А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
Резервовцы на разведке в долине р.Комаровки
Резервовцы на раскопках Кроуновки-1
|
Знакомство с методами археологических исследований.
Знакомство с методами археологических исследований несёт в себе такой фактор стимуляции познавательного интереса, как практическая необходимость в знаниях. Рядом дидактов отмечается, что познавательная и практическая деятельность человека находится в тесном единстве и взаимосвязи. Методы археологических исследований многообразны и сложны, овладение их тонкостями происходит на протяжении всех пяти лет занятий в клубе, но общее знакомство с ними происходит уже на втором месяце обучения. Под археологическими методами подразумеваются разведки археологических памятников; раскопки могильников, поселений и других объектов; полевая фиксация и документация; полевая консервация, анализ, реконструкции; описание и обработка археологических материалов; датировка и синхронизация; статистика; состав и технология древних материалов и некоторые другие (Мартынов, Шер 1989: С.20-219). Археологическим разведкам и раскопкам отводится одно обзорное занятие в начале учебного года и три занятия, в том числе практическое, в конце. На обзорном занятии школьники знакомятся с основными методами археологических поисковых работ. Вопрос: «А как вы узнаёте, где именно жили древние люди?» - один из наиболее распространенных у первогодок. Археологические памятники могут быть обнаружены в процессе специального обследования местности. Рассказывается о том, где в поймах рек могут располагаться поселения и как определить их месторасположение на распаханных полях. В качестве наглядности используются фотографии археологических памятников, расположенных в типичных топографических ситуациях. Аналогично строится рассказ о памятниках на склонах и вершинах сопок, мысах и террасах. Данная информация обязательно закрепляется в первом же походе после занятия. В процессе поиска внимание должно обращаться на микрорельеф, растительность, цвет свежей пахоты, особенности светотени. Обследование местности - основной способ выявления памятников, поэтому ему отводится больше времени, чем другим способам. С остальными способами: авиаразведка, космическая, электроволновая, геомагнитная, биолокация - школьники знакомятся в общих чертах. Специальное занятие по археологическим разведкам проводится в конце учебного года, накануне полевого сезона. Здесь тщательно изучаются приёмы и последовательность проведения работ, школьники обучаются ведению необходимой полевой документации, составлению планов и описаний, зарисовке стратиграфии и т.п. Вслед за разведками, в начале года, ученики знакомятся с основными приёмами раскопочных работ. Первоначально рассказывается, для чего проводятся археологические раскопки, почему нужна тщательность и точность и как это достигается. Рассказ сопровождается демонстрацией фотографий основных моментов раскопок: нивелировка, разборка слоя, обработка стратиграфии и артефактов, консервация. В настоящее время руководителями клуба снят учебный видеофильм о методике проведения раскопок, но технические возможности (нет телевизора) не позволяют использовать его на занятиях. Остаётся надеяться, что в «Резерве» появится возможность использования учебных видеофильмов. В конце учебного года методика проведения раскопок и оформление полевой документации изучается более тщательно. На практическом занятии школьники обучаются работе с буссолью, нивелиром и теодолитом, размечают раскоп (используя теорему Пифагора о прямоугольном треугольнике на практике). Непосредственная практика участия в археологических раскопках приобретается в летних экспедициях. Камеральная обработка материала - один из обязательных методов археологических исследований. Здесь важно умение правильно очистить находки от земли или иного, при этом изделия из различных материалов требуют свой специфики, а затем правильно маркировать находки. Школьникам объясняется важность и необходимость работы. Здесь обязательно используется практические занятия. Трудно переоценить эмоциональный подъем, возникающий у школьника, когда грязный аморфный кусочек в его руках превращается в чистенький кусочек древнего сосуда или ржавый неясный стержень превращается в гвоздь или наконечник стрелы. Если для одних школьников эта работа может оставаться интересной на протяжении ряда лет, то другим начинает казаться однообразной и малоинтересной после трёх-пяти обработок. Здесь надо увидеть вторых и в летних экспедициях предлагать им иной род деятельности: работа только на раскопе, благоустройство лагеря, закупка хлеба и других продуктов и т.п. Ещё один вопрос, интересующий детей с первых дней занятий в клубе: «Как вы определяете, сколько лет этим вещам?» Проблема датировки имеет огромное значение в археологии. Существует ряд методов определения возраста, как правило, это наукоёмкие работы, с которыми школьники знакомятся лишь теоретически. Но типологический метод позволяет даже школьнику относительно быстро (в течение первого учебного года) научиться определять даты существования тех или иных объектов или артефактов. При изучении методов датирования типологический изучается в своих основных аспектах, а именно как одни вещи можно увязывать с другими и через какую-то датированную находку определять возраст всего комплекса. В процессе клубной работы ученики совершенствуют умение локализовать исторические факты во времени. А изучение типологического метода это умение на втором году обучения переводят в навык. Понятие «культурный слой» - одно из основных в полевых исследованиях. Здесь следует разбираться в особенностях почв, уметь видеть различные оттенки и изменение структуры почв, различать гумус, суглинки и супеси. Правильное изучение культурного слоя является основой интерпретации археологического памятника. На занятии эти проблемы рассматриваются теоретически, практические навыки приобретаются в процессе полевых занятий (походов). Одно из наиболее сложных понятий - «археологическая культура». Это не только общность определённого набора артефактов и сооружений на какой-то территории в определённое время. В этом понятии важно научить ребёнка выделять группу людей, племя или племенной союз, или иную общность и чем они отличались от других. Выделять их предшественников или последователей, видеть влияние со стороны соседей и на соседей. Если в начале года на занятии по основным понятиям науки археологическая культура рассматривается лишь в общих чертах и теоретически, то на протяжении всего остального времени школьники изучают каждую археологическую культуру Приморья персонально, совершенствуя и расширяя эти знания в последующие годы обучения. Понятие «археологической культуры» завершает собою изучение основных методов археологических исследований. Знакомство школьников с методами археологических исследований, позволяет не только осознать каким образом появляется та или иная информация о прошлом, но и учит критически подходить к этой информации. Хотя над стереотипом авторитетности печатного слова приходится работать долго. Если для первогодок прочитанное в научной книге неоспоримая истина, то для старших школьников это лишь вариант решения проблемы конкретным учёным или учёными, их результат использования тех или иных методов и полученных с их помощью каких-то итогов. Здесь важно показать, как воспринимать критично научную информацию и эта работа начинается с первого года занятий в клубе. Знакомство с методами археологических исследований развивает, в первую очередь, познавательный интерес.
|