школьников обработаны различные открытия уссурийских юных археологов, в том числе уникальные - Корсаковская кумирня, дольмен, скифский наконечник.

Отдельные открытия резервовцев отражены в научных изданиях (Шавкунов 1994: С.108; Бродянский 1996: С.93; Артемьева 1999: С.37; Никитин 2000: С.143) и даже вошли в новый учебник истории Приморья (Корсаковская кумирня).

Исследовательская работа школьников - важная ступень в развитии устойчивого интереса детей к миру древностей и истории в целом. Эта работа усиливает все виды интересов.

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz