А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Исследовательская работа школьников
Знакомство с историей Приморья - первый шаг в развитии интереса школьников к миру древностей в системе дополнительного образования. Второй шаг - приобщение школьников к исследовательской работе, это уже иной уровень. В исследовательской работе основные стимулы интереса - творчество в сочетании с открытием нового или расширением представлений об известном. Эта форма работы начинает практиковаться со второго года обучения, расширяется на третьем и становится основной на четвёртом-пятом годах обучения в клубе. Иногда элементы этой работы применяются в группах первого года обучения в конце учебного года, если какая-то группа имеет соответствующую для этого подготовку. В процессе данной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи. Известно выражение Н.К.Крупской, что «школа должна пробудить в ребёнке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес к исследованию явлений и фактов как в области естествознания, так и области общественной жизни» (цит. по «Задачи школы 1-й ступени. // На путях к новой школе. М. 1922. №1. С.28). Эти слова в равной степени относятся и к системе дополнительного образования. Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Здесь учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. В ученических исследованиях различают два вида открытий: субъективные - открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику и объективный - открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение. В учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности (Методика ... 1978: С.60-61). Верность последнего тезиса была установлена нами ещё в самом начале работы клуба, когда погоня за научными результатами казалась адекватной достижениям в образовательной сфере. После осознания это ошибки работа была скорректирована. Погоня за научными достижениями - болезнь роста молодых объединений юных археологов. Эту «болезнь» сложно избежать, поэтому учителям, начинающим заниматься педагогической археологией, следует учитывать эту ошибку и вовремя сориентировать свой коллектив. Научные достижения важны для коллектива, в том числе как стимул, развивающий интерес школьников. Но учитель должен правильно разграничить научные и образовательно-воспитательные задачи. Методистами отмечается, что лучше всего выработать навыки исследовательской работы у школьников можно только на местном краеведческом материале, как наиболее доступном. Специфика ученических исследований - малоизученные краеведческие объекты, это создаёт большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учителя и учащихся. Пробуждение глубокого интереса к исследовательской работе во многом зависит от выбора тем, включающих элементы исследования (Методика ... 1978: С.62-63). Самая перспективная в археологии тема, которую успешно разрабатывают школьники - «Выявление новых археологических памятников». В Приморье эти памятники имеются во всех районах. Эту тему могут разрабатывать самые начинающие коллективы, лишь бы имелся опыт у руководителя. Отмечается, что именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, взывает у школьников наибольший интерес (Методика ... 1978: С.13). Исследовательская работа, проводимая школьниками, условно может быть разделена на три составляющих части: полевую, камеральную и литературную (библиографическую). Все эти части очень тесно переплетены между собой, но в основе, как правило, лежит полевая работа. Поскольку результаты именно этой работы дают материалы для второй и третьей.
|