А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Активизация интереса школьников к миру древностей
Перед учителем, старающимся всеми силами развить ребёнка, одной из основных является проблема активизации деятельности или других аспектов обучения. Под активизацией в обучении подразумевается такая организация познавательно деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика (Ворожейкина 1988: С.3). В поисках метода активизации интереса школьников к миру древностей (археологии) приходится не только изобретать что-то самому, но и отыскивать наработанное в самых разных областях педагогики, вплоть до методов развития интеллекта и различных умений у дошкольников. В этом нет ничего удивительного, поскольку археология как наука - совершенно неизвестный школьнику предмет и здесь азы обучения в свое основе такие же, как и в других предметах, которые начинают изучаться в более юном возрасте. Но это лишь отдельные элементы наших приёмов работы, основа же лежит в методах, применяемых для 12-летних и старше школьников. Любое структурное подразделение учреждения дополнительного образования любого профиля ориентирует свою работу на определённую возрастную категорию детей, под которую разрабатываются приёмы, средства, всё то, что понимают под методикой преподавания. «Резерв» рассчитан на старший подростковый возраст, к которому относят детей 13-15 лет (Особенности ... 1988: С.34), хотя пропедевтический курс преподаётся 12-летним подросткам. Под эту возрастную категорию и построена вся программа работы клуба. У этих детей сформированы основные исторические понятия, имеется достаточная физическая подготовка и определённый уровень самостоятельности, позволяющие активно привлекать их к археологии. Подготовка юных археологов в клубе «Резерв» осуществляется на основе авторской программы, которая на III Всероссийском конкурсе авторских программ в системе дополнительного образования стала лауреатом конкурса, заняв 9 место из 627 участников (Об итогах ... 1998: С.72). Клуб рассчитан на 5-летний курс обучения. Каждый учебный год в клубе занимаются 8 групп: 4-5 групп первого года обучения, 1-2 группы второго года обучения, по одной группе третьего и четвёртого-пятого годов обучения. Имеются утренние и дневные группы, рассчитанные для учащихся первой и второй школьной смены. Вся внутриклубная работа строится в рамках учебных групп, потоков или всего клуба. Понятие «поток» включает одну или несколько учебных групп, сформированных в течение учебного года. Группа, сформированная в 1988-89 учебном году стала 1-ым потоком. Каждый учебный год - новый поток. Поток формируется из 7-классников, но могут быть исключения для 6- или 8-классников. В 1998-99 учебном году первым курсом (годом обучения) является 11-й поток. Номер потока не меняется. Школьники могут перейти из одной группы в другую, но не переходят из потока в поток. Содержание образования отражено в авторской программе. В приложении программа приведена в том виде, в котором она выставлялась на Всероссийский конкурс. За год работы после конкурса в неё внесены незначительные изменения. В настоящее время ведётся работа по усовершенствованию внутрикурсовых связей, планируется частичное изменение содержания каждого годов обучения, в 4-5 года обучения будет добавлен курс археологии России, который познакомит школьников с основными вехами далёкого прошлого Родины и курс научной методики, который более глубоко познакомит школьников с теорией науки. Оба курса будут чередоваться друг с другом через год. Типовая программа ориентирована на вузовский курс археологии с упором на изучение европейской части России. В регионах зачастую идут тем же путём, подводя под детское понимание программы местных вузов, в которых имеется определённый региональный компонент. Некоторое время по этой же схеме строилась программа и в «Резерве», пока не вышли на нынешний вариант, который, в первую очередь, должен быть интересным для ребёнка и являться стимулятором его познавательного интереса. Для клуба юных археологов «Резерв» разработана следующая структура образования: 1 год обучения - Знакомство с археологическими материалами и памятниками. Знакомство с основами археологии. Обзорное знакомство с древней и средневековой историей Приморья (354 часа; 80 - теоретических, 18 - лабораторных, 112 - полевых и 144 летней практики). Программа этого года носит пропедевтический характер. 2 год обучения - Основы первобытной истории. Первобытная археология Приморья. Средневековая история и археология Приморья (466 часов; 80 - теоретических, 18 - лабораторных, 224 - полевых и 144 практики). 3 год обучения - Первобытная археология Приморья. Средневековая археология Приморья (466 часов, так же как и второй год обучения). 4-5 года обучения - Исследовательская работа школьников (466 часов; 52 - теоретических, 54 - лабораторных, 216 - полевых и 144 практики). Цель работы клуба - знакомство школьников с далёким прошлым Приморья, воспитание любви к своему краю, развитие гуманистических качеств и навыков исследовательской работы. Занятия в клубе направлены на решение следующих задач: * воспитание у школьников любви к своему краю и уважение к его прошлому; * воспитание должного отношения к археологическому наследию; * изучение археологии и методов её исследования, развитие навыков исследовательской работы с археологическими источниками; * изучение древней и средневековой истории края, знакомство с основными вехами истории сопредельных территорий; * развитие гуманистических качеств в ребёнке; * развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе клубной работы; * профилактика правонарушений школьников; * активизация летнего досуга школьников. Психологи отмечают, что для 7-классников преобладают, хотя и не сильно, пассивные развлекательные внеучебные интересы (Особенности .. 1988: С.44). Поэтому наша работа начинается именно с активизации интересов, что и отражено в первой главе настоящей работы. В ней рассматриваются два аспекта: развитие интереса к археологическим материалам и памятникам как к предметам исторического прошлого и формирование интереса к археологии как к исторической науке.
|