клуб

карта сайта

А.Л. Мезенцев

Археология и формирование интереса к истории у школьников 

Работа является лауреатом IV Дальневосточной выставки "Образование-2002"

 

Введение

1.Теория интереса

2. Активизация интереса

2.1. Развитие интереса к археологическим материалам

2.1.1. Работа с артефактами

2.1.2.Работа с археологическими памятниками

2.2. Формирование интереса к археологии

2.2.1. Знакомство с историей науки

2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований

2.2.3. Отношение к наследию

3.Углубление интереса

3.1. Знакомство с историей края

3.1.1. Теоретические занятия

3.1.2. Лабораторные занятия

3.1.3. Полевые занятия и экскурсии

3.1.4. Экспедиции

3.2. Исследовательская работа

3.2.1. Полевая

3.2.2. Камеральная

3.2.3. Библиографическая

3.3. Соревнования и выставки

3.4. Дальнейшее углубление интереса

4. Внешкольные особенности

Заключение и литература

 

 

Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

 

Экспедиции

 

Участие в экспедиции (летнем лагере) - один из основных стимулов привлекающих школьников в клуб. Существуют основные принципы работы подобных лагерей (Методика ... 1982: С.189; Методика ... 1978: С.175). Деятельность лагеря носит научно-исследовательский характер. Лагерь создаёт благоприятные условия для базовых исследований и маршрутного обследования соседних территорий, что позволяет сочетать научные и педагогические цели. Научный поиск вместе с романтикой путешествий создаёт хорошие условия для учебной и воспитательной работы на основе исторического краеведения. Лагерь способствует практическому овладению учащимися навыками раскопочных работ.

Обширна и программа лагеря, при этом экспедиции каждого месяца имеют свои особенности. Общим является работа на раскопах, обследование окрестностей археологических памятников, поиск новых археологических памятников, овладение комплексными методами изучения археологических памятников, камеральной обработкой материала в полевых условиях, экскурсии на интересные объекты в окрестностях (монастырь, курорт, монументы и т.п.). В июньской экспедиции (1 смена лагеря) большая часть свободного времени уделяется подготовке к краевому слёту юных археологов. В ходе июльской экспедиции (2 смена) школьники участвуют в слёте. Августовская экспедиция (3 смена) более плотно насыщена досуговыми мероприятиями, что является весьма полезным перед началом учебного года.

Лагерь должен работать на принципах самоуправления. Все хозяйственные работы должны выполняться самими учащимися, а жизнь лагеря строится на принципе самообслуживания: обеспечение лагеря дровами, водой, приготовление пищи и т.п.  Перед началом полевого сезона в «Резерве» клубным собранием избирается Великий Вождь, на котором в лагере лежит основной груз комендантских проблем. Руководители клуба стараются не вмешиваются в деятельность Великого Вождя, если он не допускает явных нарушений своих обязанностей. Великий Вождь самостоятельно разрабатывает график дежурства по кухне и столовой, организует работы по благоустройству лагеря, наведению порядка, проводит подведение итогов дня и прочее. 

Ежедневно вечером необходимо проводить подведение итогов дня, на котором коллективно анализируется прожитый день, планируется грядущий день, корректируются планы на будущее. Кроме организационных моментов подведение несёт огромную воспитательную нагрузку.

Экспедиция длится 20-25 дней и проводится в различных уголках Приморья. Кроме всего вышеперечисленного, это прекрасная возможность для самореализации школьника, возможность самостоятельно определять основное русло своей деятельности на эти три недели, что очень важно для подростка. Всё это делает лагерь настолько интересным, что он даёт эмоциональный заряд на целый год.

Перед началом нового учебного года на общем собрании проводится анкетирование («бумажное вече») школьников по прошедшему лету. Анкетирование позволяет учесть недоработки или развить успехи в организации следующего лагеря, добавляет новые идеи, позволяет более верно корректировать следующее лето.

Археология как наука не может существовать без полевых исследований. Поэтому полевые занятия необходимы для подготовки юных археологов, вместе с тем это один из краеугольных камней формирования устойчивого интереса к археологии в частности и к истории в целом.

 

* * *

Знакомство с историей Приморья методами теоретических, лабораторных и полевых занятий позволяет развивать познавательный интерес школьников к миру древностей. Методика этой работы постоянно расширяются и совершенствуются. За 10-летнюю практику работы клуба ни один учебный год не был похож на другой.

 

 

карта сайта

 

Hosted by uCoz