клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

 

Теоретические занятия

 

Теоретическим занятиям отводится основная масса учебного времени в работе клуба. Фундамент этих занятий - изучение первобытной и средневековой археологии края. В первый год обучения в клубе школьники изучают основы истории Приморья. В последующие годы происходит углубленное изучение первобытной и средневековой истории края на основе археологических методов исследования прошлого.

Содержание учебного материала - один из источников формирования познавательных интересов. При подборе содержания занятий необходимо соблюдать ряд требований, которые стимулируют интерес учащихся, к ним относятся: 1) новизна содержания; 2) обновление знаний; 3) практическая необходимость в знаниях; 4) показ учащимся современных научных достижений (Щукина, 1971. С.130-145).

В первый год обучения в основу содержания положена информация об истории края и материальной культуре, это сведения, почерпнутые из летописных источников и реконструированные на их анализе, а также сведения, полученные о различных областях деятельности древнего населения путём анализа археологических источников. Если при изучении средневековой истории преобладающими являются первые и вторые сведения, то при изучении первобытной истории преобладают вторые сведения. Историческая информация включает материалы по быту, хозяйству и духовной культуре первобытного населения. В отношении средневекового населения добавляется политическая история государств, в состав которых входило Приморье.

Анализ археологических источников позволяет ученым реконструировать быт древнего населения: какие места выбирались под поселения; какими были эти поселения; как выглядели жилища, набор домашней утвари; в каких местах и как хоронили усопших. Он даёт массу материалов о хозяйстве: каким оружием, а, следовательно, на какую дичь, охотились; какими орудиями обрабатывали землю, что характеризует уровень земледелия; каких животных выращивали; чем воевали; с кем торговали. Этот анализ позволяет заглянуть в мир духовной культуры: что входило в понятие «красоты». Какие существовали представления о потустороннем мире, религиозные представления и рациональные знания, многое другое. Данная информация накоплена учёными практически по всем археологическим культурам различных исторических эпох.

Летописные сведения либо дополняют знания, полученные в результате анализа археологических источников, либо дают знания, которые невозможно получить иным путём: политическая история государств, легенды о происхождении народов, биографические материалы и т.п.

Под материальной культурой понимаются собственно археологические источники, на основе анализа которых моделизируются различные стороны жизни древнего населения. Эти данные изучаются по каждой археологической культуре. Основной набор артефактов по каждой археологической культуре и их отличия от артефактов других культур, конструктивные особенности жилищ, погребений, иных объектов. Разновидности артефактов и объектов единого назначения в рамках одной археологической культуры.

Исторические сведения и материальная культура каждой археологической культуры изучаются вместе, таким образом, каждое теоретическое занятие включает работу с одними и другими сведениями, в результате чего формируется целостное восприятие эпох.

Накануне летних экспедиций теоретически изучаются организация летнего лагеря, быта, процесса конкретных археологических исследований.

На занятиях второго-третьего годов обучения методика обучения остаётся прежней, содержание значительно углубляется, рассматриваются не только общепринятые концепции, но спорные и альтернативные варианты. Школьники более глубоко знакомятся с основами анализа археологических источников. Важно не только дать школьнику какой-либо объем информации о прошлом края, но и показать каким образом получена эта информация, что в науке неоспоримо, что наоборот. Все эти знания позволяют в дальнейшем человеку не только правильно разбираться в истории, но и закладывается фундамент для анализа иных аспектов своей деятельности.

При работе со школьниками четвёртого-пятого годов обучения теоретическим занятиям отводится меньший объем, по сравнению с лабораторными и практическими. В основной массе эти школьники успешно ориентируются в исторических событиях и реалиях археологической науки. Теоретические занятия проводятся по мере появления новой научной информации (выход новой монографии, знакомство с материалами конференций и т.п.).

Основная масса изучаемого теоретического материала не содержится в учебнике по истории Приморского края, она является для школьника новой, что стимулирует познавательный интерес.

Каждый из обучающихся в клубе школьников ориентирован на участие в летних экспедициях, и хотя бы раз участвует в разведочных работах, где может показать своё знание материала. Именно это активизирует интерес стимулом «практической необходимостью» в знаниях. Чтобы данный стимул мог быть задействован, в течение учебного года на занятиях мы прибегаем к различным «живым» историям о том как студенты выбросили в отвал каменный топор и т.п., да и посещение когда-то раскапывавшихся памятников, в отвалах которых нередко обнаруживаются находки, показывают ребятам насколько необходимо быть не только внимательным, но и прекрасно разбираться в артефактах, даже в их фрагментарном состоянии. Ориентация детей в последних достижениях науки также стимулирует познавательный интерес. От части это элемент самовыражения: «я знаю больше, чем мои одноклассники и даже школьные учителя», от части здесь срабатывает предыдущий стимул, а именно «летом на соревнованиях я (наша команда) будем лучше разбираться в этом, чем другие».

Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что теоретические занятия развивают познавательный интерес ребёнка к миру древностей и к истории, углубляет и расширяет его, делая его более устойчивым.

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz